Аспекты корректировки таможенной стоимости

 

Вопрос корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров на протяжении многих лет являлся камнем преткновения во взаимоотношениях таможни и импортеров. Общеизвестно, что при ввозе товаров корректировка таможенной стоимости в сторону увеличения традиционно использовалась таможенными органами в качестве основного резерва повышения собираемости таможенных платежей и выполнения таким образом планового задания по наполнению федерального бюджета. Плановое задание всегда имело устойчивую тенденцию к увеличению, поэтому стремление таможни извлечь максимум возможностей из ресурса корректировки таможенной стоимости год от года возрастало.

 

Новая нормативная база

 

ФТС и региональные таможенные управления активно работали в этом направлении и постоянно расширяли номенклатуру товаров, по которым устанавливались контрольные показатели минимально возможной стоимости (так называемые профили риска), а также повышали значения этих показателей. В последние годы эта ситуация порой приобретала абсурдный характер: стоимость, по которой таможня была готова выпускать грузы, по ряду товаров стала превышать фактический уровень цен, на которых заключались текущие сделки в соответствии с рыночной конъюнктурой. Участники ВЭД, честно ввозящие грузы по прямым контрактам с реальными ценами, вынуждены были представлять огромное количество документов, доказывая заявленную стоимость, и, потерпев тем не менее неудачу, отстаивать свою правоту в судах. Количество обращений в суд с каждым днем росло. Складывается впечатление, что в последнее время по поводу корректировки таможенной стоимости не судился только ленивый, по крайней мере у нас, в Санкт-Петербурге. Объясняется это тем, что, с точки зрения представленных доказательств, позиция таможни, как правило, была откровенно слабая, и в большинстве случаев судебные решения по вопросу таможенной стоимости принимались в пользу импортеров.
С началом функционирования Таможенного союза наступил новый этап, в том числе и в сфере регулирования таможенной стоимости ввозимых товаров. Нормативно-правовая база, регламентирующая вопросы таможенной стоимости в целом и корректировки таможенной стоимости в частности, к настоящему моменту полностью обновлена. Вместо Закона РФ "О таможенном тарифе" основополагающим правовым актом по определению таможенной стоимости в Таможенном союзе стало Соглашение между Правительствами России, Белоруссии и Казахстана от 25.01.2008. В Таможенном кодексе Таможенного союза вопросам таможенной стоимости отведена целая глава (N 8), при этом по корректировке таможенной стоимости в Кодексе есть отдельная статья. Для сравнения: в российском Таможенном кодексе таможенной стоимости была отведена всего одна статья, а термин "корректировка таможенной стоимости" даже не упоминался. Отдельная глава посвящена таможенной стоимости и в Федеральном законе "О таможенном регулировании в Российской Федерации". На смену трем Приказам ФТС, регламентировавшим порядок контроля таможенной стоимости, оформления декларации таможенной стоимости (ДТС) и корректировки таможенной стоимости (КТС), пришло Решение Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376, вступившее в силу с 01.01.2011. Вместо Инструкции ФТС по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости, утвержденной Приказом ФТС России от 22.11.2006 N 1206, появилась новая Инструкция аналогичного содержания, введенная в действие Приказом ФТС России от 14.02.2011 N 272.

 

Новеллы законодательства

 

