Автомобили с гибридным двигателем: ввоз, содержание, эксплуатация

 

Особенности авто, работающего на электричестве

 

Автомобили с гибридными двигателями в Россию завозятся из-за рубежа, поэтому один из первых вопросов - таможенное оформление автомобиля. Чтобы оплатить данную услугу, организации (юридические лица) вносят совокупный таможенный платеж, включающий таможенную пошлину, взимаемую по ставкам, определенным таможенными тарифами (в зависимости от вида авто, типа и объема двигателя); "ввозной" акциз, ставка которого зависит от мощности двигателя; НДС. Чем больше объем и выше мощность двигателя автомобиля, тем больше компании придется заплатить за растаможку. С двигателями, работающими на одном из видов топлива, вопросов не возникает, за основу для расчета принимаются мощность и объем, указанные в паспорте транспортного средства. Однако в отношении гибридных двигателей все не так просто. Автомобили, оснащенные такими силовыми установками, двигаются за счет энергии электричества и энергии внутреннего сгорания. Складывать ли данные по этим составляющим или достаточно выбрать одну для определения объема, мощности гибридного двигателя в целом? Прислушаемся к мнению компетентного в этом вопросе органа.

 

На что указывает Росстандарт?

 

Не секрет, что основным источником выбросов вредных (загрязняющих) веществ в механическом транспортном средстве является двигатель внутреннего сгорания. Снизить уровень выбросов можно путем применения систем нейтрализации, а также систем и устройств, позволяющих оптимизировать работу двигателя в наиболее опасных для экологии режимах движения ТС. Применение на так называемых гибридных электрических транспортных средствах электродвигателя совместно с двигателем внутреннего сгорания и иными, ставшими традиционными для автомобилестроения системами снижения уровня выбросов вредных (загрязняющих) веществ позволяет обеспечить выполнение данной цели.
Выполняя в гибридном электрическом ТС функции основного силового агрегата, двигатель внутреннего сгорания является также первичным источником электрической энергии, необходимой для работы электродвигателей. Обеспечение достаточного и регулярно возобновляемого запаса такой энергии в гибридных системах осуществляется путем аккумулирования электрической энергии, вырабатываемой генератором на определенных режимах работы двигателя внутреннего сгорания, а также электроэнергии, полученной за счет преобразования кинетической энергии транспортного средства в электрическую при его торможении. Таким образом, в "гибридных" авто применяется механизм рационального перераспределения и использования энергии жидкого топлива. Говорить о суммировании мощностей основного силового агрегата и электродвигателей, образующих в комплексе гибридную силовую установку, некорректно.
Исходя из сертификатов соответствия по Директивам ЕС, европейских одобрений типа (WVTA), а также "сообщений об официальном утверждении типа транспортного средства" по Правилам ЕЭК ООН, выданных европейскими аккредитованными органами и предоставляемых компаниями-изготовителями при проведении работ по оценке соответствия гибридных транспортных средств требованиям безопасности, предъявляемым в Российской Федерации, двигатель внутреннего сгорания является отдельным агрегатом транспортного средства, имеющим свои конструктивные особенности (рабочий объем двигателя, количество и расположение цилиндров, тип применяемого топлива, максимальную мощность, максимальный крутящий момент и т.п.), а электродвигатель, являясь преобразователем энергии, ранее выработанной двигателем внутреннего сгорания, вместе с генератором, превращающим эту энергию в электрическую, относится (внимание!) к трансмиссии.
Согласитесь, достаточно смелое и отчасти неожиданное заключение экспертов. Но автовладельцам оно на руку, так как позволяет ограничить расчет таможенных пошлин показателями объема и мощности только двигателя внутреннего сгорания. В подтверждение сказанного приведем рекомендации Росстандарта по заполнению отдельных строк паспорта ТС:
- строка 10 "Мощность двигателя л. с. (кВт)" должна содержать данные о двигателе внутреннего сгорания;
- строка 11 "Рабочий объем двигателя куб. см" - данные о рабочем объеме такого двигателя;
- строка 12 "Тип двигателя" заполняется в зависимости от применяемого в нем топлива (в контексте приведенных рекомендаций следует указывать двигатель внутреннего сгорания).
То есть таможенные пошлины будут определяться мощностью именно той части гибридной силовой установки, которая работает на традиционном топливе. Суммировать эту составляющую с электрической тягой не нужно, что позволит не переплачивать ввозные таможенные пошлины. ФТС Письмом от 13.10.2011 N 04-30/49595 довела разъяснения Росстандарта до своих сотрудников на местах, а значит, можно надеяться, что спорный вопрос определения показателей гибридного двигателя будет снят, по крайней мере, для применения таможенного законодательства.
Что касается правовых актов в сфере налогообложения, напомним читателю: мощность двигателя учитывается при исчислении транспортного налога. Официальных разъяснений по поводу определения мощности гибридной силовой установки налоговики еще не давали. Между тем нет уверенности в том, что инспекторы, как таможенники, будут принимать в расчет лишь мощность двигателя внутреннего сгорания, являющегося составной частью гибридной силовой установки. Предпосылки к этому появятся, если в ПТС будет указана информация, о которой говорил Росстандарт. Ведь мощность двигателя определяется исходя из технической документации на соответствующее ТС (в частности, в ПТС) и указывается в регистрационных документах. Если в них содержатся данные о мощности двигателя внутреннего сгорания, являющегося составной частью гибридной силовой установки, то и транспортный налог бухгалтер вправе исчислить на основе этого показателя. Если же в ПТС указаны иные данные, то не исключены разногласия с налоговиками по вопросу определения мощности двигателя гибридного авто. Отстоять свою выгоду перевозчику поможет прокомментированное разъяснение Росстандарта. Увы, оно не является руководящим документом для инспекторов ФНС, поэтому решительному налогоплательщику нужно быть готовым и к судебным разбирательствам. Но пока это в будущем.

