Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита

 

Оглавление

 

Положениями комментируемой главы регламентирована таможенная процедура - таможенный транзит.
По сравнению с российским законодательством в комментируемом Кодексе нет деления транзитной процедуры на внутренний таможенный транзит (на территории РФ) и международный таможенный транзит (осуществляемый через территорию РФ), что упрощает правоприменительную практику.
Общие положения, касающиеся декларирования товаров в соответствии с выбранной таможенной процедурой (гл. 27 комментируемого Кодекса), применяются в том числе и к таможенной процедуре таможенного транзита.
Транзитная декларация является одним из видов таможенной декларации (в соответствии с гл. 27 комментируемого Кодекса). В качестве транзитной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, а также документы, предусмотренные международными договорами, в частности книжка МДП (по Конвенции МДП, 1975 г.) и прилагаемые к ней документы.
Состав сведений, подлежащих указанию в транзитной декларации, не изменился, за исключением следующего:
1) в транзитной декларации должны содержаться сведения о коде товара в соответствии с ТН ВЭД ТС на уровне не менее первых шести знаков (в соответствии с ТК РФ - четырех знаков), а также сведения о документах, подтверждающих соблюдение ограничений при перемещении товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов (в соответствии с положениями российского законодательства требовалось представление указанных документов, но не требовалось указания сведений о них в транзитной декларации);
2) не требуется указания в транзитной декларации сведений о водителях транспортных средств;
3) не требуется указания в транзитной декларации сведений о предполагаемом сроке таможенного транзита.
Форма транзитной декларации отличается от формы декларации на товары и устанавливается решением КТС (Решение КТС от 18 июня 2010 г. N 289 "О форме и порядке заполнения транзитной декларации"). Предполагается применение указанной формы транзитной декларации и порядка ее заполнения с 1 января 2011 г.

Подача таможенному органу отправления транзитной декларации должна сопровождаться представлением ее электронной копии (в российском законодательстве это было правом, а не обязанностью).
Декларирование товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита осуществляется в соответствии с гл. 27 комментируемого Кодекса, а также с комментируемой главой.
Декларантом таможенной процедуры таможенного транзита может быть:
1) перевозчик, в том числе таможенный перевозчик;
2) экспедитор, если он является лицом государства - члена ТС;
3) лицо государства - члена ТС: заключившее внешнеэкономическую сделку либо от имени (по поручению) которого эта сделка заключена, а также имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (при отсутствии внешнеэкономической сделки).
Таким образом, декларантом таможенной процедуры таможенного транзита (в ТК РФ - лицо, получающее разрешение на таможенный транзит) может быть не только перевозчик и экспедитор (если он является лицом государства - члена ТС), но и лицо государства - члена ТС, заключившее внешнеэкономическую сделку, либо лицо, имеющее право владения, пользования и (или) распоряжения товарами.
Комментируемой главой четко определены случаи, в которых применяется процедура таможенного транзита, в том числе к ним относится перемещение товаров ТС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ТС (в российском законодательстве - специальный таможенный режим, например, товары, перемещаемые между Калининградской областью и остальной частью таможенной территории РФ).
Таможенная процедура таможенного транзита применяется в случаях перевозки:
- иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия;
- иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа;
- иностранных товаров, а также товаров ТС в случаях, определенных комментируемым Кодексом или решением КТС, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия;
- иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа;
- товаров ТС от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом ТС.
Условия помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, которые по сравнению с российским законодательством не изменились:
1) товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию ТС или вывозу с нее;
2) в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов;
3) в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия;
4) представлена транзитная декларация;
5) в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита;
6) обеспечена идентификация товаров;
7) транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
Одним из основных условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита является принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита. Перечень мер не изменился (обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенное сопровождение и установление маршрута), однако теперь маршрут может устанавливаться только как дополнительная мера к первым двум.
Расширен по сравнению с российским законодательством перечень случаев, когда не требуется принятия мер обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Если в ТК РФ не требовалось принятие мер обеспечения соблюдения таможенного транзита при перевозке товаров таможенным перевозчиком, то в соответствии с положениями комментируемой главы не требуется принятия мер, если декларантом является таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор, а также в случае, если товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи.
Меры обеспечения соблюдения таможенного транзита, установленные комментируемой главой:
1) обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов;
2) таможенное сопровождение;
3) установление маршрута.
Установление маршрута является дополнительной мерой к мерам 1) и 2).
С учетом опыта таможенной службы Республики Беларусь в комментируемый Кодекс включено положение, в соответствии с которым таможенное сопровождение может осуществляться не только должностными лицами таможенных органов, но и иными организациями в соответствии с законодательством государства - члена ТС.
Комментируемой главой устанавливаются особенности завершения таможенной процедуры таможенного транзита:
- товары предъявляются таможенному органу не во всех случаях, а только по его требованию;
- после завершения таможенной процедуры таможенного транзита в течение трех часов перевозчик или иное заинтересованное лицо обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием.
Согласно ст. 227 комментируемой главы обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом транзитной декларации.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру таможенного транзита, прекращается у декларанта:
1) при завершении таможенной процедуры таможенного транзита в соответствии с п. 6 ст. 225 комментируемой главы (за исключением случая, когда во время действия этой процедуры наступил срок уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов);
2) в общих случаях, установленных п. 2 ст. 80 комментируемого Кодекса.
В связи с тем что в таможенном транзите товаров по территории ТС могут участвовать железные дороги нескольких государств - членов ТС, в соответствии с Соглашением (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "Об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза") регламентирован момент перехода ответственности за уплату таможенных пошлин, налогов от железной дороги одного государства - члена ТС к железной дороге другого государства - члена ТС. Это момент принятия принимающей железной дорогой ТС товаров к перевозке от другой железной дороги ТС.

В связи с тем что перевозчики имеют право свободного перемещения по всей территории ТС, в Соглашении по вопросам обеспечения уплаты (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан "О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров") урегулированы вопросы внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях, когда выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой "таможенный транзит" осуществляет таможенный орган одного государства - члена ТС, а обеспечение уплаты предоставлено таможенному органу другого государства - члена ТС.

В этом же Соглашении установлены особенности взыскания сумм между бюджетами государств - членов ТС в отношении таких товаров. В соответствии с указанным Соглашением сертификаты, подтверждающие внесение обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов и выданные таможенным органом одного государства - члена ТС, принимаются таможенным органом другого государства - члена ТС, осуществляющим выпуск товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Исходя из положений ст. 215 комментируемой главы, таможенная процедура таможенного транзита не применяется в случае, если место прибытия товаров на таможенную территорию ТС совпадает с местом их убытия с этой территории.
В указанном случае таможенным органам следует совершать таможенные операции, связанные с прибытием товаров на таможенную территорию ТС и их убытием с этой территории, в соответствии с положениями гл. 23 и 24 комментируемого Кодекса.
При этом, если товары не убывают с таможенной территории ТС в течение трех часов после их прибытия на эту территорию, должны быть соблюдены требования п. 4 ст. 160 комментируемого Кодекса.