Авиагрузовая накладная при перевозке груза

 

Варшавская система предусматривает, что для осуществления международных грузовых авиаперевозок необходимо составление воздушно-погрузочного документа. Она содержит достаточно детальные положения относительно воздушно-погрузочного документа. Так, каждый перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя составления и вручения ему воздушно-погрузочного документа, всякий отправитель имеет право требовать от перевозчика принятия этого документа. Однако отсутствие, неправильность или утеря этого документа не влияет ни на существование, ни на действительность договора перевозки, который будет тем не менее подпадать под действие правил Варшавской системы с оговоркой, установленной в ст. 9 (ст. 5 Варшавской конвенции). Согласно ст. 9 Варшавской системы, если с согласия перевозчика товары погружены на борт воздушного судна без составления воздушно-перевозочного документа или если воздушно-перевозочный документ не содержит уведомления отправителя, то перевозчик не имеет права ссылаться на пределы ответственности.
Варшавская система по сравнению с Монреальской конвенцией содержит более детальные правила относительно воздушно-погрузочных документов.
Так, согласно ст. 6 воздушно-перевозочный документ составляется отправителем в трех подлинных экземплярах и вручается вместе с товаром.
Первый экземпляр носит пометку "для перевозчика" и подписывается отправителем. Второй экземпляр носит пометку "для получателя"; он подписывается отправителем и перевозчиком и должен следовать с товаром. Третий экземпляр подписывается перевозчиком и возвращается им отправителю по принятии товара. Статья V Гаагского протокола предусматривает, что перевозчик должен поставить свою подпись до погрузки товара на борт воздушного судна. Подпись перевозчика может быть заменена штемпелем; подпись отправителя может быть печатная или заменена штемпелем. Если по требованию отправителя перевозчик составит воздушно-перевозочный документ, он рассматривается до доказательства противного как действующий за счет отправителя. Варшавская система (ст. 7) устанавливает, что перевозчик товаров имеет право требовать от отправителя составления отдельных воздушно-перевозочных документов, если имеется несколько мест. Варшавская система (ст. 8) (ст. VI Гаагского протокола) определяет содержание воздушно-перевозочного документа. Так, он должен содержать:
а) указание места отправления и места назначения;
б) если места отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание по крайней мере одной такой остановки;
в) уведомление отправителя о том, что, если совершается перевозка, при которой место окончательного назначения или остановка находятся не в стране отправления, к такой перевозке могут применяться постановления Варшавской системы, которая в большинстве случаев ограничивает ответственность перевозчиков в случае утери или повреждения товаров.
Количество положений, касающихся грузов, в Монреальской конвенции относительно невелико. В отличие от Варшавской системы Монреальская конвенция использует термин "авиагрузовая накладная". Так, согласно ст. 4 Монреальской конвенции при перевозке груза выдается авиагрузовая накладная. Вместо авиагрузовой накладной могут использоваться любые другие средства, сохраняющие запись о предстоящей перевозке. Если используются такие средства, перевозчик по просьбе отправителя выдает ему квитанцию на груз, позволяющую опознать груз и получить доступ к информации, содержащейся в записи, сохраняемой такими средствами. Здесь, как и в отношении авиабилета, предусматривается возможность использования электронной авиагрузовой накладной. Иными словами, Монреальская конвенция говорит в принципе о любых средствах, не устанавливая никаких ограничений, что свидетельствует о существенном упрощении оформления перевозки: достаточно лишь записи, причем любого характера и любыми средствами.


Вместе с тем Монреальская конвенция (ст. 5) определяет содержание авиагрузовой накладной или квитанции на груз. Авиагрузовая накладная или квитанция на груз содержит:
а) указание пунктов отправления и назначения;
б) если пункты отправления и назначения находятся на территории одного и того же государства-участника, а одна или несколько предусмотренных остановок находятся на территории другого государства, указание по крайней мере одной такой остановки;
в) указание веса отправки.
Таким образом, в отличие от Варшавской системы Монреальская конвенция ввела в качестве обязательного указания авианакладной указание веса отправки.
