Дополнительные положения, относящиеся к таможенной стоимости ввозимых товаров

 

Комментарий к статье 13 Закона "О таможенном тарифе": Дополнительные положения, относящиеся к таможенной стоимости ввозимых товаров

 

До внесения изменений в Закон РФ "О таможенном тарифе" Федеральным законом от 08.11.2005 N 144-ФЗ в юридической литературе и правоприменительной практике не было единства по вопросам определения таможенной стоимости товаров при изменении их таможенного режима. Особенно остро эти вопросы обсуждались в случаях, если во время нахождения под первоначально заявленным таможенным режимом таможенная стоимость товаров изменилась (уменьшилась). Одна правовая позиция заключалась в том, что таможенная оценка товаров должна производиться, исходя из состояния товаров на момент их первого после ввоза на таможенную территорию РФ помещения под таможенный режим (эта позиция и заложена в основу внесенных названным выше Федеральным законом изменений). Другая позиция обосновывала определение таможенной стоимости товаров, исходя из их фактического состояния на момент помещения под вновь избранный таможенный режим. Норма п. 1 ст. 13 новой редакции Закона РФ "О таможенном тарифе" устраняет существовавший пробел в законодательстве РФ по таможенной стоимости и таможенной оценке товаров и решает указанный правовой спор.

Согласно п. 1 комментируемой статьи Закон РФ "О таможенном тарифе" регламентирует порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ (фактически пересекших таможенную границу РФ или заявленных к ввозу при применении предварительного декларирования) при первом помещении таких товаров под таможенный режим. При изменении таможенного режима таможенной стоимостью товаров признается таможенная стоимость, определенная на день принятия таможенным органом таможенной декларации при первом после фактического пересечения таможенной границы РФ помещении товаров под таможенный режим, если иное не установлено таможенным законодательством РФ.

Иные правила таможенной оценки предусмотрены ТК РФ в отношении товаров, пришедших в негодность, испорченных или поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе.

Таможенный склад - это таможенный режим, при котором ввезенные на таможенную территорию РФ товары хранятся под таможенным контролем без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности (ст. 215 ТК РФ).

В соответствии со статьей 221 ТК РФ товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их хранения на таможенном складе, подлежат помещению под определенный таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. При выпуске для свободного обращения таможенная стоимость указанных товаров и (или) их количество определяются на день выпуска для свободного обращения (статья 222 Кодекса). Приведенные нормы ТК РФ основаны на положениях Киотской конвенции (стандартное правило 13 Специального приложения D) и корреспондируют норме статьи 105 ТК РФ о том, что товары, пришедшие в негодность, испорченные или поврежденные вследствие аварии или действия непреодолимой силы в период их нахождения под таможенной процедурой временного хранения, подлежат помещению под таможенный режим, как если бы они были ввезены на таможенную территорию РФ в негодном, испорченном или поврежденном состоянии. Смысл и целесообразность рассмотренных положений заключаются в том, что, поскольку в силу чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств товары будут введены в оборот на территории РФ уже в негодном, испорченном состоянии, взимание таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров в таком же размере, как и в отношении товаров не поврежденных, не соответствовало бы принципам разумного и справедливого налогообложения.

Для реализации рассмотренных выше положений ТК РФ относительно порядка декларирования и определения таможенной стоимости товаров, состояние которых изменилось во время их нахождения на таможенном складе, должны выполняться следующие условия:

- товары приведены в негодность, испорчены или повреждены в период их хранения на таможенном складе.

Исходя из буквального смысла положений статей 221, 222 ТК РФ, они не распространяются на товары, выпущенные в соответствии с таможенным режимом таможенного склада без фактического помещения их на таможенный склад (согласно п. 4 ст. 217 ТК РФ это возможно с письменного разрешения таможенного органа при помещении под таможенный режим таможенного склада товаров, которые из-за своих габаритов не могут быть помещены на таможенный склад, находящийся в разумной близости, при условии обеспечения уплаты таможенных платежей);

- причиной изменения состояния товаров явились авария или действие непреодолимой силы.

Понятие "авария" в таможенном законодательстве не определено, исходя из лексического значения данного слова, содержания понятия авария, установленного различными отраслями законодательства и международными договорами, можно сделать вывод о том, что аварией, в частности, могут быть признаны случайные обстоятельства, повлекшие негодность, порчу или повреждение товаров.

