Применение физическими лицами единых правил Таможенного союза

 

Вот уже несколько лет после установления границ суверенных государств на пространстве бывшего СССР идут интеграционные процессы. Россия, Белоруссия и Казахстан, лидеры этого глобального геополитического процесса, уже несколько лет осторожно и взвешенно создают межгосударственные связи, которые, пройдя испытание временем, становятся прочным фундаментом для наднациональных институтов.
За последние годы звучало много критических комментариев, в основном от людей, далеких от этого процесса. Говорили о бесперспективности и чрезвычайной бюрократизированности интеграции. Но если вспомнить, что речь идет не о слиянии двух магазинов, а о процессе континентального масштаба, то чуть больше сотни заключенных на сегодня межправительственных соглашений уже не кажется чрезмерным количеством.

Возможно, некоторые из них действительно со временем утратят актуальность. Но важно помнить: евразийская интеграция - процесс, практически не имеющий аналогов. Любая, даже самая малая, инициатива тут должна пройти испытание временем. И только имея опыт практического применения заключенных договоренностей, можно реально понять, какие аспекты соглашений лишние, а какие необходимы для дальнейшего сближения.
Именно так и проходят сегодня процессы, направленные на формирование и развитие ЕврАзЭс. К примеру, ряд законопроектов, широко обсуждаемых сегодня, как раз и представляют собой поправки к принятым ранее и опробованным на практике соглашениям. Ниже рассмотрим ситуацию подробнее.

Интеграционные процессы являются одной из ярких, характерных черт развития постсоветского пространства. Одним из доказательств такой интеграции является образование на территории СНГ объединений, направленных на усиление взаимодействия и сотрудничества между странами - участниками этих процессов и унификации их законодательства. При этом ясно, что интеграция проходит на разных уровнях и с разными темпами, затрагивая различные аспекты социально-экономической, политической и культурной жизни. Так, с 1 января 2010 г. заработали механизмы Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России: единый таможенный тариф, единые правила нетарифного регулирования, включая единый порядок оформления лицензий и ограничений во внешней торговле.

В рамках этого Союза было заключено и заключается множество соглашений, облегчающих экономическое и торговое взаимодействие между странами, что и является одной из основных целей объединения. Одним из примеров такого взаимодействия является подписанное 18 июня 2010 г. Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. Целью данного соглашения является регулирование вопросов перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза, не урегулированных Таможенным кодексом. Соглашением установлен порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Таможенного союза товаров для личного пользования, в том числе транспортных средств, и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском. В целях либерализации условий ввоза физическими лицами товаров для личного пользования, установленных Соглашением, 19 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге был подписан Протокол, исключающий нормы соглашения, налагающие неоправданное обременение на физических лиц в части декларирования товаров малой стоимости. 23 ноября 2012 г. данный Протокол был ратифицирован Государственной Думой.

С принятием Протокола не будут облагаться таможенными пошлинами и письменно декларироваться при авиаперевозках товары для личного пользования, перевозимые физическими лицами, суммарной стоимостью ниже 10 000 тыс. евро и массой менее 50 кг.

Речь идет о том, что данным Протоколом предусматривается увеличение стоимостного предела для ввоза физическими лицами товаров для личного пользования. Если у нас старая норма была 50 кг и 1,5 тыс. евро, то этим Протоколом этот стоимостный предел увеличивается до 10 тыс. евро и 50 кг.

Как показала практика, на границе постоянно происходят казусы, когда граждане тратят дополнительное время и деньги на декларирование личных предметов и товаров. Это усложняет перемещение и не отвечает концепции сближения наших государств и создания единой таможенной территории.

Еще одним примером является Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров, подписанное 21 мая 2010 г.

23 ноября 2012 г. Государственной Думой также был ратифицирован Протокол к этому Соглашению, предусматривающий расширение перечня оснований, по которым не требуется предоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, т.е. при таможенном транзите товаров таможенные органы сторон не будут требовать предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, предназначенных для личного пользования членов персонала дипломатического представительства, работников консульского учреждения иностранного государства или членов персонала, приравненных к ним по объему привилегий органов и (или) миссий международных организаций, а также проживающих вместе с ними членов их семей.

Кроме того, освобождение от обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов предоставляется в отношении товаров, предназначенных для:

- использования в культурных и научно-исследовательских целях;

- проведения спортивных соревнований либо подготовки к ним;

- ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;

- обеспечения обороноспособности и государственной (национальной) безопасности сторон;

- переоснащения их вооруженных сил;

- защиты государственных границ сторон, использования государственными органами сторон.

Все эти примеры наглядно демонстрируют, какая активная работа ведется в рамках функционирования Таможенного союза. В связи с этим будет уместно сказать, что сформировалась действительно функциональная модель интеграции на постсоветском пространстве. Именно экономические выгоды от создания Таможенного союза породили идеи возрождения Единого экономического пространства. 1 января 2012 г. этот проект стартовал. В своей знаменитой статье "Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня" Владимир Владимирович Путин утверждает, что данный "интеграционный проект выходит на качественно новый уровень, открывает широкие перспективы для экономического развития и создает дополнительные конкурентные преимущества. Такое объединение усилий позволит не просто вписаться в глобальную экономику и систему торговли, но и реально участвовать в процессе выработки решений, задающих правила игры и определяющих контуры будущего". Из вышесказанного следует, что ЕЭП - новый уровень интеграции, закономерно вытекающий из деятельности Таможенного союза и являющийся итогом успешного функционирования объединения.

Если же проанализировать все шаги, предпринятые на пространстве ЕЭП за последние годы, можно увидеть, что поступательно продвигающийся процесс интеграции уже заложил прочную основу для ЕврАзЭс, и нет сомнений, что создаваемое геополитическое образование со временем будет играть одну из ведущих ролей на мировой политической арене.

Июнь 2013 г.