Метод вычитания

 

Комментарий к статье 22 Закона РФ "О таможенном тарифе": Метод вычитания

 

Новая редакция ст. 22 Закона РФ "О таможенном тарифе" заметно отличается от своей прежней редакции: законодатель детально и четко определил методологию таможенной оценки товаров по методу вычитания (четвертый метод). Это очень важно. Данный метод довольно сложный, "трудоемкий" в применении, поскольку предусматривает подбор, анализ и расчет таможенной стоимости на основе информации о продаже оцениваемых, идентичных или однородных товаров, осуществление определенных вычетов из цены, взятой за основу для определения таможенной стоимости, корректировку на стоимость, добавленную в результате переработки товаров и т.д. Каждая из таких операций должна основываться на количественно определенной и документально подтвержденной достоверной информации. На практике данный метод применяется редко ввиду отсутствия в таможенных органах информации, необходимой для его применения.

Закон РФ "О таможенном тарифе" определяет случаи (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 22), когда таможенная стоимость может быть определена по методу вычитания:

- если таможенная стоимость не может быть определена с использованием предыдущих методов (по стоимости сделок с ввозимыми, идентичными или однородными товарами - первый - третий методы) ввиду невыполнения их условий либо отсутствия информации о стоимости сделок с идентичными и однородными товарами; и

- декларант не заявляет об изменении порядка последовательного применения методов вычитания и сложения стоимости (четвертый и пятый методы). Эти методы в качестве исключения из общего правила могут быть применены в обратном порядке. Изменение последовательного применения методов четвертого и пятого допускается только по заявлению декларанта, таможенный орган при самостоятельном определении таможенной стоимости должен применять все методы таможенной оценки последовательно (см. подробнее комментарий к п. 2 ст. 12 настоящего Закона).

Основой для определения таможенной стоимости по методу вычитания может служить цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров, по которой эти товары продаются уже на территории РФ.

Понятия идентичных и однородных товаров используются в настоящей статье в том же значении, как они определены в ст. 5 (подп. 3, 4 п. 1) и употребляются в ст. ст. 20, 21 Закона (см. комментарий к названным статьям).

В качестве условий применения в целях таможенной оценки по методу вычитания цены единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже на рынке РФ Законом РФ "О таможенном тарифе" установлены:

1. Оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в РФ в том же состоянии, в котором они были ввезены в РФ.

Данное условие соответствует общему положению об определении таможенной стоимости ввозимых товаров на основе их стоимости на момент ввоза, пересечения таможенной границы РФ и предполагает, что по общему правилу за основу для определения таможенной стоимости по методу вычитания не может быть взята цена единицы товаров (оцениваемых, идентичных или однородных), проданных на рынке РФ после переработки, т.е. в измененном, переработанном состоянии.

Вместе с тем в соответствии с п. 4 комментируемой статьи, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в РФ в том же состоянии, в каком они были ввезены на ее таможенную территорию, по заявлению декларанта таможенная стоимость товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой они продаются после их переработки (обработки), при условии вычета стоимости, добавленной в результате переработки (обработки). Такие вычеты производятся на основе объективных и поддающихся количественному определению данных, относящихся к стоимости переработки (обработки). Требование о количественной определенности, достоверности и документальном подтверждении предъявляется ко всем сведениям, используемым при определении таможенной стоимости. Данное требование закреплено в п. 3 ст. 12 Закона РФ "О таможенном тарифе" и конкретизировано в иных его статьях (п. 7 ст. 19, п. 2 ст. 19.1, п. 2 ст. 20, п. 2 ст. 21).

Цена единицы товаров, по которой они продаются после их переработки (обработки), не может использоваться как основа для определения таможенной стоимости, если:

- в результате дальнейшей переработки (обработки) ввезенные товары теряют свои индивидуальные признаки, за исключением случаев, когда, несмотря на потерю товарами своих индивидуальных признаков, величина стоимости, добавленной в результате переработки (обработки), может быть точно определена;

- ввезенные товары составляют незначительную часть в товарах, продаваемых на внутреннем рынке РФ, и по этой причине стоимость ввезенных товаров не может оказать существенного влияния на стоимость продаваемых товаров.

Возможность применения цены единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже после переработки (обработки) определяется в каждом конкретном случае в зависимости от конкретных обстоятельств.

2. За основу таможенной стоимости, определяемой по методу вычитания, принимается цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже наибольшим совокупным количеством.

Это условие означает, что должна подбираться цена, по которой наибольшее число единиц оцениваемых, идентичных или однородных товаров было продано на первом после импорта коммерческом уровне.

3. Основой для определения таможенной стоимости по методу вычитания может служить цена единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров при их продаже в РФ между невзаимосвязанными лицами.

Понятие взаимосвязанных лиц раскрыто в подп. 2 п. 1 ст. 5 настоящего Закона. Это лица, отвечающие хотя бы одному из следующих условий:

если они являются сотрудниками (служащими) или руководителями организаций друг друга;

если они являются деловыми партнерами, т.е. связаны договорными отношениями, действуют с целью извлечения прибыли и совместно несут риски, связанные с возможными убытками;

если они являются работодателем и работником;

если какое-либо лицо прямо или косвенно владеет, контролирует или являются номинальным держателем пяти или более процентов выпущенных в обращение голосующих акций обоих лиц;

если одно из них прямо или косвенно контролирует другое;

если оба они прямо или косвенно контролируются третьим лицом;

если вместе они прямо или косвенно контролируют третье лицо;

если они являются родственниками.

