Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 45. Особенности перемещения товаров отдельными категориями иностранных лиц

 

Оглавление

 

Положения ст. 317 определяют сферу применения комментируемой главы, которая регулирует перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц, наделенных привилегиями и иммунитетами для обеспечения эффективного осуществления своих функций. Льготные категории лиц указаны в п. 1 ст. 317.
Товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами иностранных государств в соответствии с одним из принципов Венской конвенции 1961 г. (о предоставлении привилегий и иммунитетов не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффективного осуществления функций дипломатических представительств как органов, представляющих государства), а также в соответствии с положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. товары, предназначенные для официального пользования, представительства и консульства могут ввозить на таможенную территорию РФ и вывозить с этой территории с освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования, т.е. разрешен свободный ввоз/вывоз.
Согласно п. 2 ст. 317 решением КТС (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 309 "Об особенностях таможенного декларирования товаров, нормах провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования") установлены особенности таможенного декларирования товаров, нормы провоза отдельных категорий товаров, перемещаемых дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств, учреждений и организаций, для официального пользования. В соответствии с данным решением в таможенном органе государства - члена ТС, на территории которого планируется пребывание указанных лиц, осуществляется таможенное декларирование товаров, за исключением таможенного декларирования с целью помещения под таможенную процедуру таможенного транзита.

Законодательством государства - члена ТС устанавливаются:
- особенности таможенного декларирования товаров;
- формы таможенной декларации в отношении товаров;
- в случае необходимости могут устанавливаться нормы провоза товаров.
В соответствии с п. 2 ст. 319 комментируемой главы личный багаж (Исходя из положений ст. 351 комментируемого Кодекса, под личным багажом следует понимать товары, перемещаемые лицами для своего личного пользования) (категорий лиц, указанных в п. 1 ст. 317) освобождается от таможенного досмотра, если нет серьезных оснований предполагать, что он содержит товары, не предназначенные для личного и семейного пользования, или товары, ввоз/вывоз которых запрещен законодательством государств - членов ТС, международными договорами либо регулируется карантинными правилами.

Согласно положениям Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. членами административно-технического персонала дипломатического представительства являются члены представительства, которые осуществляют его административно-техническое обслуживание. Категориям лиц и членам их семей в соответствии со ст. 320 комментируемой главы могут быть предоставлены льготы только при условии, что они не являются гражданами государства пребывания, а также не проживают в нем постоянно.
Согласно положениям Венской конвенции 1961 г. членами обслуживающего персонала являются члены персонала представительства, которые выполняют обязанности по обслуживанию представительства.
В соответствии с положениями ст. 321 комментируемой главы на основе специального соглашения с иностранным государством таможенные льготы, предоставляемые членам дипломатического персонала (ст. 319 комментируемой главы), могут быть распространены на членов административно-технического и обслуживающего персонала этого представительства, а также на членов их семей, не проживающих в государстве пребывания постоянно и не являющихся его гражданами, исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства.
Согласно ст. 47 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. не считается, что имеет место дискриминация, если государство пребывания применяет какое-либо из положений Венской конвенции ограничительно ввиду ограничительного применения этого же положения к его представительству в аккредитующем государстве. Таким образом, принцип взаимности основан на таком правиле: если государство устанавливает жесткие ограничения на ввоз товаров, то возможно применение ответных мер со стороны других государств.
Перемещение дипломатической почты и консульской вализы иностранных государств через таможенную границу производится согласно ст. 323 комментируемой главы. Дипломатическая и консульская почта - это одно из наиболее распространенных и важных видов связи дипломатического или консульского представительства за рубежом. В соответствии со ст. 323, а также согласно положениям ст. 27 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. дипломатическая почта и консульская вализа (соответствующая упаковка) иностранных государств, перемещаемые через таможенную границу, не подлежат ни вскрытию, ни задержанию. Все места, составляющие дипломатическую почту и консульскую вализу, должны иметь видимые внешние знаки, указывающие на их характер.
Дипломатическая почта может содержать только дипломатические документы и товары, предназначенные для официального пользования, а консульская вализа - только официальную корреспонденцию и документы или товары, которые предназначены исключительно для официального пользования (п. 3 ст. 323 комментируемой главы). В соответствии с положениями Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. при наличии серьезных оснований предполагать, что в консульской вализе содержатся документы и (или) товары не для официального использования, таможенный орган вправе потребовать, чтобы консульская вализа была вскрыта уполномоченными лицами представляемого иностранного государства в присутствии сотрудника таможенного органа. В случае отказа от вскрытия консульская вализа возвращается в место отправления.
Дипломатический (консульский) курьер должен иметь официальный документ, в котором указывается его статус и число мест, составляющих дипломатическую почту. При доставке дипломатической почты и консульской вализы дипломатические или консульские курьеры имеют льготы в соответствии со ст. 324 комментируемой главы.
Для этих лиц положениями комментируемой главы разрешен свободный ввоз/вывоз товаров, предназначенных для личного и семейного пользования (исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства).
В комментируемой главе определено предоставление льгот специальным миссиям для участия в международных конференциях, совещаниях, а также с другими официальными поручениями. Члены парламентских и правительственных делегаций иностранных государств, а также сопровождающие их члены семей пользуются таможенными льготами, предусмотренными для членов дипломатического персонала правительства иностранного государства (исходя из принципа взаимности в отношении каждого отдельного иностранного государства).
Комментируемая глава предусматривает, что таможенные льготы для международных межгосударственных и межправительственных организаций, представительств иностранных государств при них, а также для персонала этих организаций и представительств и членов их семей определяются соответствующими международными договорами.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру