Антимонопольное и ценовое регулирование в сфере торговли на едином экономическом пространстве
01.01.2012 в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 N 9 "О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации" вступило в силу Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года (Ратифицировано Российской Федерацией Федеральным законом от 11.07.2011 N 185-ФЗ) (далее по тексту - Соглашение, Соглашение 2010 года), заключенное между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией (далее - Беларусь, Казахстан и Россия соответственно).
Являясь международным договором, Соглашение фактически предопределило содержание национального законодательства Беларуси, Казахстана и России в ближайшей и среднесрочной перспективах.
Однако и его содержание было предопределено еще 10 лет назад, причем как на более высоком уровне, так и на более широком географическом пространстве.
Согласованная антимонопольная политика
Более высокий и с политической, и с экономической точек зрения уровень межгосударственного сотрудничества в сфере конкуренции был задан в Договоре о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26.02.1999 (Ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ), заключенном между Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном. Устранение ограничений конкуренции вызванных поведением хозяйствующих субъектов или вызванных вмешательством общегосударственных и территориальных органов, в той мере, в какой это может воздействовать на взаимную торговлю хозяйствующих субъектов государств, было определено в составе целей функционирования режима свободной торговли (статья 9). Для формирования общей экономической политики и развития инфраструктуры государства договорились проводить согласованную антимонопольную политику, а также создавать условия для добросовестной конкуренции в рамках Единого экономического пространства (статья 25). Содержание указанных договоренностей развивается в статье 33 Договора, согласно которой государства приняли на себя обязательства по принятию мер к недопущению злоупотреблений своим доминирующим положением одним или несколькими хозяйствующими субъектами с тем, чтобы воспрепятствовать:
- использованию методов недобросовестной конкуренции;
- ограничению производства, рынков или технического развития в ущерб потребителям;
- применению неодинаковых условий к равноценным сделкам с другими торговыми партнерами, ставя их, таким образом, в невыгодные условия конкуренции.
В 2000 году у тех же государств возникли конкретные обязательства в сфере согласованной антимонопольной политики однако в более широком составе - с Азербайджаном, Арменией, Грузией, Молдовой, Узбекистаном и Украиной. Государства Содружества Независимых Государств на межправительственном уровне заключили Договор о проведении согласованной антимонопольной политики от 25.01.2000 (Подписан Правительством РФ (Постановление от 14.02.2000 N 127)), в котором:
1) признали необходимость отказа от дискриминации, принятия государствами-участниками соответствующих антимонопольных законодательных актов и проведения эффективной антимонопольной политики;
2) зафиксировали стремление к предупреждению возникновения отрицательных для торговли и экономического развития факторов, которые могут возникнуть вследствие монополистической деятельности хозяйствующих субъектов;
3) приняли к пониманию растущего воздействия транснациональных корпораций на экономическое развитие государств-участников и возрастающей роли антимонопольной политики в обеспечении экономических интересов государств-участников.
Целью данного Договора было провозглашено создание правовых и организационных основ сотрудничества правительств государств-участников по проведению согласованной антимонопольной политики и развитию конкуренции, а также устранение отрицательных для торговли и экономического развития факторов и недопущения действий, наносящих ущерб экономическим интересам государств-участников вследствие монополистической деятельности и (или) недобросовестной конкуренции. Эта же цель, дополненная за счет одной из задач Договора, уточненной в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (относительно развития законодательства государств-участников), с некоторыми отличиями была воспроизведена в Соглашении 2010 года.
Новые цели межгосударственной интеграции
На понимание новой цели межгосударственной интеграции в сфере конкуренции оказали влияние и более узкий, "тройственный" состав международно-договорного сотрудничества, и ситуация, сложившаяся к концу первого десятилетия второго тысячелетия. Пройдя через мировой экономический кризис 2008 года, Беларусь, Казахстан и Россия, формулируя свои обязательства в сфере конкуренции в преамбуле Соглашения 2010 года, уже исходят из необходимости:
1) поддержки конкуренции для обеспечения эффективного развития экономики, стимулирования инновационных процессов и производства качественной продукции;
2) проведения единой конкурентной политики, являющейся необходимым условием формирования и эффективного функционирования Единого экономического пространства;
3) обеспечения равных условий конкуренции на товарных рынках Единого экономического пространства, в том числе недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов государств-членов к товарным рынкам государств-членов.
Исходя из этих обстоятельств, а также уже существующего опыта межгосударственного сотрудничества в сфере формирования согласованной антимонопольной политики, Беларусь, Казахстан и Россия определяют целью Соглашения формирование единой государственной политики для обеспечения:
- свободного перемещения товаров, услуг и капитала, свободы экономической деятельности и эффективного функционирования товарных рынков на единой таможенной территории государств;
- гармонизации законодательства государств в области конкурентной политики;
- недопущения действий, способных оказать негативное влияние на взаимную торговлю государств.
