Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 4. Информационные системы и информационные технологии

 

Оглавление

 

В комментируемой главе определены положения, касающиеся информационных систем, информационных технологий, а также средств их обеспечения, используемых таможенными органами. Аналогично комментируемому Кодексу в главе 40 ТК РФ установлены положения, касающиеся информационных систем и технологий в таможенном деле.
Наиболее значимые информационные технологии должны находиться в практической неразрывности совершаемых таможенных операций и процедур в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Совершаемые действия можно условно разделить на три процесса движения информационных потоков. Движение потоков обеспечивается за счет использования автоматизированных информационных систем и информационных технологий, уже применяемых в российских таможенных органах. Потоки информации - предварительный (до начала совершения таможенных операций), основной (информация о процессах производства таможенных операций и таможенных процедур) и завершающий (по окончании производства таможенных операций - контроль, подтверждение фактического вывоза и т.п.).
В соответствии с п. 2 ст. 43 комментируемой главы обеспечение требований информационной безопасности при внедрении информационных систем и технологий отнесено к законодательствам государств - членов ТС.
ФТС России в рамках реализации концепции переноса таможенного контроля в пограничные регионы (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р) продолжает совершенствование информационных технологий. Основная работа в области разработки и внедрения новых информационных систем и технологий, автоматизирующих ключевые рабочие процессы таможенного дела, - электронное декларирование с использованием Интернета (Приказ ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 "О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет" (зарегистрирован в Минюсте России 21.02.2008, рег. N 11201)).

В 2008 - 2010 гг. ФТС России проведены работы по созданию и внедрению информационного портала электронного представления сведений. Создание портала направлено на расширение практики применения информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей предварительного информирования о товарах и транспортных средствах, планируемых к ввозу на территорию ТС, и максимального привлечения к использованию данной технологии всех категорий заинтересованных лиц.
В настоящее время электронное декларирование через Интернет в России осуществляется путем прямого взаимодействия информационной системы участника ВЭД и системы ФТС России на основе спецификации интерфейсов и альбома форматов электронных документов. В перспективе стоит задача реализовать спецификацию интерфейса в виде портальных технологий. В этом случае заинтересованным лицам (в первую очередь участникам ВЭД) будет обеспечена возможность как интерактивного заполнения форм электронной таможенной декларации, так и передачи этой информации в виде файлов соответствующего формата и правил заполнения.
На территории ТС и электронное декларирование, и удаленный выпуск (Приказ ФТС России от 10 декабря 2009 г. N 2233 "Об утверждении Порядка совершения должностными лицами таможенных органов таможенных операций при декларировании и выпуске товаров и транспортных средств, размещаемых на складах временного хранения, расположенных в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 20.01.2010, регистрационный N 16012)) находятся в зоне особого внимания. Соответственно остаются также задачи, стоящие перед российскими информационно-техническими службами, которые касаются информационных систем, сопряженных с системами белорусских и казахстанских сторон. Переход к электронному декларированию на всей территории ТС - это комплексный вопрос, требующий доработки всех информационных систем трех стран, организация их взаимодействия на всех уровнях.

В 2010 - 2012 гг. ФТС России планируется организация и проведение работ по расширению применения WEB-технологий в отношении представления декларантами юридически значимых сведений в таможенные органы в электронной форме с использованием ЭЦП для целей производства таможенных операций, а также создание и ввод в опытную эксплуатацию специализированных программных средств, реализующих данную технологию. В результате будет обеспечена реализация подачи всех форм таможенных деклараций в электронном виде.
В целях обеспечения информационного взаимодействия в рамках ТС разработаны межправительственные Соглашения, которые необходимы для обеспечения интересов по взаимному обмену информацией всех государственных органов государств - членов ТС. (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "О требованиях к обмену информацией между таможенными органами и иными государственными органами государств - членов Таможенного союза" и Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 21 мая 2010 г. "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза").

В соответствии с комментируемой главой в плане информационного обеспечения деятельности таможенных органов в первую очередь необходимо акцентироваться на общих таможенных процессах ТС, на процессах, которые начинаются на территории одного государства и заканчиваются на территории другого. Поэтому необходимо отработать такие технологии, как транзит товаров по территории ТС, контроль вывоза товаров через таможенную границу ТС (внешнюю границу) и процедура временного ввоза или временного вывоза товаров.
Пока общих информационных систем и технологий в рамках ТС нет. Есть единая информационная автоматизированная система Союзного государства (России и Белоруссии) (Договор о создании Союзного государства подписан 8 декабря 1999 г., вступил в действие с 26 января 2000 г.). Для Казахстана единую информационную систему еще предстоит разработать.

Согласно ст. 46 комментируемой главы обмен информацией между таможенными органами осуществляется в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В рамках ТС необходимо обеспечить интересы по взаимному обмену информацией всех государственных органов государств - членов ТС и созданию интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли Таможенного союза. Это обусловлено тем, что использование информационной системы предполагается не только таможенными, но и налоговыми, иными контролирующими органами для выполнения своих функций, а также финансовыми ведомствами при перечислении платежей.
Вопросы совершенствования процедуры подтверждения факта экспорта товаров, а также упрощения процедуры возврата НДС хозяйствующим субъектам ТС (в том числе субъектам РФ) являются наиболее актуальными, именно поэтому возникает необходимость в обеспечении информационного обмена между налоговыми органами государств - участников ТС.
Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля их уплаты при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 11 декабря 2009 г. N 26 "О международных договорах и иных нормативных актах по реализации основных положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25 января 2008 г.") - правовая основа информационного обмена между налоговыми органами. Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - участников ТС, осуществляется в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде. Реализация этих процедур потребует создания электронной системы передачи данных и дополнительного технического оснащения налоговых служб.