Слово авария (от итал. avaria - повреждение, ущерб) означает происшествие на экономическом объекте, транспорте, на линиях коммуникации, представляющее угрозу жизни и здоровью людей либо приводящее к разрушению производственных помещений, повреждению или уничтожению оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции. В морском праве под аварией понимают убытки, возникшие в связи с намеренно (общая авария) или ненамеренно (частная авария) нанесенным судну, грузу ущербом. Согласно Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и Правилам дорожного движения РФ, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в редакции от 25.09.2003), под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб. Положение о порядке применения Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП, 1975 г.), утвержденное Приказом ГТК России от 18 мая 1994 г. N 206, устанавливает, что дорожно-транспортными происшествиями считаются случайные обстоятельства, повлекшие повреждения грузовых отделений транспортных средств или таможенных печатей и пломб (пункт 13.1).

Под непреодолимой силой понимается чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (ст. ст. 202, 401 ГК РФ). Как правило, к таким обстоятельствам относятся природные и общественные события (стихийные бедствия, войны и т.п.).

На момент таможенной оценки товаров указанные выше обстоятельства должны быть установлены, признаны таможенным органом и должным образом подтверждены декларантом. В ходе таможенной оценки товаров уменьшение их таможенной стоимости (в конкретном стоимостном выражении) должно быть определено и подтверждено документально (например, экспертным заключением, составленным по результатам оценочной экспертизы товаров).

Пунктом 2 комментируемой статьи закреплены полномочия Правительства РФ в области таможенной оценки товаров. С учетом иных положений Закона РФ "О таможенном тарифе" Правительство РФ вправе устанавливать:

- правила применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров на основе положений Закона в целях обеспечения выполнения международных обязательств РФ;

- порядок определения таможенной стоимости ввозимых в РФ товаров, поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой силы;

- порядок определения таможенной стоимости товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию РФ;

- порядок определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с таможенной территории РФ (статья 14 настоящего Закона);

- ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, наличие которых не препятствует таможенной оценке товаров с использованием метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (подпункт 1 пункта 2 статьи 19 Закона).

Процедура таможенной оценки товаров регламентируется рядом нормативных правовых актов разного уровня: Законом РФ "О таможенном тарифе", ТК РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти - по отдельным вопросам определения и контроля таможенной стоимости в случаях, прямо предусмотренных Законом и Кодексом.

До вступления в силу Федерального закона от 08.11.2005 N 144-ФЗ разграничение вопросов, регулируемых разными нормативными правовыми актами, не было четким. С 1 июля 2006 г. в Закон РФ "О таможенном тарифе" включены "материальные" нормы, регламентирующие общие принципы таможенной оценки товаров, правила применения методов таможенной оценки, т.е. вопросы определения таможенной стоимости. ТК РФ содержит положения "процессуального" характера относительно заявления и контроля таможенной стоимости, на что прямо указано в пункте 3 комментируемой статьи.

Согласно ст. 323 ТК РФ основными обязанностями декларанта в рамках таможенной оценки товаров являются: определение таможенной стоимости товаров, заявление достоверных сведений о таможенной стоимости при декларировании товаров, подтверждение правомерности использования избранного метода таможенной оценки и правильности расчета таможенной стоимости.

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом самостоятельно по методам и при соблюдении всех требований, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе".

Сведения о таможенной стоимости заявляются при декларировании товаров путем заполнения декларации таможенной стоимости (ДТС).

Декларация таможенной стоимости - это таможенный документ установленной формы, в котором заявляются сведения о таможенной стоимости товаров, избранном методе таможенной оценки, условиях продажи и поставки товаров, которые могут повлиять на цену сделки и, следовательно, на таможенную стоимость. Сведения, заявляемые в декларации таможенной стоимости, являются сведениями, необходимыми для таможенных целей.

ДТС представляется при декларировании товаров в таможенный орган, производящий их таможенное оформление, и является неотъемлемой частью соответствующей таможенной декларации. Это, в частности, означает, что заявление в ДТС недостоверных сведений имеет те же аналогичные правовые последствия, что и заявление недостоверных сведений в таможенной декларации (в зависимости от характера заявленных недостоверных сведений это могут быть запрет выпуска товаров, привлечение к административной ответственности за нарушения таможенных правил по ч. ч. 2, 3 ст. 16.2 "Недостоверное декларирование товаров" КоАП РФ).

ДТС заполняется на все товары, ввозимые на территорию РФ, декларируемые с использованием грузовой таможенной декларации, за исключением случаев:

- ввоза товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;

- если при таможенном оформлении одной из предыдущих партий товаров, поставленных по внешнеторговому договору, согласно которому ввозятся декларируемые товары, таможенным органом было принято решение о возможности применения метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами в отношении всех товаров, поставляемых по этому договору, и не производятся дополнительные начисления к цене сделки и (или) вычеты из нее, а условия договора остаются неизменными;

- если при соблюдении требований законодательства РФ не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исходя из заявляемой величины таможенной стоимости.

При определении таможенной стоимости товаров на основе метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод) заполняется ДТС-1, в иных случаях заполняется ДТС-2.