Прежде всего надо отметить, что каких-то глобальных изменений, затрагивающих методологию определения таможенной стоимости, принципы ее контроля и корректировки, не произошло. Наверное, самое значительное на сегодняшний день - это то, что теперь контроль таможенной стоимости при декларировании и выпуске товаров практически в полном объеме осуществляют таможенные посты. В недавнем прошлом контроль таможенной стоимости при ее определении по иным методам, чем по цене сделки, относился к компетенции функциональных отделов по контролю таможенной стоимости. Что касается корректировки таможенной стоимости, то она по-прежнему может проводиться как до выпуска, так и после выпуска товаров по результатам дополнительной проверки и таможенного контроля. Очень важным моментом является то, что таможенный контроль, а следовательно, и корректировка таможенной стоимости теперь могут проводиться в течение трех лет после выпуска против одного года ранее. При этом количество раз, которое стоимость может корректироваться, не ограничено. Большинство остальных изменений, которые произошли, касаются в основном процедурных моментов, а именно более четкой регламентации действий должностных лиц таможенных органов при осуществлении контроля и корректировки таможенной стоимости. В частности, Решением КТС N 376 установлены формы решений о корректировке таможенной стоимости и о проведении дополнительной проверки, в которых в обязательном порядке указывается обоснование принятого решения. Ранее принятое решение о корректировке или уточнении стоимости отражалось только записью в ДТС. Что касается формы КТС, то она и порядок ее заполнения практически не претерпели изменений. Единственное, что стоит отметить, подписывать и ставить свою печать в КТС теперь уполномочен сотрудник, осуществляющий контроль стоимости. Раньше подпись и печать должен был ставить начальник поста или отдела контроля таможенной стоимости. Судя по практике в Санкт-Петербурге, начальники пока так и продолжают подписывать.
Одним из примечательных новшеств является то, что Закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" исчерпывающе устанавливает случаи принятия таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товаров без проведения дополнительной проверки. Это могут быть только выявление несоответствия сведений в декларации данным фактического контроля (например, по количеству и характеристикам товара), несоответствие заявленной величины стоимости предъявленным в ее подтверждение документам либо технические ошибки и опечатки, повлиявшие на величину таможенной стоимости. Надо заметить, что такая регламентация на уровне Закона имеет, конечно, положительный посыл, так как направлена, по всей видимости, на предотвращение принятия субъективных и поспешных решений. Вместе с тем законодатель почему-то не учел возможность проведения корректировки до выпуска и без проведения дополнительной проверки при неправильном выборе декларантом метода определения таможенной стоимости. Это не совсем логично, так как на практике очевидные методологические ошибки не исключены, например декларирование таможенной стоимости по первому методу при отсутствии сделки купли-продажи.

 

Дополнительная проверка

 

В действующем законодательстве более четко регламентированы процедуры корректировки таможенной стоимости после выпуска товаров по инициативе декларанта и самостоятельной корректировки стоимости таможенным органом, а также порядок проведения дополнительной проверки. На порядке дополнительной проверки я остановлюсь подробнее, так как он претерпел достаточно существенные изменения. Во-первых, изменились сроки проведения проверки. Если раньше предельный срок представления декларантом затребованных таможней дополнительных документов и сведений составлял 45 дней, то теперь этот срок увеличен до 60 дней. После того как декларант представит запрошенные документы, у таможни теперь есть еще 30 дней на принятие решения. Ранее этот срок был ограничен всего тремя рабочими днями. Если по результатам дополнительной проверки принято решение о корректировке таможенной стоимости, теперь отводится всего 10 дней на получение решения декларантом при отправке по почте и всего 5 рабочих дней на оформление необходимых документов и уплату доначисленных таможенных платежей. До этого таможня была обязана при принятии решения о корректировке пригласить декларанта прибыть для продолжения процедуры определения таможенной стоимости, в том числе для проведения консультаций, и срок прибытия мог составлять до 45 дней. Еще три дня могло отводиться на консультации, а при согласии декларанта на корректировку ему давалось еще 15 дней на оформление документов и уплату таможенных платежей. Таким образом, общий срок, в течение которого может продолжаться дополнительная проверка, незначительно сократился (со 114 до 105 дней). При этом примечательно, что у таможни появилось преимущество во времени, отводимом на принятие решения, а декларант получил только дополнительные 15 дней на этапе сбора документов, а затем, в случае принятия таможней решения о корректировке, время для его действий становится жестко ограниченным. Никакие консультации с таможней по выбору метода определения таможенной стоимости больше не предусмотрены. Кстати, все 60 дней, отводимые для сбора документов декларантом, а также последующие 30 дней до момента принятия решения могут быть использованы таможней для проведения самостоятельной проверки, в том числе путем отправки запросов в различные инстанции. Более того, теперь самостоятельные мероприятия практически вменяются в обязанность таможенникам, что является само по себе новеллой. Ее цель - обеспечить основания для принятия таможней решения по корректировке.
Что касается списка дополнительных документов, которые может запрашивать таможня для проведения дополнительной проверки, то он остался весьма внушительным и при этом открытым. Таможня по-прежнему имеет полномочия запрашивать фактически любые документы, которые, по ее мнению, могут подтвердить или опровергнуть возникшие сомнения. Правда, есть одно изменение, которое несколько облегчает жизнь декларанту, - это отмена многостраничной формы пояснений по условиям продажи, которые могли повлиять на цену сделки. Обусловлено это тем, что пояснения носили общий характер и распространялись на все ситуации, а в действующем законодательстве упор делается на запрос дополнительных документов, сведений, а также пояснений исходя из конкретной ситуации. Подтверждением этому является также то, что в Приказе ФТС N 272 конкретизировано, какие именно дополнительные документы могут быть затребованы при выявлении каждого из признаков недостоверности заявленной стоимости. Сам перечень этих признаков приведен в Решении КТС N 376. Кстати, это тоже впервые, прежде такого перечня не было.