С учетом множественности задач, следующих из указанной цели, предметом Соглашения 2010 года определено установление единых принципов и правил конкуренции, обеспечивающих выявление и пресечение антиконкурентных действий на территории государств и действий, оказывающих негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории 2 и более государств. Соответственно субъектному компоненту в предмете Соглашения выделены 2 группы отношений, складывающихся в связи с совершением 2 групп действий, подлежащих выявлению и пресечению (рис. 1).
Рис. 1. Предмет Соглашения
В свою очередь, первая группа отношений подразделяется на отношения с участием органов государственной власти и органов местного самоуправления и отношения с участием хозяйствующих субъектов и строго между ними. Для первой подгруппы Соглашением 2010 года предусмотрено специальное регулирование в части непосредственно связанного с формированием и реализацией конкурентной политики процесса - государственного ценового регулирования (раздел IV).
Гармонизация законодательства Беларуси, Казахстана и России с учетом положений Соглашения определена в качестве самостоятельного этапа реализации Соглашения.
Этапы реализации Соглашения
Согласно статье 28 Соглашения его реализация происходит с соблюдением последовательности следующих этапов:
1 этап: создание необходимой нормативной базы для функционирования уполномоченного органа в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции в рамках Единого экономического пространства и для осуществления обжалования его решений в порядке, предусмотренном статьей 16 Соглашения;
2 этап: гармонизация законодательства каждого из государств-членов в порядке, предусмотренном статьей 30 Соглашения;
3 этап: передача Комиссии Таможенного союза полномочий по контролю за соблюдением хозяйствующими субъектами (субъектами рынка) государств-членов единых правил конкуренции, нарушение которых оказывает или может оказать негативное влияние на конкуренцию на трансграничных рынках на территории 2 и более государств, в порядке, предусмотренном статьей 31 Соглашения.
Проанализируем каждый из указанных этапов и попробуем определить, как будет развиваться законодательство о защите конкуренции Российской Федерации в ближайшей перспективе. Попутно уделим внимание законодательству Республики Беларусь и Республики Казахстан в указанной сфере и сравним его с соответствующим отечественным нормативно-правовым массивом.
Этап 1. Создание необходимой нормативной базы для функционирования уполномоченного органа
При заключении Соглашения в качестве уполномоченного органа в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции Единого экономического пространства была определена Комиссия Таможенного союза. С 02.02.2012 в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011 (Ратифицирован Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ) Комиссия Таможенного союза была упразднена, а полномочия, которыми она была наделена в соответствии с международными договорами, формирующими договорно-правовую базу Таможенного союза и Единого экономического пространства, а также решениями Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (Высшего органа Таможенного союза), были переданы Евразийской экономической комиссии, которая начала свою деятельность в марте 2012 года (в соответствии с решением Высшего евразийского экономического совета от 19.03.2012 "О начале работы Евразийской экономической комиссии").
Нормативная база в рамках ЕЭП
По состоянию на 25.11.2012 нормативная база для функционирования Евразийской экономической комиссии (далее по тексту - Комиссия) как органа, уполномоченного в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции в рамках Единого экономического пространства, сформирована в рамках ЕЭП наполовину. Из 8 обязательных в силу пункта 1 статьи 29 Соглашения актов принято 4:
1) Порядок взаимодействия, в том числе информационного, Евразийской экономической комиссии и уполномоченных органов государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в рамках Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции от 9 декабря 2010 года (утвержден решением Совета Комиссии от 23.11.2012 N 96);
2) Порядок рассмотрения заявлений (материалов) о нарушении правил конкуренции (утвержден решением Совета Комиссии от 23.11.2012 N 97);
3) Порядок проведения расследования нарушений правил конкуренции (утвержден решением Совета Комиссии от 23.11.2012 N 98);
4) Порядок рассмотрения дел о нарушении правил конкуренции (утвержден решением Совета Комиссии от 23.11.2012 N 99).
Дата вступления в силу перечисленных решений определена указанием на обстоятельства, обязательность наступления которых следует непосредственно из Соглашения: после принятия решения Высшего Евразийского экономического совета, фиксирующего факт исполнения требований, предусмотренных статьями 29 и 30 Соглашения, и введения в действие Соглашения, определяющего порядок защиты конфиденциальной информации и ответственность за ее разглашение, по истечении 10 календарных дней с той даты вступления в силу указанных актов, которая является более поздней.
Сформированной в полном объеме нормативную базу для функционирования Комиссии как органа, уполномоченного в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции в рамках Единого экономического пространства, можно будет считать после утверждения Комиссией методики оценки состояния конкуренции, а также функций и структуры подразделения Комиссии, обеспечивающего проведение расследований и подготовку материалов дел о нарушении правил конкуренции, установленных разделом III Соглашения, численности и статуса такого подразделения, требований к персоналу, регламента работы и порядка финансирования его деятельности.