 

Какие нюансы нужно учесть при списании топлива?

 

Автомобили с гибридными двигателями только начали появляться. Транспортные компании пока не испытывают острой необходимости в приобретении таких ТС. Но если в организации есть "гибрид", как бухгалтеру посчитать эксплуатационные расходы, а точнее расход бензина и электричества? В одном из предыдущих номеров журнала затрагивалась тема определения норм расхода газа для автомобилей, работающих на этом топливе. Для расчета можно использовать действующие Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (Введены в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р). В документе предусмотрено нормирование как для бензиновых и дизельных автомобилей, так и для транспортных средств, работающих на сжиженном нефтяном газе (пропанобутановая смесь). Однако нормы расхода электричества в указанном документе нет. Пригодятся только нормы расхода топлива для двигателя внутреннего сгорания, являющегося составной частью гибридного двигателя. Что касается агрегата, развивающего электрическую тягу, кажется, будто перерасхода электричества быть не может - ведь это не бензин, не дизельное топливо, чтобы его использовать не по прямому назначению. Между тем на автомобиле, имеющем любой двигатель, можно отклониться от маршрута, как по обоснованным, так и по необоснованным причинам. Соответственно, расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, будут оправданными или нет. Поэтому для любого ТС заполнять путевой лист необходимо, чтобы обеспечить подтверждение расходов на эксплуатацию.

Кроме того, электричество для работы гибридной установки берется не из солнечных, а из аккумуляторных батарей. Они, в свою очередь, заряжаются либо от кинетической энергии, вырабатываемой двигателем внутреннего сгорания, либо от внешнего источника питания, который тоже не бесплатен. Расходы на оплату зарядки аккумуляторных батарей в отсутствие установленных нормативов целесообразно нормировать исходя из технической документации на автомобиль. Единственный нюанс заключается в том, что проблематично определить, сколько автомобиль проехал на обычном топливе, а сколько на электричестве. Если это удастся сделать, бухгалтер сможет посчитать по нормам расход обоих источников энергии "гибридного" авто.

 

Столичные льготы для авто будущего

 

Правительство Москвы только приступило к разработке мер по повышению энергоэффективности на транспорте, включая личный. В рамках целевой среднесрочной Программы по снижению влияния выбросов отработанных газов от автотранспорта на окружающую среду на 2008 - 2010 годы московские власти разработали программу для стимулирования горожан к приобретению малолитражных автомобилей. Каждому покупателю так называемого сити-кара (небольшого автомобиля с объемом двигателя не более 1,2 л. с. с электрическими и гибридными двигателями) предполагалось выделить субсидию в размере тысячи долларов. Об этом сказано в Постановлении Правительства г. Москвы от 14.09.2011 N 429-ПП "Об утверждении Государственной программы города Москвы "Энергосбережение в городе Москве" на 2011, 2012 - 2016 годы и на перспективу до 2020 года". Что ж, может быть, финансовая поддержка гибридных авто не слишком существенна по сравнению с их стоимостью. Тем не менее субсидия не будет лишней при заправке такого авто и при подзарядке аккумуляторных батарей. Можно ожидать индексации указанной субсидии или введения иных преференций владельцам автомобилей с гибридными силовыми установками. Кстати, московские власти закупили автомобили с гибридными двигателями и они уже обкатываются на дорогах столицы (Распоряжение Правительства г. Москвы от 14.01.2009 N 13-РП). Результат - не только экономия топлива, но и заметное снижение выброса загрязняющих веществ в окружающую среду. Однако пока экономия не особенно ощутима в связи с высокой покупной стоимостью "гибридных" автомобилей. Вероятно, в будущем они станут более доступными для частных граждан и организаций.