ДТС удостоверяется лицом, ее составившим (путем проставления печати, если в соответствии с законодательством РФ указанное лицо должно иметь печать), и подписывается работником этого лица, заполнившим ДТС. Таможенным органом заполняются исключительно поля "ДЛЯ ОТМЕТОК ТАМОЖНИ".

В процессе определения таможенной стоимости товаров декларант наделен следующими основными правами:

1) доказать обоснованность применения избранного метода таможенной оценки и достоверность представленной в подтверждение заявленной таможенной стоимости информации.

Вопрос о том, на кого - декларанта или таможенный орган - должно быть возложено бремя доказывания правомерности использования избранного метода таможенной оценки и правильности расчета таможенной стоимости, вызывал серьезные разногласия при подготовке Соглашения о применении статьи VII ГАТТ. В итоге обязанность по доказыванию правомерности заявленной таможенной стоимости была возложена на декларанта;

2) получить консультацию таможенного органа по выбору метода определения таможенной стоимости.

По результатам проведения консультаций таможенным органам рекомендуется оформлять в письменном виде (в произвольной форме) отчет с отражением в нем даты проведения консультаций, основных обсуждаемых вопросов, перечня предоставленной декларанту информации, принятого по результатам консультаций решения по таможенной стоимости и согласие (либо несогласие) декларанта с предложенным решением. Отчет должен подписываться уполномоченным должностным лицом таможенного органа и декларантом, составляться в двух экземплярах (один остается в таможенном органе, другой передается декларанту);

3) право в приоритетном порядке определить таможенную стоимость по иному методу в случае отказа таможенного органа в применении первоначально избранного метода;

4) отказаться от определения таможенной стоимости на основе другого метода по предложению таможенного органа;

5) получить информацию (в письменной форме) о принятом таможенным органом самостоятельно решении по таможенной стоимости и его основаниях в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения.

6) получить товары в пользование и (или) распоряжение под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены;

7) обжаловать решение таможенного органа по таможенной стоимости в административном и (или) судебном порядке.

Контроль таможенной стоимости проводят таможенные органы. Под контролем таможенной стоимости поднимается совокупность мер, принимаемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ в части проверки достоверности заявленных лицами сведений о таможенной стоимости, правильности избранного метода таможенной оценки и расчета таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров.

Понятие контроля таможенной стоимости охватывается более общим понятием "Таможенного контроля", представляющего собой совокупность мероприятий, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ.

При контроле таможенной стоимости применяются, как правило, такие формы таможенного контроля:

а) проверка документов и сведений;

б) таможенный осмотр товаров и транспортных средств;

в) таможенный досмотр товаров и транспортных средств;

г) устный опрос;

д) получение пояснений;

е) таможенная ревизия.

При декларировании товаров контроль таможенной стоимости осуществляется путем проведения следующих операций:

- контроль правильности выбора метода определения таможенной стоимости, т.е. соответствует ли выбранный метод виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам;

- контроль правильности определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости: включение всех предусмотренных Законом РФ "О таможенном тарифе" для данного метода оценки компонентов и в случае заявления вычетов из выбранной основы для определения таможенной стоимости - их обоснованность;

- контроль документального подтверждения заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов;

- оценка достоверности заявленной декларантом таможенной стоимости с использованием системы управления рисками.

По результатам проведенного контроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают одно из 3-х возможных решений:

I. Решение о принятии заявленной декларантом таможенной стоимости - если не выявлено признаков, указывающих на неправильный выбор метода определения таможенной стоимости или расчета ее величины. Данное решение формализуется путем проставления уполномоченным должностным лицом таможенного органа в таможенных документах (ГТД, ДТС) отметки "ТС принята".

II. Решение об уточнении таможенной стоимости.

При этом в таможенных документах уполномоченным должностным лицом таможенного органа производится запись "ТС уточняется".

В качестве мер по реализации принятого решения об уточнении таможенной стоимости у декларанта запрашиваются дополнительные документы и сведения для подтверждения заявленной таможенной стоимости, пояснения по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, пояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров, расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей. Тем самым таможенный орган обеспечивает реализацию декларантом предоставленного ему права доказать правомерность и обоснованность избранного метода и заявленной величины таможенной стоимости. Для представления запрошенных документов и сведений таможенным органом устанавливается достаточный срок в рамках предельного срока, составляющего 45 дней после принятия таможенной декларации. Соответственно декларант вправе рассчитывать на такой разумный и достаточный срок, обеспечивающий возможность доказывания им обоснованности заявленной таможенной стоимости.

Право декларанта доказать обоснованность заявленной таможенной стоимости (п. 4 ст. 323 ТК РФ) одновременно выступает и как его обязанность подтвердить достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного метода таможенной оценки (ст. ст. 124, 127, 131, 323 ТК РФ).

