Налогообложение по соглашениям между Китаем и Россией

 

 

В условиях торговых и экономических санкций, введенных Евросоюзом, США и другими государствами в отношении России, наша страна была вынуждена переориентироваться на Восток. По итогам 2015 года финансовый показатель российско-китайского торгового оборота достиг 64,2 млрд. долл. Объем китайских поставок составил 32,9 млрд. долл., а импорт продукции из России - 31,4 млрд. долл. Ратификация нового российско-китайского межправительственного соглашения об избежании двойного налогообложения поможет оздоровить отечественную экономику.

 

Новое Соглашение

Федеральным законом от 31.01.2016 N 6 было ратифицировано Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и протоколы к нему от 13.10.2014 (далее - Соглашение), а также Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы от 08.05.2015 (далее - Протокол). Положения Соглашения и Протокола соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014.

Необходимо отметить, что между нашими странами действует аналогичное Соглашение от 27.05.1994, однако развитие двусторонних экономических связей и международные тенденции в области налогообложения привели к обоюдному желанию внести в него коррективы. Ввиду значительного числа предложенных изменений стороны пришли к выводу о целесообразности заключения нового соглашения вместо Протокола о внесении поправок в действующее.

При проведении переговоров по проекту Соглашения российская сторона руководствовалась Типовым межгосударственным соглашением об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.02.2010 N 84, а также рекомендациями ОЭСР и ООН.

Целью Соглашения является создание условий, при которых юридические и физические лица обоих государств будут освобождены от двойного налогообложения одних и тех же доходов, а также привлечение иностранных инвестиций в каждое из договаривающихся государств.

прямые инвестиции кнр в россии

Основной целью заключения Протокола является освобождение от налогообложения у источника выплаты в одном государстве процентов, выплачиваемых по кредитам и займам, предоставленных банками другого государства. Данная мера позволит российским заемщикам снизить затраты по привлечению и обслуживанию китайских кредитов. Протокол вступает в силу с даты последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами процедур, необходимых для его вступления в силу.

Соглашение и Протокол распространяются на налоги, взимаемые с общей суммы дохода или отдельных элементов дохода лиц, имеющих местожительство, постоянное местопребывание, место управления, место регистрации в России или Китае, включая налоги на доходы от отчуждения движимого или недвижимого имущества и налоги на общую сумму зарплаты, выплачиваемой предприятиями.

 

Предпринимательская деятельность

Соглашение и Протокол предусматривают, что налогообложение доходов (прибыли) от предпринимательской деятельности лица одного государства производится в другом государстве, если оно осуществляет деятельность в этом другом государстве через расположенное в нем постоянное представительство.

При этом в отношении деятельности на строительном или монтажном объекте установлено, что такая деятельность приводит к образованию постоянного представительства, если указанные объекты существуют более 18 месяцев, а в отношении оказания услуг - если такие услуги оказываются в течение 183 дней в любом 12-месячном периоде.

 

Имущество

Доходы от использования недвижимого имущества могут облагаться налогами в том государстве, где такое имущество фактически находится. Прибыль, полученная предприятием одного государства от эксплуатации морских или воздушных судов в международных перевозках, подлежит налогообложению только в нем. Дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного государства, резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом другом государстве.

Однако такие дивиденды могут также облагаться налогами в одном государстве, резидентом которого является компания, выплачивающая дивиденды, в соответствии с законодательством этого государства, но если дивиденды выплачиваются компанией, являющейся резидентом России, резиденту КНР, имеющему фактическое право на дивиденды, то в России взимаемый таким образом налог не должен превышать:

  • 5% общей суммы дивидендов, если лицом, имеющим фактическое право на них, является компания (не являющаяся товариществом), которая прямо владеет не менее чем 25% капитала компании, выплачивающей дивиденды, и эта доля участия в капитале составляет не менее 80 тыс. евро или эквивалентную сумму в любой другой валюте;
  • 10% общей суммы дивидендов во всех остальных случаях.

 

Проценты

Налогообложение процентов будет осуществляться в соответствии с Протоколом, согласно которому исключительное право на их налогообложение предоставлено государству, резидентом которого является получатель процентов.

Это особенно актуально в условиях санкций.

