ЕС вводит новые правила таможенного декларирования

 

Эта статья информирует о сути нововведений ЕС, касающихся подачи грузовой таможенной декларации на товары, поставляемые в страны ЕС морским и водным транспортом.

Евросоюз ввел с 1 января 2011 г. в действие новые правила подачи грузовой таможенной декларации на товары, поставляемые в страны ЕС морским и водным транспортом. В связи с этим решением Европейская организация экспедирования, транспорта, логистики и таможенных услуг (КЛЕКАТ) распространила циркуляр, в котором выразила свое отношение к вводу в действие новых правил.

 

Суть изменений

 

В частности, в циркуляре говорится, что применение с 1 января 2011 г. в практической деятельности системы единой ввозной таможенной декларации является обязательным. В стремлении предупредить возникновение и постановку вопросов, касающихся новых требований, Секретариат КЛЕКАТа решил предложить своим членам следующее объяснение этого требования ЕС.
Европейский союз принял решение о введении в практику системы единой ввозной таможенной декларации, которая возлагает единую и окончательную ответственность за составление и содержание ввозной таможенной декларации на перевозчика, то есть на лицо, которое физически доставляет грузы в страны, входящие в Европейское сообщество. С самого начала обсуждения этого вопроса экспедиторы и перевозчики строго придерживались мнения о том, что сведения о грузе и его особенностях, предоставляемые ответственными лицами, не могут быть искусственно отделены от этих лиц. Еще в 2007 г. страны - члены Европейского сообщества приняли положение о том, что перевозчик (лицо, которое физически доставляет товар в страны сообщества) может обеспечивать информацией заинтересованную сторону только в том случае, если он владеет такой информацией, и только в том случае, если это является частью его обычной профессиональной деятельности.
Довольно часто лица, которых перевозчики определяет как грузоотправителей или грузополучателей, узнают о том, что они являются логистическими операторами, только из транспортных контрактов. Закон Европейского сообщества не обязывает отождествлять их с экспортерами или импортерами, если они не информированы об этом.
КЛЕКАТ и другие коммерческие представительства Европейского сообщества защищают систему двойного заполнения таможенной декларации, в частности данные, относящиеся к транспорту, должны быть представлены перевозчиком, а сведения, относящиеся к коммерческой сделке, - импортером.
Двойное заполнение ввозной таможенной декларации, по мнению КЛЕКАТ, не имеет альтернативы в краткосрочном плане.
В этой связи КЛЕКАТ настаивает на том, что система единой ввозной таможенной декларации, предоставляемая перевозчиком, может быть введена в практику только после официального уведомления о том, что такая система недостаточна для полного определения степени риска.

 

Оценивайте риски

 

В последнее время КЛЕКАТ и представители других коммерческих организаций провели ряд встреч с официальными лицами Европейской комиссии, ответственными за проведение анализа состояния таможенных рисков.
Эти официальные лица подтвердили, что, по их мнению, положение в этой сфере деятельности остается неудовлетворительным и требует проведения дополнительного контроля. В этом выводе комиссии нет ничего неожиданного, поскольку в течение последнего времени мы неоднократно обращали внимание комиссии на отрицательную тенденцию развития таможенного декларирования в странах Европейского союза.
В 2005 г. КЛЕКАТ стало известно, что экспедиторам представляется возможность предъявлять единую ввозную таможенную декларацию. Такой порядок был одобрен, и в его исполнение была разработана специальная инструкция. Однако Комиссия Европейского союза и страны - члены этого союза отказались от принятия этой инструкции и продолжают отказываться от единого подхода к предъявлению таможенной декларации, осуществляемого одним ответственным лицом. При этом предполагается, что таможенная декларация может быть подана только с разрешения перевозчика, то есть стороны, которая отвечает за представление таможенной декларации на законном основании.
По мнению КЛЕКАТ, невозможно предусмотреть последствия от предъявления таможенной декларации, составленной на основе транспортного контракта, и что может произойти при проверке данных такой декларации. Однако в любом случае все стороны заинтересованы в получении единой ввозной таможенной декларации, содержащей самую подробную информацию о товаре. В этой связи возникает вопрос, что будет лучше для таможенного оформления товара: вести переговоры с перевозчиком о предоставлении им экспедитору сведений, необходимых для таможенной декларации, или предложить перевозчику самому представлять таможенную декларацию с включением в нее всех сведений, касающихся коммерческой стороны поставки.
Секретариат КЛЕКАТ придерживается той точки зрения, что нельзя оставаться безучастным в деле подачи единой ввозной таможенной декларации. Уровень обсуждения этого вопроса и приобретенный опыт подтверждает уверенность Секретариата КЛЕКАТ в необходимости предупредить своих членов о риске разделения коммерчески значимой информации, содержащейся в единой ввозной таможенной декларации.
Именно по этой причине, прежде чем предоставлять настоящую информацию в распоряжение перевозчика, КЛЕКАТ настоятельно рекомендует своим членам внимательно использовать возможность представления таможенной декларации напрямую или воспользоваться услугами специальных компаний, которые собирают и анализируют информацию о поставляемых товарах и направляют эту информацию от имени перевозчиков в таможенные органы. Такие компании гарантируют свое нейтральное положение в отношении интересов перевозчиков.