Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 22. Основные положения о перемещении товаров

 

Оглавление

 

Положения комментируемой главы корреспондируют с главой 2 ТК РФ "Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу".
Пунктом 1 ст. 150 комментируемой главы установлен принцип равенства субъектов при перемещении товаров через таможенную границу ТС.
Товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством ТС.
В рамках Таможенного союза действует шестиуровневая система законодательства, включающая комментируемый Кодекс, международные соглашения, решения КТС и нормативно-законодательные акты государств - членов ТС.
Таможенные операции, предшествующие подаче таможенной декларации, совершаются в первоочередном порядке в отношении:
- товаров, необходимых для ликвидации последствий стихийных бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- продукции военного назначения, необходимой для выполнения акций по поддержанию мира либо проведению учений;
- товаров, подвергающихся быстрой порче;
- живых животных;
- радиоактивных материалов;
- взрывчатых веществ;
- международных почтовых отправлений;
- экспресс-грузов;
- гуманитарной и технической помощи;
- сообщений и материалов для средств массовой информации;
- других подобных товаров.
Положения ст. 152 комментируемой главы определяют порядок действий в отношении товаров, запрещенных или ограниченных к ввозу на таможенную территорию и к вывозу с таможенной территории ТС, а также определяет категории лиц, обязанных соблюдать этот порядок.
Запреты и ограничения обусловлены единым нетарифным регулированием ТС, в соответствии с которым утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками ТС в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами и положения о применении ограничений (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации").

В целях обеспечения охраны таможенной территории ТС от завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных болезней (отравлений) среди населения, продукции (товаров), не соответствующей санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, а также реализации Соглашения ТС по санитарным мерам разработаны следующие документы (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 21 мая 2010 г. N 39 "О применении санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества"):
- Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории ТС;
- Единые формы документов, подтверждающих безопасность продукции (товаров);
- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу ТС, подконтрольными товарами, перемещаемыми через таможенную границу ТС и на таможенной территории ТС;
- Единые санитарно-эпидемиологические и гигиенические требования к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю).
Санитарно-карантинный контроль подконтрольных товаров в условиях действия ТС осуществляется силами специалистов санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска на внешней границе ТС.
С 1 июля 2010 г. на отдельные виды продукции в соответствии с Перечнем товаров, подлежащих государственной регистрации, утвержденным решением КТС (Решение КТС от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе"), оформляются свидетельства о государственной регистрации установленного образца.

Иные виды продукции подлежат подтверждению соответствия (при помещении под таможенные режимы, предусматривающие возможность отчуждения или использования в соответствии с ее назначением на таможенной территории) с выдачей единых документов (сертификатов соответствия, деклараций соответствия) в соответствии с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках ТС (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982 "Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии").

Продукция, не включенная в Единый перечень, подлежит обязательной оценке (подтверждению) соответствия согласно законодательству государств - членов ТС.
Ввоз продукции (товаров), подлежащей обязательному подтверждению соответствия, на территорию Российской Федерации осуществляется в соответствии с положениями ст. 29 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" и п. 3 Правил ввоза на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 февраля 2008 г. N 53 "О ввозе на таможенную территорию Российской Федерации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия".
Соответствие товаров обязательным требованиям подтверждается путем представления в таможенные органы РФ одного из документов либо их копий, предусмотренных постановлением Правительства РФ, которые имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и являются документами, необходимыми для таможенных целей.
В ходе осуществления санитарно-эпидемиологического надзора оценка безопасности продукции производится в соответствии с Едиными санитарно-эпидемиологическими и гигиеническими требованиями к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС (высшего органа Таможенного союза) на уровне глав государств от 21 мая 2010 г. N 39 "О применении санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер в Таможенном союзе в рамках Евразийского экономического сообщества").

В соответствии с п. 2 ст. 174 комментируемого Кодекса подконтрольные товары помещаются под процедуру только после осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора).
Решениями КТС от 18.06.2010 N 317 (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе") и N 318 (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе") утверждены:

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору);
- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе и на таможенной территории ТС;
- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, материалов, товаров), подлежащей карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе и таможенной территории ТС;
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе ТС;
- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, материалов, товаров) на таможенной территории ТС.
Согласно указанным решениям КТС с 1 июля 2010 г. в пунктах пропуска на таможенной границе ТС должностные лица Россельхознадзора и соответствующих контрольных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан в пограничных контрольных ветеринарных и фитосанитарных пунктах осуществляют контроль за продукцией, указанной в соответствующих перечнях товаров.
Перемещение подконтрольных товаров через таможенную границу ТС допускается только в определенных пунктах пропуска, оборудованных и оснащенных средствами ветеринарного и фитосанитарного контроля, информация о которых указана в разрешениях на ввоз (вывоз) подконтрольных товаров в каждом конкретном случае.
Подтверждением осуществления ветеринарного и фитосанитарного контроля (надзора) является наличие на транспортных (перевозочных) документах (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке, в соответствии с п. 38 ст. 4 комментируемого Кодекса) штампа (отметки) "Выпуск разрешен" либо иных штампов (Установлены в соответствии с решениями КТС от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе" и N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе"), с указанием наименования уполномоченного органа, даты и подписи должностного лица, осуществившего ветеринарный и фитосанитарный контроль (надзор).

Представления таможенным органам иных документов о безопасности подконтрольных товаров не требуется.
Таможенные операции при перемещении товаров через таможенную границу сопровождаются представлением документов, подтверждающих соблюдение следующих запретов и ограничений:
1) затрагивающих внешнюю торговлю товарами и вводимых исходя из национальных интересов:
- лицензии - таможенным органам (для резидентов РФ - лицензия Минпромторга России);
2) особые виды запретов и ограничений:
- лицензии - таможенным органам (для резидентов РФ - лицензия Минпромторга России);
3) меры экспортного контроля:
- лицензия - таможенным органам (для резидентов РФ - лицензия ФСТЭК России и Минобороны России);
4) санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные требования:
- стандартный документ, предусмотренный международными договорами государств - членов ТС, другими контролирующими органами в форме, определяемой законодательством государств - членов ТС (на российском участке таможенной границы Таможенного союза - Роспотребнадзор и Россельхознадзор).
Если при ввозе на таможенную территорию ТС или вывозе с нее не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений:
- прибывшие товары подлежат немедленному вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов ТС;
- вывозимые товары не подлежат фактическому вывозу, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов ТС.
В соответствии со ст. 153 комментируемой главы пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляются в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством ТС.
Пользование и (или) распоряжение товарами после их выпуска таможенным органом осуществляются в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с комментируемым Кодексом помещению под таможенные процедуры.
Указанное правило полностью соответствует принципу административно-правового регулирования (к которому относится таможенное регулирование) "Разрешено то, что разрешено". Таким образом, объем прав декларанта на пользование и распоряжение выпущенными товарами определяется положениями, регулирующими применение той или иной таможенной процедуры.