Спорным в юридической литературе и правоприменительной практике является вопрос о пределах исполнения декларантом этой обязанности. Так, если заявленная таможенная стоимость существенно отличается от информации о стоимости аналогичных товаров, имеющейся в распоряжении таможенных органов, и представленные документы подтверждают именно такую величину таможенной стоимости (т.е. документы составлены надлежащим образом, внутренне не противоречат друг другу, в связи с чем у таможенного органа отсутствуют основания для отказа в их принятии в качестве документов, подтверждающих таможенную стоимость), возникает вопрос о том, обязан ли декларант обосновывать и подтверждать указанное выше отличие заявленной им таможенной стоимости по сравнению с информацией таможенных органов. Впоследствии, если таможенным органом принимается решение о корректировке заявленной таможенной стоимости, встает вопрос о правомерности такого решения.

Представляется, что указанная выше обязанность по доказываю достоверности заявленной таможенной стоимости предполагает в том числе подтверждение обоснованности ее отличия от уровня стоимости аналогичных товаров по сделкам, совершенным при сопоставимых условиях, по информации таможенных органов. Обоснованной она может считаться, если документально подтверждена величина таможенной стоимости и "причины" ее снижения, поскольку, претендуя на занижение налоговой базы, декларант обязан подтвердить наличие оснований для такого занижения (например, путем представления дилерского соглашения, в рамках которого декларанту предоставлены скидки; документов, подтверждающих более низкую цену товаров вследствие длительного постоянного сотрудничества контрагентов по внешнеторговому договору и др.).

Перечень основных документов для подтверждения сведений по таможенной стоимости, заявленных при декларировании ввозимых (ввезенных) в РФ товаров, утвержден Приказом ГТК России от 16.09.2003 N 1022. Это следующие документы.

1. При осуществлении поставки по договору купли-продажи или иному договору, когда, по мнению декларанта, возможно применение метода по цене сделки с ввозимыми товарами, декларантом представляются:

- Учредительные документы декларанта.

В таможенные органы представляются, например, устав акционерного общества либо устав и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, а также все изменения в учредительные документы, заверенные нотариально;

- Договор (контракт), действующие приложения, дополнения и изменения к нему.

В целях обеспечения защиты государственных интересов и интересов российских предприятий при осуществлении внешнеэкономической деятельности еще в 1996 году МВЭС России совместно с ГТК России и ВЭК России были разработаны Рекомендации по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов. Для упрощения и ускорения процедуры таможенной оценки и в целом таможенного оформления товаров во внешнеторговом контракте целесообразно указывать:

унифицированный номер контракта, состоящий из трех групп знаков с двумя разделителями "/", сформированных следующим образом:

ББ/XXXXXXXX/XXXXX или ЦЦЦ/XXXXXXXX/XXXXX, где

первая группа состоит из двух букв (ББ) или трех цифр (ЦЦЦ), соответствующих коду страны Покупателя (Продавца) по международному классификатору "Страны мира", используемому для целей таможенного оформления;

вторая группа состоит из восьми цифр, составляющих код организации Покупателя (Продавца) в соответствии с Общероссийским классификатором "Предприятия и организации" (ОКПО);

третья группа состоит из пяти цифр и представляет собой порядковый номер документа на уровне организации Покупателя (Продавца);

дата подписания контракта, оформляемая следующим образом:

ДД.ММ.ГГ,

где

ДД - день (2 цифры);

ММ - месяц (2 цифры);

ГГ - год (2 последние цифры года).

Каждые две цифры отделяются друг от друга точкой;

место подписания контракта;

полные официальные наименования организаций Продавца и Покупателя;

страна иностранного партнера и страна назначения (отправления) товара. Приводится полное наименование стран и их трехзначный код в соответствии с международным классификатором "Страны мира", используемым для целей таможенного оформления.

Предмет контракта:

Наименование и полная характеристика товара.

Полное коммерческое наименование товара, ассортимент, размеры, модели, комплектность, страна происхождения товара и другие данные, необходимые для описания товара, включая ссылки на международные и/или национальные стандарты на продукцию.

Тара/упаковка, маркировка товара.

Наименование тары или упаковки в соответствии с международным классификатором "Коды для видов груза, упаковок и материалов упаковок (с дополнительными кодами для наименований упаковок)". Описание и требования к маркировке товара.

Объем, вес, количество товара.

Объем груза, его вес с упаковкой (брутто) или без нее (нетто) в согласованных единицах измерения.

В случае необходимости приводится количество товара в единицах измерения в соответствии с таблицей единых измерений, приведенной в ТН ВЭД.