Установление отложенного срока вступления в силу принятых нормативных актов Комиссии, необходимых для реализации Комиссией своих функций в качестве уполномоченного в сфере контроля за соблюдением единых правил конкуренции в рамках Единого экономического пространства органа, обусловило также гармонизацию законодательства каждого из государств, которая выделена в качестве самостоятельного этапа реализации Соглашения.
Этап 2. Гармонизация законодательства государств
Гармонизация законодательства как самостоятельный этап
Согласно статье 30 Соглашения государства приводят свое законодательство в соответствие с принципами и правилами конкуренции, установленными разделами II и III данного Соглашения. При этом в целях гармонизации законодательства каждого из государств в области конкурентной политики Комиссия своим решением по представлению государств:
1) устанавливает, какие нормативные правовые акты государств в этой области подлежат изменению или принятию;
2) определяет последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства каждого из государств в этой сфере;
3) устанавливает срок (не более 18 месяцев с момента вступления в силу данного Соглашения), в течение которого государства приводят свое законодательство в соответствие с принципами и правилами конкуренции, установленными разделами II и III Соглашения. В этот же срок государства должны обеспечить разработку и принятие модельного закона о конкуренции.
В соответствии со статьей 9 Договора о Евразийской экономической комиссии и пунктом 17 Приложения к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 18.11.2011 N 1, принятие актов, определяющих направления и содержание гармонизации актов законодательства государств в области конкурентной политики, отнесено к функциям и полномочиям Совета Комиссии.
Свои полномочия Совет Комиссии реализовал в решении от 20.07.2012 N 67 "О Перечне нормативных правовых актов государств - членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области конкурентной политики, которые подлежат изменению или принятию в целях гармонизации законодательств каждого из государств в области конкурентной политики в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции", одновременно утвердив в составе одного Перечня нормативных правовых актов Сторон в области конкурентной политики, которые подлежат изменению или принятию в целях гармонизации законодательства каждой из Сторон в области конкурентной политики, и собственно указанный перечень актов, и срок, в течение которого государства должны привести свое законодательство в соответствие с принципами и правилами конкуренции (табл. 1).
Таблица 1
N |
Государство |
Наименование и форма |
Срок исполнения |
1 |
Республика Беларусь |
Закон Республики Беларусь от |
Июнь 2013 |
2 |
Республика Казахстан |
Закон Республики Казахстан от |
Июнь 2013 |
3 |
Российская Федерация |
Федеральный закон от 26.07.2006 |
Январь 2013 |
Перечень нормативных правовых актов государств – членов Таможенного союза и Единого экономического пространства в области конкурентной политики, которые подлежат изменению или принятию в целях гармонизации законодательства каждого из государств в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах конкуренции
Что касается последовательности осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательства каждого из государств в области конкурентной политики, то в решении Совета Комиссии N 67 указанная последовательность определена в пункте 2 решения: в сроки, установленные Советом Комиссии, государствам предписано разработать нормативные правовые акты о внесении изменений в законы, включенные в Перечень, и после консультаций с Коллегией Комиссии рассмотреть возможность внесения соответствующих изменений и дополнений в законодательные акты и подзаконные нормативные акты в области конкурентной политики. Из данного предписания-поручения следует, что после разработки соответствующих проектов нормативных актов указанные проекты, а также проекты актов о внесении изменений в другие законодательные акты и подзаконные нормативные акты в области конкурентной политики должны пройти обсуждение в Коллегии Комиссии.
Российское законодательство о защите конкуренции
Как следует из Перечня, наиболее короткий срок подготовки изменений или принятия нового нормативного акта установлен для России. Данное обстоятельство объясняется тем, что нормы Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" были приняты за основу при разработке Соглашения, в связи с чем они в наибольшей степени соответствуют его положениям.
Данный Федеральный закон характеризуется наибольшей степенью соответствия Соглашению, поскольку в его содержание более чем за год до принятия в Российской Федерации "третьего антимонопольного пакета" был включен ряд положений, которыми Федеральная антимонопольная служба планировала либерализировать "второй антимонопольный пакет" 2009 года и осенью 2010 году вынесла его на публичное обсуждение.
Обеспечив включение в Соглашение положений, направленных на либерализацию российского антимонопольного законодательства, выраженного в нормах Федерального закона "О защите конкуренции" в редакции "второго антимонопольного пакета", то есть в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", Российская Федерация фактически предопределила ряд положений Федеральных законов от 06.12.2011 N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", от 06.12.2011 N 404-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", получивших обобщенное название "третий антимонопольный пакет".
