Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 10. Исчисление таможенных пошлин, налогов

 

Оглавление

 

В ст. 75 комментируемой главы определен объект обложения таможенными пошлинами, налогами - это товары, перемещаемые через таможенную границу ТС, а также обозначена основа налогооблагаемой базы, которая применяется при исчислении пошлин и налогов.
Положения комментируемой статьи не расходятся с определением видов ставок пошлин, утвержденных ст. 4 Закона РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе", в соответствии с которым применяются следующие виды ставок пошлин:
- адвалорные, начисляемые в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров;
- специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров, т.е. от их количества;
- комбинированные, сочетающие оба вышеназванных вида ставок.
Правовые аспекты установления, исчисления, уплаты ввозных таможенных пошлин, а также определения и применения тарифных льгот уже с 1 января 2010 г. регулируются Соглашением о едином таможенно-тарифном регулировании (Устанавливает порядок формирования ЕТТ, виды ставок ввозных таможенных пошлин, применение тарифных льгот (в виде освобождения или снижения ставки), случаи освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, порядок применения ставок пошлин в зависимости от страны происхождения товаров, т.е. базовые вопросы применения ввозных таможенных пошлин), Протоколом о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 г. (Установлено, что решение о предоставлении тарифных льгот в случаях, не предусмотренных Соглашением от 25 января 2008 г., принимается КТС), а также решением КТС от 27 ноября 2009 г. N 130 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

Уплата ввозных таможенных пошлин осуществляется с учетом норм, установленных Соглашением об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 42 "О Соглашении об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)"), а также решением КТС о механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (Решение КТС от 25.03.2010 N 199 "О механизме зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)").

Согласно итоговым расчетам экспертов государств - членов ТС, нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин для каждого государства следующие:
Республика Беларусь - 4,70%;
Республика Казахстан - 7,33%;
Российская Федерация - 87,97%.
По вопросам установления, исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин применяются нормы, установленные Соглашением о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран (Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран"), которым определено, что установление ставок производится в соответствии с национальным законодательством государств - членов ТС. КТС ведет сводный перечень. Если товар, произведенный на территории одного государства - члена ТС, применяющего в отношении этого товара вывозные пошлины, поставляется в третью страну с территории другого государства - члена ТС, не применяющего в отношении этого товара вывозные пошлины либо применяющего меньшие ставки, это другое государство обязано обеспечить взыскание вывозных пошлин по ставкам, действующим в государстве, на территории которого произведен товар.

При оформлении вывоза товаров с территории России на территорию третьих стран в части регулирования вопросов установления вывозных таможенных пошлин, определения ставок вывозных таможенных пошлин действуют нормы законодательства РФ (Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе").

Согласно комментируемой главе налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов ТС. Установление, введение и применение НДС и акцизов по-прежнему регулируются нормами НК РФ.
Статьей 160 НК РФ установлен порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию РФ. Согласно положениям НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости этих товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины и подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Это определение налогооблагаемой базы для исчисления НДС также не противоречит положениям комментируемой главы.
Действующие в настоящее время ставки акцизов по подакцизным товарам, согласно НК РФ, также зависят от количественных характеристик товаров.
В тексте комментируемого раздела "Таможенные платежи" термин "лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин, налогов" заменено термином "плательщик таможенных пошлин, налогов".
Статьей 79 комментируемой главы в качестве плательщиков таможенных пошлин, налогов определены декларанты или иные лица, на которых комментируемым Кодексом, международными договорами или законодательством государств - членов ТС возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. Таким образом, комментируемый Кодекс, как и ТК РФ, не предусматривает возможности уплаты таможенных пошлин, налогов третьими лицами.
В соответствии с п. 1 ст. 80 комментируемой главы обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает в зависимости от заявленной таможенной процедуры (ст. 81, 161, 166, 172, 197, 211, 214, 227, 228, 237, 250, 261, 274, 283, 290, 300, 306 и 360 комментируемого Кодекса).
До вступления в действие комментируемого Кодекса согласно п. 1 ст. 319 ТК РФ обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникала:
- при ввозе товаров на таможенную территорию - с момента пересечения таможенной границы;
- при вывозе товаров с таможенной территории - с момента подачи таможенной декларации либо совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров.
Пунктом 2 ст. 80 комментируемой главы по сравнению с ТК РФ расширен перечень случаев прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (к моментам, определенным в ТК РФ, добавлены случаи, которые в законодательстве РФ относились к возможности неуплаты пошлин и налогов).
Пунктом 3 ст. 80 установлены общие случаи, когда таможенные пошлины, налоги не уплачиваются. В том числе прекращение обязанности по уплате при ввозе товаров в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров. По ТК РФ таможенные пошлины и налоги не уплачивались, если общая таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышала 5000 рублей.
Статьей 81 комментируемой главы установлена обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу, которая возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ТС, а также пошлин при вывозе товаров ТС с таможенной территории.