Об административной ответственности в таможенной сфере

 

В связи со вступлением Российской Федерации наряду с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь в таможенный союз Евразийского экономического сообщества и принятием новых нормативных актов таможенного законодательства (Таможенный кодекс таможенного союза (далее - ТК ТС) (Таможенный кодекс таможенного союза принят решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, ратифицированным Российской Федерацией с принятием Федерального закона от 02.06.2010 N 114-ФЗ), Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации") остро встает вопрос срочного приведения национального законодательства России в соответствие с новыми реалиями.

В частности, на наш взгляд, необходимым является изменение диспозиций ряда статей (частей статей) главы 16 Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях, оперирующих устаревшими понятиями (терминами).
Так, в ряде статей (частей статей) используются термины "внутренний таможенный транзит" и "международный таможенный транзит" (ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.6, ч. 2 ст. 16.6, ч. 1 ст. 16.9, ч. 2 ст. 16.9, ст. 16.10 КоАП РФ). Однако термины "внутренний таможенный транзит" и "международный таможенный транзит" введены Таможенным кодексом РФ (далее - ТК РФ).
Так, согласно п. п. 1 и 2 ст. 79 ТК РФ внутренний таможенный транзит - таможенная процедура, при которой иностранные товары перевозятся по таможенной территории РФ без уплаты таможенных пошлин, налогов и применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения (ст. 92 ТК РФ), из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза с таможенной территории РФ, между складами временного хранения, таможенными складами, а также в иных случаях перевозки иностранных товаров по таможенной территории РФ, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей. В соответствии со ст. 167 ТК РФ международный таможенный транзит - таможенный режим, при котором иностранные товары перемещаются по таможенной территории РФ под таможенным контролем между местом их прибытия на таможенную территорию РФ и местом их убытия с этой территории (если это является частью их пути, который начинается и заканчивается за пределами таможенной территории РФ) без уплаты таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
С момента введения в действие ТК ТС, а позже и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" сами понятия "таможенная процедура внутреннего таможенного транзита" и "таможенный режим международного таможенного транзита" упразднены и вместо них введено понятие "таможенная процедура таможенного транзита", которое обобщает и сводит воедино действия по транзитной перевозке по таможенной территории таможенного союза товаров, находящихся под таможенным контролем. Законодательно закреплено, что ст. ст. 79 и 167 ТК РФ (в числе прочих) утратили силу.
В ряде частей статей использован термин "таможенный режим" (ч. 1 ст. 16.19, ч. 2 ст. 16.19, ч. 3 ст. 16.19, ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ). При этом принятый ТК РФ термин "таможенный режим", то есть таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения в отношении товаров и транспортных средств таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также статус товаров и транспортных средств для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории РФ либо за ее пределами, также упразднен с введением в действие ТК ТС и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации", а положения ст. 11 ТК РФ (наравне с другими) утратили силу.
Подпунктом 26 п. 1 ст. 4 ТК ТС введен термин "таможенная процедура" - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории таможенного союза или за ее пределами.
В ряде статей (частей статей) использован термин "таможенная территория Российской Федерации" (ч. 1 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.3, ч. 2 ст. 16.3, ч. 1 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.18, ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ). Однако указанный термин также был введен ТК РФ. Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 2 ТК РФ территория РФ составляет единую таможенную территорию РФ. Таможенная территория РФ также включает в себя находящиеся в исключительной экономической зоне РФ и на континентальном шельфе РФ искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством РФ. На территории РФ могут находиться создаваемые в соответствии с федеральными законами особые экономические зоны, являющиеся частью таможенной территории РФ.