Цена и сумма:

Указывается общая сумма контракта и цена за единицу товара в валюте цены с приведением краткого наименования базиса поставки в соответствии с международными правилами толкования стандартных формулировок условий поставки товара ("ИНКОТЕРМС-2000"). Наименование и код валюты, в которой оценен товар в соответствии с классификатором валют, используемым для целей таможенного оформления.

В случаях, когда цена за единицу товара и сумма контракта не могут быть точно установлены на дату подписания контракта, приводится подробная формула цены либо условия ее определения с таким расчетом, чтобы при реализации всех оговоренных условий можно было однозначно установить цену товара и сумму контракта.

Условия платежа:

Дается описание условий платежа.

Указываются наименование и код валюты, в которой будет производиться платеж, в соответствии с классификатором, используемым для целей таможенного оформления, сроки платежа и условия рассрочки при ее предоставлении, а также обязательный перечень документов, передаваемых Продавцом Покупателю и подтверждающих факт отгрузки, стоимость и номенклатуру отгруженных товаров.

Рекомендуется предусматривать аккредитивную форму платежа или другую форму, гарантирующую безусловное поступление валютной выручки при экспорте товаров, а также предоставление гарантий на возврат платежа, ранее переведенного в оплату импортируемых товаров, в случае их непоступления.

Указываются полные наименования и почтовые адреса банков (филиалов) сторон, номера счетов, платежные реквизиты.

Срок поставки:

Приводится порядок поставки товаров, т.е. дата завершения поставок и/или график поставок конкретных партий товара с указанием срока действия контракта, в течение которого должны быть завершены поставки товаров и взаимные расчеты по контракту.

Условия приемки товара по качеству и количеству:

Указываются место и сроки проведения инспекции качества и количества товара, наименование независимой экспертной организации, порядок предъявления рекламаций.

Форс-мажор:

Формулируются форс-мажорные обстоятельства.

Прочие условия и обстоятельства сделки:

В специальных пунктах или разделах контракта оговариваются другие условия и обстоятельства сделки (гарантийные обязательства, лицензионные платежи, техническая помощь, сборка, наладка и монтаж оборудования, обучение персонала, информационные и другие услуги).

Рассмотрение споров:

Приводится порядок предъявления и рассмотрения неурегулированных претензий, порядок платежей по претензиям, рассмотрение спорных вопросов в арбитраже. Указывается, правом какого государства будут регулироваться отношения по контракту.

Санкции:

Указываются санкции за ненадлежащее исполнение обязательств сторон, в частности, за просрочки в поставке товара и/или просрочки в оплате стоимости товара, а также товара ненадлежащего количества и качества.

Адреса покупателя и продавца:

Юридические и полные почтовые адреса Продавца и Покупателя, контактный телефон, факс, телекс организации (предприятия) - Продавца и Покупателя.

Подписи сторон:

Даются подписи лиц, уполномоченных организациями Продавца и Покупателя заключить контракт, заверенные печатью, с указанием их Ф.И.О. и должностей;

- Счет-фактура (инвойс) и банковские платежные документы (если счет оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), а также другие платежные и/или бухгалтерские документы, отражающие стоимость товара.

Инвойс - один из основных документов, представляемых в подтверждение заявленной таможенной стоимости. Инвойс представляет собой коммерческий документ, выставляемый продавцом покупателю посредством заполнения стандартной формы для осуществления расчетов по поставкам товаров и содержащий сведения о товарах, их отправителе и получателе, цене и др. Стоимость товаров (цена сделки), указанная в инвойсе (счете-фактуре), называется фактурной стоимостью и является основным компонентом таможенной стоимости. Инвойс должен содержать сведения о наименовании и полной характеристике товаров (в том числе ассортимент, размеры, модели, страна происхождения, упаковка, цена за единицу товара, особенно если эти сведения не указаны во внешнеторговом договоре или иных документах, сопровождающих внешнеторговую сделку), сведения об условиях оплаты и банковских реквизитах и должен быть подписан продавцом. Однако в таможенном законодательстве требования к обязательным реквизитам инвойсов (счетов-фактур), представляемых в целях подтверждения таможенной стоимости товаров, а также перечень сведений, подлежащих указанию в инвойсах, не установлены. Этот аргумент зачастую используется участниками внешнеторговой деятельности и принимается судами в подтверждение неправомерности позиции таможенных органов, не рассматривающих инвойсы, в которых отсутствуют обозначенные выше реквизиты и сведения, в качестве документов, однозначно подтверждающих заявленную таможенную стоимость. Вместе с тем необходимо учитывать, что инвойс не является единственным документом, достаточным для принятия решения по таможенной стоимости (вне зависимости от того, насколько полным и исчерпывающим образом он содержит информацию, необходимую в целях таможенной оценки товаров); решение по таможенной стоимости должно быть принято таможенным органом на основе детального анализа всей совокупности представленных декларантом документов и сведений и информации, имеющейся в его распоряжении.