Что касается описания авиагрузовой накладной, то эти положения воспроизводят ст. 6 Варшавской системы. Согласно ст. 7 Монреальской конвенции авиагрузовая накладная составляется отправителем в трех подлинных экземплярах. Первый экземпляр имеет пометку "для перевозчика" и подписывается отправителем. Второй экземпляр имеет пометку "для получателя" и подписывается отправителем и перевозчиком. Третий экземпляр подписывается перевозчиком, который передает его отправителю по принятии груза. Подписи перевозчика и отправителя могут быть напечатаны или проставлены штемпелем. Если по просьбе отправителя авиагрузовую накладную составляет перевозчик, то он рассматривается как действующий от имени отправителя до доказательства противного. При перевозке нескольких мест:
а) перевозчик груза имеет право требовать от отправителя составления отдельных авиагрузовых накладных;
б) отправитель имеет право требовать от перевозчика выдачи отдельных квитанций на груз, если используются другие средства при выдаче авиагрузовой накладной. В Монреальскую конвенцию включена ст. 9, согласно которой несоблюдение указанных требований ст. 4 - 8 не затрагивает существования или действительности договора перевозки, который тем не менее подпадает под действие Монреальской конвенции, включая правила об ограничении ответственности.
В международных воздушных Конвенциях решен еще ряд вопросов, связанных с авиагрузовыми накладными. Так, согласно ст. 10 Варшавской системы отправитель отвечает за правильность сведений и объявлений, касающихся товара, которые он заносит в воздушно-перевозочный документ. Статья VII Гаагского протокола предусматривает, что отправитель несет ответственность за всякий вред, понесенный перевозчиком или любым другим лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, по причине неправильности, неточности или неполноты сведений или объявлений, данных отправителем. Нормы об ответственности за правильность сведений в документации включены в ст. 10 Монреальской конвенции. Так, отправитель отвечает за правильность сведений и заявлений, касающихся груза, внесенных им или от его имени в авиагрузовую накладную или представленных им или от его имени перевозчику для внесения в квитанцию на груз или для включения в запись, сохраняемую другими средствами. Это положение применяется и в случае, когда лицо, действующее от имени отправителя, является также представителем перевозчика. Следующее положение Монреальской конвенции (п. 2 ст. 10) воспроизводит ст. VII Гаагского протокола: отправитель несет ответственность перед перевозчиком за любой вред, понесенный им или любым другим лицом, перед которым перевозчик несет ответственность, вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений и заявлений, представленных отправителем или от его имени. Вместе с тем Монреальская конвенция (п. 3 ст. 10) предусматривает, что, за исключением положений п. 1 и 2 ст. 10, перевозчик несет ответственность перед отправителем за любой вред, понесенный им или любым другим лицом, перед которым отправитель несет ответственность, вследствие неправильности, неточности или неполноты сведений и заявлений, внесенных перевозчиком или от его имени в квитанцию на груз или в запись, сохраняемую другими средствами.
Международные договоры, посвященные международным воздушным перевозкам, регламентируют доказательственную силу документации. Согласно ст. 11 Варшавской системы воздушно-перевозочный документ является удостоверением заключения договора, принятия товара и условий перевозки до доказательства противного. Данные воздушно-перевозочного документа о весе, размерах и об упаковке товара, а также о числе мест являются удостоверением до доказательства противного; данные о количестве, объеме и состоянии товара служат доказательством против перевозчика, поскольку им была сделана их проверка в присутствии отправителя с указанием об этом в воздушно-перевозочном документе или поскольку это касается данных о внешнем состоянии товара.
Монреальская конвенция предусматривает, что авиагрузовая накладная или квитанция на груз до доказательства противного являются свидетельством заключения договора, принятия груза и условий перевозки, указанных в них. Кроме того, любые сведения в авиагрузовой накладной или в квитанции на груз о весе, размерах и упаковке груза, а также о числе мест до доказательства противного являются свидетельством сообщенных данных; данные о количестве, объеме и состоянии груза не служат доказательством против перевозчика, за исключением тех случаев, когда им произведена их проверка в присутствии отправителя с указанием об этом в авиагрузовой накладной или квитанции на груз или когда они касаются очевидного состояния груза.
Международные воздушные конвенции регламентируют право отправителя распоряжаться грузом. Так, согласно ст. 12 Варшавской системы отправитель имеет право, при условии выполнения всех обязательств, вытекающих из договора перевозки, распоряжаться товаром, либо забирая его обратно с аэродрома отправления или назначения, либо останавливая его в пути следования при посадке, либо давая указание о выдаче его на месте назначения или в пути следования иному лицу, чем получатель, указанный в воздушно-перевозочном документе. Отправитель вправе также требовать возвращения груза на аэродром отправления, поскольку осуществление этого права не наносит ущерба ни перевозчику, ни другим отправителям. В этом случае отправитель обязан возместить все вытекающие из этого расходы. В тех случаях, когда невозможно исполнение распоряжений отправителя, перевозчик обязан немедленно его об этом уведомить.