С введением в действие ТК ТС и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" термин "таможенная территория Российской Федерации" упразднен, а положения ст. 2 ТК РФ (в числе прочих) утратили силу. Пунктом 1 ст. 2 ТК ТС установлено, что единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также исключительные экономические зоны и континентальные шельфы государств - членов таможенного союза, искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства - члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией. То есть термин "таможенная территория Российской Федерации" союзным таможенным законодательством не предусмотрен, так же как и понятия "таможенная территория Республики Беларусь" и "таможенная территория Республики Казахстан". Союзное таможенное законодательство построено на принципе единства таможенного пространства таможенного союза (без дробления на таможенные территории государств - членов союза).
В ряде статей использован термин "таможенная граница Российской Федерации" (ч. 1 ст. 16.1, ч. 2 ст. 16.1, ст. 16.4, ст. 16.21, ст. 16.22 КоАП РФ). Данный термин также принят ТК РФ. Так, согласно п. п. 4 и 5 ст. 2 ТК РФ пределы таможенной территории РФ, а также пределы территорий, указанных в п. п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ, являются таможенной границей. Таможенная граница совпадает с Государственной границей РФ, за исключением пределов территорий, указанных в п. п. 2 и 3 ст. 2 ТК РФ.
С введением в действие ТК ТС и Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" термин "таможенная граница Российской Федерации" упразднен, а положения ст. 2 ТК РФ (наравне с другими) утратили силу. Согласно п. 2 ст. 2 ТК ТС пределы таможенной территории таможенного союза являются таможенной границей таможенного союза. То есть здесь также реализован принцип единства таможенной территории таможенного союза.
Частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ установлено, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Следовательно, административная ответственность за те или иные деяния должна быть прямо установлена нормами законодательства об административных правонарушениях. При этом административная ответственность за нарушение таможенных правил устанавливается исключительно нормами федерального законодательства об административных правонарушениях (КоАП РФ) ввиду того, что вопросы таможенного регулирования находятся в ведении Российской Федерации (п. "ж" ст. 71, ст. 74 Конституции РФ).
Расширительное (распространительное) толкование норм КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность (в том числе за нарушение таможенных правил), недопустимо. Данная позиция, помимо прочего, отражена в большом количестве постановлений арбитражных судов РФ и имеет устойчивый характер в правоприменении.
То есть установленные КоАП РФ нормы административной ответственности подлежат буквальному толкованию, "когда объем толкования полностью совпадает с текстом правовой нормы".
Однако очевидно, что при буквальном толковании диспозиций вышеуказанных статей (частей статей) КоАП РФ, содержащих устаревшую терминологию, невозможно применить их к существующим правоотношениям и на законных основаниях привлечь лиц к административной ответственности за нарушение таможенных правил.
При этом практика показывает, что само существование данных норм КоАП РФ оправданно и отражает необходимость пресечения (а также предупреждения) предусмотренных ими административных правонарушений в целях защиты экономических интересов РФ и таможенного союза.
Следовательно, дабы не прибегать к неправомерному расширительному (распространительному) толкованию диспозиций вышеуказанных статей (частей статей) КоАП РФ, устанавливающих административную ответственность за нарушение таможенных правил, они подлежат изменению в части используемой терминологии.
Так, в диспозициях ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.6, ч. 2 ст. 16.6, ч. 1 ст. 16.9, ч. 2 ст. 16.9, ст. 16.10 КоАП РФ термины "внутренний таможенный транзит" и "международный таможенный транзит" должны быть заменены на термин "таможенная процедура таможенного транзита".
В диспозициях ч. 1 ст. 16.19, ч. 2 ст. 16.19, ч. 3 ст. 16.19, ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ термин "таможенный режим" должен быть заменен на термин "таможенная процедура".
Затем, в диспозициях ч. 1 ст. 16.1, ч. 3 ст. 16.1, ч. 1 ст. 16.3, ч. 2 ст. 16.3, ч. 1 ст. 16.18, ч. 2 ст. 16.18, ч. 4 ст. 16.19 КоАП РФ термин "таможенная территория Российской Федерации" подлежит замене на термин "таможенная территория таможенного союза".
Также в диспозициях ч. 1 ст. 16.1, ч. 2 ст. 16.1, ст. 16.4, ст. 16.21, ст. 16.22 КоАП РФ термин "таможенная граница Российской Федерации" должен быть заменен на термин "таможенная граница таможенного союза".
В противном случае за реально совершаемые нарушения таможенных правил не могут быть возбуждены соответствующие дела об административных правонарушениях (как за правонарушения, не предусмотренные нормами КоАП РФ), либо при попытках привлечения лиц к административной ответственности на основе устаревших норм КоАП РФ (фактически неприменимых к существующим правоотношениям при буквальном толковании) соответствующие постановления по делам об административных правонарушениях обречены на их оспаривание в административном или судебном порядке и, как следствие, их отмену.