Кроме того, следует отметить, что согласно НК РФ (ст. 169) счет-фактура признается документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, определенном НК РФ. При этом счет-фактура, составленный и выставленный с нарушением предусмотренного порядка, не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению;

- Биржевые котировки в случае, если ввозится биржевой товар.

Перечень биржевых товаров очень широк (в него включены, например, медь, никель, свинец; сахар, кофе, какао и др.). Информация о биржевых ценах берется за основу или служит ориентиром при определении таможенной стоимости ввозимых биржевых товаров. В целях предотвращения случаев занижения таможенной стоимости отдельных видов товаров, являющихся объектами мировой биржевой торговли, и обеспечения единого подхода при принятии решений по таможенной стоимости биржевых товаров, в таможенные органы направляется информация для учета при контроле таможенной стоимости биржевых товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ;

- Транспортные (перевозочные) документы.

Это - коносамент, накладная или иные документы, подтверждающие наличие и содержание договора перевозки товаров и сопровождающие товары и транспортные средства при международных перевозках;

- Страховые документы, если они имеются, в зависимости от установленных договором условий поставки.

Необходимо иметь в виду, что определенные условия Инкотермс не допускают перевозку незастрахованных товаров и предусматривают обязательство поставщика передать получателю товаров документы, подтверждающие факт и расходы по страхованию товаров (например, условие CIF);

- Счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или заявлены вычеты этих расходов из цены сделки.

Расходы по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ признаются структурными компонентами таможенной стоимости (п. 1 ст. 19.1 настоящего Закона). Данные расходы не включаются в цену сделки с товарами, поставляемыми, например, на условиях EXW Инкотермс 2000. На практике участники внешнеторговой деятельности зачастую указывают на неправомерность требований таможенного органа о представлении документов об оплате транспортных расходов, если эти расходы включены в цену сделки согласно избранным условиям поставки товаров по Инкотермс (например, CPT, CIF). Вместе с тем, если сомнения таможенного органа относительно включения в таможенную стоимость транспортных расходов обоснованны, в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости представление указанных документов необходимо.

Расходы в связи с доставкой товаров по территории Российской Федерации от границы Российской Федерации до пункта назначения включению в таможенную стоимость не подлежат;

- Копию грузовой таможенной декларации (ГТД) и декларации таможенной стоимости (ДТС), принятых по первой поставке по контракту или по поставке, произведенной после подписания дополнительных приложений и/или соглашений к контракту, которые повлияли на сведения, указанные в первом листе ДТС-1, поданной при первой поставке (если меняется место таможенного оформления товаров);

- Другие документы, которые декларант считает необходимым представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.

Чаще всего это экспортная декларация, поданная на товары в стране вывоза, и прайс-лист, содержащий сведения о цене, по которой товары были проданы. Отметим, что прайс-листы, предназначенные для определенного покупателя (т.е. направлены в адрес конкретного юридического лица, осуществляющего ввоз товаров) и содержащие информацию о ценах на товары при поставках на тех же условиях, что и оцениваемые, не могут рассматриваться в качестве независимого источника ценовой информации и однозначно не подтверждают заявленную цену сделки.

2. При определении таможенной стоимости по методу по стоимости сделки с идентичными (однородными) товарами для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются документы, которые ранее были представлены для подтверждения обоснованности применения метода 1 для определения таможенной стоимости рассматриваемых идентичных (однородных) товаров, цена сделки с которыми выбрана в качестве основы для определения таможенной стоимости:

- Грузовую таможенную декларацию и декларацию таможенной стоимости;

- Договор купли-продажи (контракт) и дополнительные соглашения к нему;

- Счет-фактуру (инвойс);

- Банковские платежные документы (если счет был оплачен), а также другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимость товара;

- Транспортные (перевозочные) документы;

- Страховые документы, если они имелись в зависимости от условий поставки;

- Счет за транспортировку или калькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не были включены в цену сделки или были вычтены из нее при определении таможенной стоимости;

- Акт таможенного досмотра, акт повторного таможенного досмотра (если он производился);

- Другие документы, которые были представлены для подтверждения заявленной таможенной стоимости при применении метода 1 в отношении идентичных (однородных) товаров.

3. При определении таможенной стоимости по методу вычитания стоимости для подтверждения заявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляются следующие документы:

- Учредительные документы лица, которому проданы оцениваемые, идентичные или однородные товары;

- Договоры купли-продажи (контракты), по которым оцениваемые, идентичные или однородные товары проданы на внутреннем рынке РФ;

- Оформленные в установленном порядке счета-фактуры, выставленные при продаже товаров на внутреннем рынке РФ;

- Банковские платежные документы (если счета-фактуры оплачены);

- Бухгалтерские документы, отражающие затраты, связанные с ввозом и реализацией товара на территории РФ;

- Другие документы, требующиеся для подтверждения заявленной цены за единицу товара и расходы, подлежащие вычету из нее.