Такая стратегия и тактика Российской Федерации в переговорном процессе по Соглашению фактически обеспечили высокую степень соответствия Федерального закона "О защите конкуренции" в редакции Федерального закона N 401-ФЗ Соглашению.
Сравнительный анализ понятийного аппарата Соглашения и Федерального закона "О защите конкуренции, а также соответствующих законодательных актов Беларуси и Казахстана показывает степень соответствия и основные различия в национальном регулировании в области конкурентной политики государств (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ определений основных терминов Соглашения и нормативных правовых актов Сторон
Термин |
Определение |
|||
Единое |
Россия |
Беларусь |
Казахстан |
|
Соглашение |
Федеральный закон |
Закон Республики |
Закон Республики |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
вертикаль- |
соглашение между |
соглашение между |
- |
антиконкурентные |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
взаимоза- |
товары, которые |
товары, которые |
- |
группа товаров, |
Комментарий: полное |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
государ- |
предоставление |
предоставление |
- |
- |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
группа лиц |
совокупность |
совокупность настоящей части признаку входит в группу с одним и тем же лицом, а также другие лица, входящие с любым из таких лиц в группу по какому-либо из указанных в пунктах 1 - 7 настоящей части признаку; 9) хозяйственное общество (товари- щество, хозяйствен- ное партнерство), физические лица и (или) юридические лица, которые по какому-либо из ука- занных в пунктах 1 - 8 настоящей части признаков входят в группу лиц, если такие лица в силу своего совместного участия в этом хозяйственном обществе (товари- щество, хозяйствен- ное партнерство) или в соответствии с полученными от других лиц имеют более чем пятьдесят процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли) в уставном (складочном) капи- ле этого хозяйственного общества (товарище- ства, хозяйствен- ного партнерства) 10) хозяйственное общество (хозяй- ственное партнерст- во) и физическое лицо или юридичес- кое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица назначен или избран единоличный испол- нительный орган этого хозяйствен- ного общества (хозяйственного партнерства); 11) хозяйственное общество и физичес- кое лицо или юридическое лицо, если по предложению такого физического лица или такого юридического лица избрано более чем пятьдесят процентов количественного состава коллегиаль- ного исполнительно- го органа либо совета директоров (наблюдательного совета) этого хозяйственного общества (часть 1 статьи 9 Федерального закона) |
- |
совокупность |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
Группа лиц |
- |
- |
Группа лиц |
|
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
дискрими- |
условия доступа |
условия доступа на |
- |
- |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
доминиру- |
положение хозяй- |
положение хозяй- |
исключительное поло- |
положение субъек- |
Комментарий: полное |
Комментарий: частич- |
Комментарий: |
||
конкурен- |
состязательность |
соперничество |
состязательность |
состязательность |
Комментарий: полное |
Комментарий: юриди- |
Комментарий: юри- |
||
координа- |
согласование |
согласование дей- |
- |
- |
Комментарий: полное |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
косвенный |
возможность |
возможность |
- |
- |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
монополь- |
цена, установлен- |
цена, установленная |
- |
цена, установлен- |
Комментарий: |
Комментарий: |
- |
||
монопольно |
цена, установлен- |
цена, установленная |
- |
цена, установлен- |
Комментарий: полное |
Комментарий: несоот- |
Комментарий: |
||
недобросо- |
любые направлен- |
любые действия |
любые направленные |
любые действия в |
Комментарий: юриди- |
Комментарий: частич- |
Комментарий: |
||
признаки |
сокращение числа |
сокращение числа |
- |
- |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
прямой |
возможность |
возможность физи- |
- |
- |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
соглашение |
договоренность в |
договоренность в |
договоренность в |
достигнутые в |
Комментарий: полное |
Комментарий: частич- |
Комментарий: |
||
товар |
объект граждан- |
объект гражданских |
все виды объектов |
товар, работа, |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
||
товарный |
сфера обращения |
сфера обращения |
сфера обращения това- |
сфера оборота то- |
Комментарий: |
Комментарий: частич- |
Комментарий: |
||
хозяйству- |
коммерческая |
коммерческая |
физические и юриди- |
субъект рынка - |
Комментарий: |
Комментарий: частич- |
Комментарий: |
||
экономи- |
сделки, иные |
сделки, иные |
|
1) реорганизация |
Комментарий: |
Комментарий: |
Комментарий: |
Как свидетельствует проведенный сравнительный анализ понятийного аппарата 3 законодательных актов, включенных в перечень актов, подлежащих гармонизации в соответствии с Соглашением, российский законодательный акт в наибольшей степени соответствует Соглашению, тогда как акты Беларуси и Казахстана требуют более глубокой и системной переработки, что предопределило установление срока для подготовки соответствующих проектов июнем 2013 года.
Апрель 2013 г.