Тот факт, что лица связаны в осуществлении своей деятельности таким образом, что одно из них является независимо от использованного обозначения единственным агентом, единственным дистрибьютором или единственным пользователем по договору коммерческой концессии другого, не может служить основанием для признания указанных лиц взаимосвязанными, если данные лица не отвечают ни одному из вышеперечисленных условий.

В зависимости от применяемого метода таможенной оценки выяснению подлежит наличие взаимосвязи непосредственно между участниками внешнеторговой сделки: иностранной стороной (продавцом) и российской стороной (покупателем) - при применении первого метода; либо между сторонами сделки по продаже товаров (оцениваемых, идентичных или однородных), совершаемой уже на территории РФ, т.е. между продавцом и покупателем на российском рынке, - при применении четвертого метода определения таможенной стоимости.

4. Оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, в который осуществляется ввоз оцениваемых товаров на таможенную территорию РФ. Для выполнения этого условия в целях таможенной оценки должна рассматриваться цена товаров на наиболее близкую к моменту ввоза на таможенную территорию РФ дату. Рассматриваемое условие применения четвертого метода содержит в себе оценочный критерий, устанавливаемый в каждом конкретном случае правоприменителем с учетом конкретных обстоятельств и специфики товаров, таможенная стоимость которых должны быть определена (см. пункт 2 комментария к ст. 20 настоящего Закона).

Пунктом 3 комментируемой статьи установлено, что, если ни оцениваемые, ни идентичные, ни однородные товары не продаются в РФ в тот же или соответствующий ему период времени, в который оцениваемые товары пересекали таможенную границу РФ, таможенная стоимость оцениваемых товаров определяется на основе цены единицы товара, по которой соответственно оцениваемые, идентичные или однородные товары продаются в РФ в количестве, достаточном для установления цены за единицу такого товара, в том же состоянии, в котором они были ввезены, на самую раннюю дату по отношению ко дню пересечения оцениваемыми товарами таможенной границы РФ, но не позднее чем по истечении 90 дней после этого дня.

Подобрав цену единицы оцениваемых, идентичных или однородных товаров, соответствующую рассмотренным выше условиям, для определения таможенной стоимости из нее необходимо произвести вычеты (отсюда само название - метод вычитания) следующих сумм:

а) вознаграждений агенту (посреднику), обычно выплачиваемых или подлежащих выплате, либо надбавок к цене, обычно производимых для получения прибыли и покрытия коммерческих и управленческих расходов в связи с продажей в РФ товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран.

Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов (включая расходы по реализации товаров) рассматривается как надбавка к цене товара, покрывающая указанные расходы, а также обеспечивающая получение прибыли в связи с продажей ввезенных товаров того же класса или вида.

Сумма прибыли и коммерческих и управленческих расходов учитывается в целом и определяется на основе информации, предоставленной декларантом, если сведения о прибыли и коммерческих и управленческих расходах сопоставимы со сведениями, имеющими место при продажах в РФ товаров того же класса или вида. Если сведения, используемые декларантом, не сопоставимы с имеющимися в распоряжении таможенного органа сведениями о сумме прибыли и коммерческих и управленческих расходов при продажах товаров того же класса или вида в РФ, таможенный орган может определить сумму прибыли и коммерческих и управленческих расходов на основе имеющихся у него сведений.

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 5 настоящего Закона товары того же класса или вида - это товары, относящиеся к одной группе или к ряду товаров, изготовление которых относится к соответствующему виду экономической деятельности, включая идентичные или однородные товары. В целях таможенной оценки товаров по методу вычитания может использоваться информация о продажах товаров того же класса или вида, в том числе ввезенных из других стран (в отличие от метода сложения - пятый метод, в рамках которого допускается использование информации только о товарах того же класса и вида, произведенных в той же стране, что и оцениваемые). Вопрос о том, являются ли оцениваемые товары и товары, с которыми они сравниваются, товарами того же класса или вида, должен решаться отдельно в каждом конкретном случае с учетом соответствующих обстоятельств. При этом рассматриваются продажи в РФ, возможно, более узкой группы или ряда ввезенных товаров того же класса или вида, включая оцениваемые, в отношении которых может быть предоставлена информация;

б) обычных расходов на осуществленные на таможенной территории РФ перевозку (транспортировку), страхование, а также связанных с такими операциями расходов в РФ;

в) таможенных пошлин, налогов, сборов, а также установленных в соответствии с законодательством РФ налогов, подлежащих уплате в связи с ввозом товаров на таможенную территорию РФ или с их продажей на этой территории, включая налоги и сборы субъектов РФ и местные налоги и сборы.

Указанные выше расходы, понесенные в связи с продажей оцениваемых, идентичных или однородных товаров на территории РФ, необходимо должны быть исключены (вычтены) из цены единицы товаров, принимаемой за основу для определения таможенной стоимости, поскольку таким образом цену товаров при продаже на внутреннем рынке РФ можно "приблизить" к цене товаров на момент их ввоза, пересечения таможенной границы РФ.

Расчеты таможенной стоимости по методу вычитания производятся с учетом нормативно-правового регулирования в сфере бухгалтерского учета в РФ (подп. 6 п. 1 ст. 5 Закона РФ "О таможенном тарифе").