4. При определении таможенной стоимости по методу сложения стоимости для подтверждения заявленных сведений декларантом представляются следующие документы:

- Бухгалтерская документация изготовителя оцениваемых товаров, содержащая данные о стоимости материалов и издержках, понесенных в связи с производством и поставкой в РФ оцениваемых товаров, а также прибыли, получаемой в результате такой поставки;

- Бухгалтерская документация изготовителя и (или) экспортера, содержащая данные об общих затратах в связи с производством оцениваемого товара, а также прибыли, получаемой в результате поставки в Россию таких товаров.

5. При определении таможенной стоимости по резервному методу для подтверждения заявленных сведений декларантом представляются следующие документы:

- В зависимости от основы, выбранной для определения таможенной стоимости, - документы, перечисленные в пунктах 2 - 4;

- Копии первого (обложка с указанием наименования и даты источника информации) и соответствующих листов нейтральных источников информации, содержащих сведения о ценах, по которым товары того же класса или вида, что и оцениваемые, продаются или предлагаются для продажи на мировом рынке в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в РФ оцениваемых товаров; издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам, а также биржевые котировки цен;

- Договоры аренды или лизинга на ввозимые товары, содержащие сведения для расчета стоимости;

- Отчет об оценке товара, проведенной в установленном порядке организацией, уполномоченной в области оценочной деятельности в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в РФ;

- Транспортные тарифы, действующие в то же или почти в то же время, когда осуществляется ввоз в РФ оцениваемых товаров;

- Другие документы, требующиеся для подтверждения заявленных сведений.

В целях подтверждения таможенной стоимости товаров перечисленные документы обладают "равной юридической силой". Одновременно с этим в первую очередь рассматриваются документы, выражающие содержание внешнеторговой сделки (контракт, изменения и дополнения к нему, спецификации, заявки, заказы к контракту). Как было отмечено выше, решение по таможенной стоимости должно приниматься таможенным органом по результатам детального анализа всего комплекта документов, представленных декларантом, а также информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа.

Приведенный перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость, не является исчерпывающим. Помимо рассмотренных основных документов, представление которых предусмотрено на основании ст. 63 ТК РФ, таможенная стоимость может быть подтверждена любыми иными дополнительными документами, представленными декларантом по запросу таможенного органа либо в инициативном порядке на основании п. 4 ст. 323 Кодекса. Однако запрос таможенным органом документов, не влияющих на принятие решения по таможенной стоимости, или документов, которые объективно не могут быть представлены декларантом, с тем чтобы "подвести" под формальное основание (непредставление запрошенных документов) последующую корректировку таможенной стоимости, неправомерен. В качестве дополнительных у декларанта могут быть запрошены только документы, содержащие сведения о таможенной стоимости, которыми в силу закона или обычая делового оборота он должен или может располагать.

III. О корректировке таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

Данное решение отражается в ДТС или ГТД путем проставления отметки "ТС подлежит корректировке". При этом таможенный орган передает декларанту:

а) уведомление о принятом решении (оформляется в письменном виде в произвольной форме и подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа) и его основаниях. В уведомлении должны быть указаны номер ГТД, код товара в соответствии с ТН ВЭД России и его наименование, наименования сторон и реквизиты внешнеторгового контракта, условия поставки в соответствии с Инкотермс-2000, цена за единицу товара, перечень документов, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости, результаты сравнительного анализа заявленной цены сделки, перечень дополнительных документов и сведений, запрошенных у декларанта, результаты анализа представленных декларантом пояснений, дополнительных документов и сведений;

б) копию соответствующего листа ДТС или ГТД с решением о корректировке таможенной стоимости;

в) расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

Итак, при осуществлении контроля таможенной стоимости и принятии решений по таможенной стоимости таможенный орган вправе:

- запросить дополнительные документы и сведения по таможенной стоимости и установить достаточный для их представления срок, если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения по таможенной стоимости;

- принять решение о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости и предложить использование другого метода, если заявленная декларантом таможенная стоимость не подтверждена либо обнаружены признаки недостоверности и (или) недостаточности представленных декларантом документов и сведений;

- самостоятельно определить таможенную стоимость товаров, если в установленный срок декларантом не представлены запрошенные дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки недостоверности и (или) недостаточности представленных декларантом сведений и декларант отказался определить таможенную стоимость на основе другого метода.

