Электронные платежи (расчеты) во внешней торговле

 

Массовая стремительная компьютеризация общества в конце прошлого - начале нынешнего столетия, развитие IT-технологий, совершенствование системы социальных и частных электронных телекоммуникационных сетей и неожиданно возникшая в связи с этим возможность у сотен тысяч и даже миллионов людей осуществлять с помощью компьютеров коммерческие операции, электронные покупки, продажи и платежи вполне закономерно привели общество к необходимости правового упорядочения данных процессов и выработки неких единых регламентирующих условий и правил, способных предотвратить разногласия и противоречия, возникающие у людей и организаций в ходе реализации этих процессов.
К положительным моментам электронного предпринимательства и электронных расчетов, способствовавшим такому развитию событий в отрасли, следует отнести в первую очередь широкую доступность, простоту операций и комфортные условия для покупателей. Как бы развивая эту мысль, следовало бы отметить и тот факт, что электронное предпринимательство стало доступно клиентам и потребителям не только в пределах рабочего дня и рабочего времени, но и в течение всех 24 часов в сутки.

Важной предпосылкой развития правовой регламентации электронного предпринимательства на начальном этапе его функционирования было признано приведение национальных и региональных законодательств в этой области к компромиссным и приемлемым вариантам, позволяющим осуществлять сделки на разных языках между партнерами, удаленными друг от друга на большие географические расстояния.
Осуществление безналичных расчетов с помощью расчетных документов на бумажных носителях чрезвычайно замедляет процесс совершения платежей и увеличивает его стоимость. Безналичные расчеты во многих зарубежных странах осуществляются в основном с помощью телекоммуникационных систем связи, бумажный оборот сведен до минимума.

Банки РФ давно поняли необходимость внедрения электронных расчетов. Однако попытки наладить систему безналичных расчетов с помощью расчетных документов в электронной форме наталкиваются на несовершенство действующего законодательства, его неприспособленность к потребностям практики.

Правовое регулирование данного вопроса осуществляется множеством нормативных документов, среди которых Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", Налоговый кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", внутренние нормативные акты оператора электронной системы расчета и др. В связи с возникающими у кредитных организаций вопросами Банком России подготовлено письмо от 19 декабря 2011 г. N 14-27/761, разъясняющее правомерность осуществления банками операций по переводу электронных денежных средств без открытия банковских счетов. С вступлением в силу Федерального закона "О национальной платежной системе" банки, имеющие лицензии на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов, получили статус операторов электронных денежных средств, которые осуществляют переводы электронных денежных средств без открытия банковского счета.

В целях решения проблем ответственности банков при расчетах с помощью расчетных документов в электронной форме следует рассмотреть особенности системы электронных платежей. В Российской Федерации электронные расчеты начали внедряться сразу в двух звеньях системы безналичных платежей: во взаимоотношениях коммерческих банков со своей клиентурой (уровень "банк - клиент") и в межбанковских расчетах (уровень "банк - банк"). Межбанковские электронные расчеты могут осуществляться как на основе корреспондентских счетов, открытых банками друг у друга, так и через различные специализированные финансовые институты.

Существуют определенные ограничения по электронным расчетам. Электронные средства платежа могут быть использованы только на основании соответствующего договора, заключенного оператором по переводу денежных средств с клиентом, а также договоров, заключенных между операторами. То есть для применения электронного средства платежа, во-первых, нужно, чтобы компания или предприниматель были идентифицированы оператором электронных денежных средств. Такое электронное средство платежа является корпоративным. Во-вторых, пополнять счет в ЭПС юридические лица и предприниматели могут только путем перечисления со своего банковского счета. В-третьих, запрещен перевод электронных средств между юридическими лицами и предпринимателями. Хотя бы одной из сторон перевода должно быть физическое лицо, не имеющее статуса индивидуального предпринимателя, при условии, что оно идентифицировано оператором. В-четвертых, использование электронных средств платежа возможно лишь при условии, что остаток электронных денег не превышает 100 000 руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте (по курсу Центробанка на конец рабочего дня оператора).

Для перевода электронных денег в адрес получателя сначала обычные денежные средства нужно предоставить оператору. Затем электронные деньги могут быть переведены по требованию как плательщика, так и получателя. В последнем случае это должно быть предусмотрено договором с оператором по переводу электронных денежных средств. Переводить денежные средства можно как через одного оператора, так и через нескольких. Средства должны быть переведены незамедлительно после того, как оператор принял распоряжение клиента.

В общем случае электронные деньги переводят путем одновременного списания денежных средств с остатка из электронного кошелька плательщика и увеличения остатка в электронном кошельке получателя. После этого перевод становится безотзывным и окончательным. После проведения перевода по распоряжению клиента оператор электронных денежных средств должен направить ему подтверждение исполнения.

О возникновении (прекращении) права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств нужно сообщить в инспекцию в течение семи дней.

Система электронных платежей с каждым днем набирает популярность среди постоянных пользователей, и имеются все предпосылки для роста ее участников во внешней торговле, т.к. в настоящее время интернет-торговля развивается гигантскими темпами, в т.ч. ожидается существенный ее рост в связи с присоединением России к Всемирной торговой организации.

На сегодняшний день является проблемным вопрос о возможности таких расчетов во внешней торговле. Особо остро стоит вопрос о подобных платежах раздельно для юридических и физических лиц. Физические лица уже давно, приобретая товары в зарубежных интернет-магазинах, оплачивают их электронными деньгами, а правовое регулирование этого вопроса достаточно проблемное. В Европе эта работа была поручена юристам и экономистам из специально созданных международных организаций, таких, как ОЭСР, ВТО, Международная торговая палата, Международная организация по стандартизации и некоторые др. В результате появились необходимые документы и типовые (модельные) законы, призванные урегулировать положение дел и унифицировать юридическое законодательство в сфере электронного бизнеса и электронных расчетов во внешней торговле.

Важной предпосылкой развития правовой регламентации электронного предпринимательства и электронных расчетов во внешней торговле на начальном этапе его функционирования стало приведение национальных и региональных законодательств в этой сфере к компромиссным и приемлемым вариантам, позволяющим осуществлять сделки на разных языках между партнерами, удаленными друг от друга на большие географические расстояния.

Дальнейшее развитие электронных сетей и новой отрасли в ряде стран достигло своего апогея к концу 2010-х гг., после чего, в т.ч. и в России, процессы развития сетей и виртуальной торговли несколько замедлились, а принимаемая нормотворческая база, наоборот, стала набирать обороты и постепенно стала догонять "убежавшие" далеко вперед возможности и реалии Интернета.

Апрель 2013 г.