 

Позитивная тенденция

 

Отдельно остановлюсь на вопросе взимания обеспечения таможенных платежей при проведении дополнительной проверки. Сейчас стали жестко регламентированы сроки внесения обеспечения - до момента истечения сроков выпуска, иначе таможня должна отказать в выпуске. Учитывая, что срок выпуска наступает на следующий день после регистрации декларации и такой же срок установлен для передачи декларанту решения о проведении дополнительной проверки и расчета суммы обеспечения, совершенно непонятно, как декларант может успеть внести это обеспечение вовремя. Я вижу одну реальную возможность - только если у него уже есть достаточная сумма авансовых платежей на счете таможни. Что касается размера обеспечения, этот вопрос, как и прежде, остается весьма субъективным. По закону таможня вправе определить размер обеспечения исходя из наибольшей возможной стоимости товаров того же класса или вида. На практике этот вопрос решается по усмотрению инспектора таможни, зачастую исходя из степени его лояльности по отношению к данному участнику ВЭД, так как размер обеспечения, которое затребовано, в подавляющем большинстве случаев никто не проверяет.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод о том, что, несмотря на упорядочивание целого ряда процедур, на законодательном уровне порядок контроля и корректировки таможенной стоимости ввозимых товаров в целом не стал проще и легче, а, наоборот, даже ужесточился по отношению к импортерам. Об этом свидетельствуют изменившиеся не в их пользу сроки постконтроля, дополнительной проверки, внесения обеспечения. Это отчасти подтверждает отсутствие в новом законодательстве утвержденного порядка проведения консультаций по таможенной стоимости. Об этом говорит и тот факт, что на уровне закона полномочия таможни в данной области остаются очень большими. Таможня по-прежнему может усомниться в заявленной стоимости по цене сделки на основании ценовой информации, которая есть в ее распоряжении, и назначить дополнительную проверку, взяв при этом обеспечение по максимуму и безвозмездно пользуясь этими деньгами больше трех месяцев.
Основная тенденция, которая прослеживается в действующих правовых актах по таможенной стоимости, - это стремление обязать сотрудников таможни более четко и грамотно обосновывать свои решения по проведению дополнительной проверки и корректировке таможенной стоимости, действовать не шаблонно и формально, а применительно к конкретной сделке и ее условиям. Подоплекой этого, безусловно, является большое количество проигранных дел в судах. Таким образом таможенная служба, по всей видимости, пытается решить проблемы доказательной базы, в расчете переломить в свою пользу судебную статистику.
Вместе с тем в качестве ложки меда в бочку дегтя напоследок отмечу, что большое количество проигранных дел и жесткие требования обоснования принятых решений сыграли на сегодняшний день и свою положительную роль. Во всяком случае, в Санкт-Петербурге в последнее время решений по корректировке таможенной стоимости и дополнительной проверке стало приниматься явно меньше. Если есть прямой контракт с производителем товара, сразу представлены такие документы, как экспортная декларация и прайс-листы, то стоимость ниже профиля риска может быть принята даже без проведения дополнительной проверки. Надеюсь, эта позитивная тенденция сохранится.