Основные обязанности таможенного органа в рамках процедуры таможенной оценки товаров сводятся к следующим:

- осуществить контроль заявленных декларантом сведений о таможенной стоимости в соответствии с законодательством РФ;

- запросить дополнительные документы и сведения по таможенной стоимости и установить достаточный для их представления срок, если представленные декларантом при декларировании документы и сведения не являются достаточными для принятия решения по таможенной стоимости;

- провести консультации с декларантом по выбору метода определения таможенной стоимости в случае несогласия таможенного органа с использованием избранного декларантом метода;

- по просьбе декларанта осуществить выпуск товаров до завершения процедуры определения таможенной стоимости под обеспечение уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены;

- последовательно применять методы таможенной оценки при самостоятельном определении таможенной стоимости;

- уведомить декларанта о принятом таможенным органом самостоятельно решении по таможенной стоимости в срок не позднее дня, следующего за днем принятия такого решения, с приложением документов, содержащих обоснование принятого решения, и документов, на основании которых производился расчет таможенной стоимости;

- выставить требование об уплате таможенных платежей, если в результате определения таможенной стоимости таможенным органом требуется их доплата.

Изменение таможенной стоимости (корректировка) оформляется путем заполнения специальной формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей КТС-1 и КТС-2.

Форма КТС является неотъемлемой частью соответствующей грузовой таможенной декларации (ГТД). КТС-1 и КТС-2 состоят из четырех сброшюрованных листов самокопирующейся бумаги, которые распределяются аналогично листам ГТД и имеют специальные элементы защиты.

КТС-1 используется для уточнения сведений в отношении одного товара. При уточнении сведений в отношении нескольких товаров, декларируемых в одной ГТД, используются добавочные листы КТС-2, каждый из которых дает возможность указывать сведения еще по двум товарам.

При проведении корректировки таможенной стоимости товара КТС составляется на основе принятого таможенным органом решения о величине таможенной стоимости этого товара. Расчет скорректированной (уточненной) таможенной стоимости производится на бланке декларации таможенной стоимости (ДТС), к расчетам уточненной величины таможенной стоимости товара должны прилагаться все документы, на основании которых эти расчеты производились.

КТС составляет:

- лицо, подавшее таможенную декларацию, - если таможенным органом принята таможенная стоимость, скорректированная этим лицом;

- должностное лицо таможенного органа - если таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость.

До выпуска товаров КТС составляют:

а) при выявлении:

- технических ошибок, повлиявших на величину заявленной таможенной стоимости;

- несоответствия заявленной величины таможенной стоимости и ее компонентов предъявленным в их подтверждение документам;

- необоснованного выбора метода определения таможенной стоимости;

- некорректного выбора основы для расчета таможенной стоимости;

- несоответствия заявленных в таможенной декларации сведений о товаре (его описании, существенно влияющем на качественные и (или) коммерческие характеристики товара, количестве, стоимости и др.), повлиявших на величину таможенной стоимости товара, фактическим сведениям, установленным таможенным органом в процессе проведения им таможенного контроля;

- несоответствия фактурной и (или) таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и (или), соответственно, таможенной стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества, заявленного в ГТД, и (или), соответственно, качества, исходя из которого определялась заявленная таможенная стоимость товара;

б) при решении вопроса о выпуске товаров с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам контроля таможенной стоимости;

в) при определении таможенной стоимости товара таможенным органом в случаях, установленных таможенным законодательством РФ.

После выпуска товаров КТС составляют:

а) при принятии решения по таможенной стоимости товаров, выпущенных с обеспечением уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены;

б) при выявлении после выпуска товара:

- технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, повлиявших на величину его таможенной стоимости и (или) сумму подлежащих уплате таможенных платежей;

- несоответствия фактурной и (или) таможенной стоимости товара, заявленной в ГТД, фактической фактурной и (или), соответственно, таможенной стоимости товара, имевшей место на день принятия ГТД, в связи с отклонением количества и (или) качества поставленного товара от количества, заявленного в ГТД, и (или), соответственно, качества, исходя из которого определялась заявленная таможенная стоимость товара;

в) при выявлении в ходе проведения таможенного и валютного контроля (за исключением таможенной ревизии) после завершения таможенного оформления товара:

- технических и (или) методологических ошибок, допущенных при декларировании товара, которые повлияли на величину его таможенной стоимости и сумму подлежащих уплате таможенных платежей;

- дополнительных документов и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, которые не были учтены при заявлении таможенной стоимости товара и при расчете суммы подлежащих уплате таможенных платежей;

г) при выявлении в ходе таможенной ревизии, иных проверок, осуществляемых налоговыми, правоохранительными органами, дополнительной информации и сведений о товаре, его стоимости и обстоятельствах сделки, неизвестных на момент таможенного оформления этого товара, либо которые не были учтены при определении величины таможенной стоимости товара.