Согласно п. 3, 4 ст. 12 Варшавской конвенции, если перевозчик исполняет распоряжения отправителя, не требуя представления выданного отправителю экземпляра воздушно-перевозочного документа, то тем самым он принимает на себя, с сохранением права регресса к отправителю, ответственность за ущерб, который может быть этим причинен надлежащему владельцу воздушно-перевозочного документа. Право отправителя прекращается в тот момент, когда возникает право получателя. Однако если получатель отказывается от принятия перевозочного документа или товара или если они не могут быть ему вручены, то отправитель снова приобретает свое право распоряжения.
Кроме указанных случаев согласно ст. 13 Варшавской системы получатель имеет право требовать от перевозчика с момента прибытия товара на место назначения передачи ему воздушно-перевозочного документа и выдачи ему товара против уплаты суммы требований и исполнения условий перевозки, указанных в воздушно-перевозочном документе. Если иное не будет оговорено, перевозчик обязан известить получателя немедленно по прибытии товара.
Если утеря товара признана перевозчиком или если по истечении 7-дневного срока, считая со дня, когда товар должен был прибыть, товар не прибудет, получателю разрешается осуществлять по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора о перевозке.
Монреальская конвенция также регламентирует право распоряжаться грузом. Так, п. 1 ст. 12 Монреальской конвенции, по существу, воспроизводит п. 1 ст. 12 Варшавской конвенции. Согласно п. 1 ст. 12 Монреальской конвенции отправитель имеет право, при условии выполнения всех обязательств, вытекающих из договора перевозки, распоряжаться грузом, забирая его в аэропорту отправления или назначения, задерживая его в ходе перевозки в любом пункте посадки, давая указания о выдаче его в пункте назначения или в ходе перевозки иному лицу, чем первоначально указанный получатель, или требуя возвращения груза в аэропорт отправления. Отправитель не должен использовать право распоряжения грузом в ущерб перевозчику или другим отправителям и обязан возместить все расходы, вытекающие из применения этого права. Если выполнить распоряжения отправителя невозможно, перевозчик обязан немедленно уведомить отправителя об этом.
Следующее положение Монреальской конвенции (п. 3 ст. 12) воспроизводит п. 3 ст. 12 Варшавской системы: если перевозчик выполняет указания отправителя в отношении распоряжения грузом, не требуя представления выданного последнему экземпляра авиагрузовой накладной, то тем самым перевозчик принимает на себя, сохраняя право регресса к отправителю, ответственность за любой вред, который может быть в связи с этим причинен законному владельцу этого экземпляра авиагрузовой накладной. Право отправителя прекращается в тот момент, когда возникает право получателя. Однако, если получатель отказывается принять груз или с ним невозможно связаться, отправитель снова приобретает свое право распоряжения.
Монреальская конвенция (ст. 9) предусматривает, что несоблюдение ее положений об авиагрузовой накладной (ст. 4 - 8) не затрагивает существования или действительности договора перевозки, который тем не менее подпадает под действие ее правил, включая правила об ограничении ответственности.
Монреальская конвенция регламентирует выдачу груза. Согласно ст. 13 этой Конвенции получатель имеет право требовать от перевозчика с момента прибытия груза в пункт назначения выдачи ему груза после уплаты причитающихся платежей и выполнения условий перевозки. Если не оговорено иное, перевозчик обязан известить получателя немедленно по прибытии груза. Если перевозчик признал утрату груза или если груз не прибыл по истечении 7-дневного срока со дня, когда он должен был прибыть, получатель вправе осуществить по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки.
Как и ст. 14 Варшавской системы, ст. 14 Монреальской конвенции предусматривает, что отправитель и получатель могут соответственно осуществлять все права, предоставленные им Конвенцией, каждый от своего имени, независимо от того, действует ли он в своих собственных интересах или в интересах другого, но при условии выполнения обязательств, налагаемых договором перевозки.
Статья 15 Монреальской конвенции воспроизводит п. 1 ст. 15 Варшавской системы. Она, в частности, устанавливает, что положения ст. 12, 13 и 14 не затрагивают отношений ни между отправителем и получателем, ни между третьими лицами, права которых производны либо от отправителя, либо от получателя. Любая оговорка, отступающая от положений ст. 12, 13 и 14, должна быть занесена в авиагрузовую накладную или в квитанцию на груз.