Резервный метод

 

Комментарий к статье 24 Закона РФ "О таможенном тарифе": Резервный метод

 

Шестой (и последний) метод определения таможенной стоимости называется резервным. Само название данного метода и порядок определения таможенной стоимости с его помощью, регламентированный ст. 24 Закона РФ "О таможенном тарифе", характеризуют его содержание. В определенном смысле это метод, если не исключительный, то "запасной", применяемый только в тех случаях, когда в целях таможенной оценки не может быть применен ни один из предыдущих методов (не выполняются установленные Законом условия применения методов либо отсутствует документально подтвержденная информация для их применения) (п. 2 ст. 12, п. 1 ст. 24 настоящего Закона). В Соглашении о применении статьи VII ГАТТ для обозначения рассматриваемого метода вообще не используется какой-либо специальный термин, в ст. 7 Соглашения указано, что если таможенная стоимость импортируемых товаров не может быть определена согласно положениям статей 2 - 6 включительно (регламентируют предыдущие методы), то таможенная стоимость должна быть определена путем использования разумных способов, совместимых с принципами и общими положениями Соглашения и статьи VII ГАТТ 1994 года, на основе данных, имеющихся в стране импорта.

Особенность резервного метода состоит в том, что он не предусматривает какой-либо самостоятельной основы для определения таможенной стоимости, а базируется на предыдущих методах, допуская их гибкое использование. Это означает, что в рамках резервного метода таможенная стоимость рассчитывается по одному из предыдущих методов, применяемых гибко, т.е. с отступлением от некоторых критериев и условий применения этих методов, установленных Законом РФ "О таможенном тарифе". В частности, допускается следующее:

1) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, произведенными в стране иной, чем страна, в которой были произведены оцениваемые товары;

2) при определении таможенной стоимости товаров на основе стоимости сделок с идентичными или однородными товарами допускается разумное отклонение от установленных ст. 20 или ст. 21 Закона требований о том, что идентичные или однородные товары должны быть ввезены в тот же или соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары;

3) за основу для определения таможенной стоимости товаров может быть принята таможенная стоимость идентичных или однородных товаров, определенная по второму (по стоимости сделки с идентичными товарами) и по третьему (по стоимости сделки с однородными товарами) методам;

4) при определении таможенной стоимости товаров на основе метода вычитания допускается отклонение от установленного п. 3 ст. 22 Закона срока.

Данный перечень не является исчерпывающим, а приводится в Законе в качестве иллюстрации гибкого применения методов таможенной оценки.

Согласно п. 3 комментируемой статьи в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров по резервному методу не могут быть использованы:

1) цена на товары на внутреннем рынке страны экспорта (страны вывоза);

2) цена товара, поставляемого из страны его вывоза в третьи страны;

3) цена на внутреннем рынке РФ на товары, произведенные в РФ;

4) иные расходы, нежели расчетная стоимость, которая была определена для идентичных или однородных товаров в соответствии со ст. 23 настоящего Закона;

5) цена, которая предусматривает принятие для таможенных целей наивысшей из двух альтернативных стоимостей;

6) произвольные или фиктивные стоимости;

7) минимальные таможенные стоимости.

Определение таможенной стоимости по резервному методу должно базироваться на реальных, обоснованных данных. Обязательным требованием является также обеспечение максимально возможного подобия товаров. Это означает, что при рассмотрении предполагаемых аналогов для сравнения стоимости сначала подбирают идентичные товары, затем однородные, а при их отсутствии - товары того же класса или вида. Необходимым условием применения рассматриваемого метода является использование в качестве основы для определения таможенной стоимости информации, содержащей точное описание товаров: их коммерческие наименования, сведения о фирме-изготовителе, материале, технических параметрах и прочих характеристиках, которые влияют на стоимость товаров данного вида. Например, в качестве основы для определения таможенной стоимости товаров - DVD-проигрывателей не может быть взята информация о DVD-проигрывателях, имеющих существенные конструктивные отличия, различные технические характеристики и параметры, влияющие на их стоимость (поддержка разных форматов, выполнение определенных функций, дополнительные возможности, качество, репутация у потребителя).

При определении таможенной стоимости по шестому методу в качестве базы для таможенной оценки могут использоваться ценовые данные из нейтральных источников информации. Это ценовая информация, представляемая из независимых, незаинтересованных источников, чем обеспечивается ее объективность, достоверность, соответствие реальным ценам на товары, сложившимся на открытом рынке.

К числу нейтральных источников информации относятся, например, издания, в том числе специализированные печатные издания, содержащие подробное описание конкретного товара и четкое определение структуры цены; каталоги независимых фирм типа Евротакс, ОТТО; публикуемые или рассылаемые официальные прейскуранты цен на товары либо торговые предложения фирм по поставкам конкретных товаров и их ценам; ценовые справочники, в частности, информационные бюллетени "Справочник цен мирового рынка", "Цены российского и мирового рынков", подготовленные Всероссийским научно-исследовательским конъюнктурным институтом, другие издания - "Конъюнктура рынков", "Цена дайджест", "Маркетинговый обзор", "Метал-прайс" и т.п.; биржевые котировки цен; информация интернет-ресурсов (прежде всего информация интернет-сайтов производителя оцениваемых товаров, его официальных дилеров, известных крупных поставщиков, осуществляющих реализацию товаров на территории РФ).

Информация названных источников может использоваться в целях таможенной оценки товаров только при соблюдении общих требований ко всем исходным ценовым данным, применяемым для определения таможенной стоимости, а именно: наличие точного описания товара; обеспечение максимально возможного подобия товаров; определение таможенной стоимости на основе реальных, обоснованных ценовых данных, использование которых не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации; также должны учитываться базовые, исходные условия конкретных сделок для выполнения требований по составу затрат, являющихся структурными компонентами таможенной стоимости.