 

Авторские права и лицензии

Доходы от авторских прав и лицензий, возникающие в одном государстве и выплачиваемые резиденту другого государства, могут облагаться налогом в этом государстве.
Однако такие доходы могут также облагаться налогом в том государстве, в котором они возникают, но если их фактический получатель является резидентом другого государства, то взимаемый налог не должен превышать 6% от общей суммы доходов от авторских прав и лицензий.

 

Доходы физлиц

Соглашение предусматривает режим налогообложения доходов физлиц, аналогичный принятому в международной практике.

Физическое лицо уплачивает налоги со всех своих доходов в той стране, в которой оно находится свыше 183 дней в течение 12-месячного периода.

Исключение с учетом международной практики сделано для членов экипажей транспортных средств, эксплуатируемых в международных перевозках, артистов, спортсменов, госслужащих, пенсионеров и студентов.

 

Морские или воздушные суда

Капитал, представленный морскими или воздушными судами, эксплуатируемыми в международных перевозках, а также движимым имуществом, связанным с их эксплуатацией, подлежит налогообложению только в том государстве, резидентом которого является их владелец.

Другие виды доходов, которые не перечислены в статьях Соглашения, будут облагаться налогом у источника их возникновения. Соглашение будет применено также к идентичным или аналогичным налогам, которые будут установлены после его ратификации в дополнение или вместо существующих налогов.

Соглашение содержит положения, позволяющие отказать резиденту одного государства в предоставлении льгот по снижению или освобождению от уплаты налогов, если главной целью такого резидента или лица, связанного с ним, было получение упомянутых льгот.

Соглашение регулирует вопросы обмена информацией между компетентными органами обеих стран по налогам любого вида и рода, включая косвенные. В частности, Соглашение не позволяет отказать в представлении информации в случае отсутствия заинтересованности в ней у запрашиваемого государства, а также на том основании, что ею располагают банки, номинальные держатели, агенты, доверительные управляющие или если такая информация относится к правам владения каким-либо лицом.

Соглашение гарантирует недопущение налоговой дискриминации. Кроме этого, документ регулирует процедуру рассмотрения обращений и заявлений налогоплательщиков, разрешения споров в случае, когда действия одного или обоих государств приводят или приведут к его налогообложению не в соответствии с положениями Соглашения, а также определяет методы устранения двойного налогообложения.

Соглашение и Протокол вступают в силу на 30-й день после получения последнего из уведомлений о выполнении договаривающимися государствами внутригосударственных процедур, необходимых для их вступления в силу. Они будут применяться в отношении доходов, полученных за налоговые годы, начинающиеся 1 января или после 1 января календарного года, следующего за годом, в котором Соглашение вступает в силу.

Соглашение и Протокол будут способствовать повышению эффективности двустороннего сотрудничества в области налогообложения в части ограничения возможностей для минимизации налоговых обязательств путем использования льгот, предусмотренных международными соглашениями. Их реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а полученная российскими налоговыми органами от китайских коллег информация приведет к выявлению дополнительных источников налоговых поступлений в соответствующие бюджеты.

Остается добавить, что в январе текущего года Россия и Специальный административный район (САР) Гонконг также подписали межправительственное соглашение об избежании двойного налогообложения и о предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы. По мнению дипломатов, Соглашение значительно повысит привлекательность инвестиций в российские активы для действующих под юрисдикцией САР многочисленных азиатских и западных инвесторов.

Кроме того, с учетом установленных российским законодательством требований к порядку размещения ценных бумаг на зарубежных фондовых площадках документ позволит создавать дочерние фирмы специального назначения (Special Purpose Vehicle, SPV) непосредственно в Гонконге. Соглашение позволит решить вопросы налогообложения прибыли от предпринимательской деятельности, доходов от использования имущества, морских и воздушных перевозок, пассивных доходов (дивидендов, процентов и роялти), а также доходов физлиц. По данным Росстата, объем накопленных инвестиций из Гонконга составляет 213 млн. долл.

 

Справка

По данным Федеральной налоговой службы, Россия заключила соглашения об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения с 80 странами мира (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/international_cooperation/mpa/dn/). Данные соглашения разграничивают права каждого государства по налогообложению организаций и физических лиц. Однако методы их реализации (порядок уплаты налогов и способы привлечения к ответственности за совершенные правонарушения) устанавливаются внутренним законодательством каждой страны.

Апрель 2016 г.