Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 28. Выпуск товаров

 

Оглавление

 

Комментируемым Кодексом выпуск товаров отнесен к таможенным операциям, связанным с помещением товаров под таможенную процедуру.
Подпунктом 5 п. 1 ст. 4 комментируемого Кодекса выпуск товаров определен как действие таможенных органов, разрешающее заинтересованным лицам использовать товары в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры или в соответствии с условиями, установленными для отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с комментируемым Кодексом помещению под таможенные процедуры.
После предъявления товаров таможенному органу (если требуется), а также проведения анализа документов (Перечень документов, необходимых для таможенного декларирования товаров, определен непосредственно ст. 183 и 184 комментируемого Кодекса) и сведений уполномоченное должностное лицо завершает выпуск товаров.

Основанием для выпуска является выполнение следующих условий:
1) таможенному органу представлены лицензии, сертификаты, разрешения и (или) иные документы, необходимые для выпуска товаров в соответствии с комментируемым Кодексом и (или) иными международными договорами государств - членов ТС, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством государств - членов ТС указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров (например, в соответствии со ст. 194 комментируемого Кодекса);
2) лицами соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранную таможенную процедуру в соответствии с комментируемым Кодексом, а при установлении таможенных процедур в соответствии:
- с п. 2 ст. 202 комментируемого Кодекса (таможенные процедуры: свободная таможенная зона, свободный склад) - международными договорами государств - членов ТС (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "По вопросам свободных (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны");
- с п. 3 ст. 202 комментируемого Кодекса (специальная таможенная процедура) (Решение КТС от 20.05.2010 N 329 "О Перечне категорий товаров, в отношении которых может быть установлена специальная таможенная процедура, и условиях помещения товаров под такую таможенную процедуру") - законодательством государств - членов ТС;
3) в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение их уплаты в соответствии с гл. 12 комментируемого Кодекса.
При этом при несоблюдении вышеперечисленных условий выпуска товаров (установленных п. 1 ст. 195 комментируемой главы) таможенный орган не позднее дня истечения срока выпуска товаров отказывает в выпуске товаров (ст. 201 комментируемой главы).
Порядок оформления отказа в выпуске товаров по декларации, заявлению либо перечню на товары утвержден решением КТС (Решение КТС от 20 мая 2010 г. N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров"), в соответствии с которым отказ в выпуске товаров оформляется должностным лицом путем проставления штампа "Отказано в выпуске" и (или) соответствующих записей (если требуется). Если в отношении отдельных товаров, заявленных в декларации на товары, не соблюдены условия для их выпуска (по итогам проверки таможенной декларации и представленных документов), должностное лицо отказывает в их выпуске. При этом иные товары, заявленные в ней, подлежат выпуску в установленном порядке, если иное не установлено законодательством государств - членов ТС.

Причины, послужившие основанием для отказа в выпуске товаров, указываются должностным лицом на оборотной стороне основного листа декларации на товары, заявления либо перечня, заверяются подписью и оттиском личной номерной печати.
Если решение об отказе в выпуске принимается по всем декларируемым товарам, то должностное лицо возвращает декларанту экземпляр (экземпляры) декларации на товары, заявления либо перечня и прилагаемые к ним документы.
Получив отказ в выпуске товаров, декларант сможет подать новую таможенную декларацию, либо устранив причины, по которым было отказано в выпуске товаров, либо заявив другую таможенную процедуру, позволяющую таможенному органу осуществить выпуск товаров.
В соответствии с комментируемой главой (как и в ТК РФ) выпуск товаров может быть осуществлен до подачи таможенной декларации при ввозе (ввезенных) на таможенную территорию ТС товаров, перечисленных в ст. 178 комментируемого Кодекса (первоочередной порядок помещения отдельных категорий товаров под таможенную процедуру), а также при применении специальных упрощений в отношении уполномоченных экономических операторов в соответствии со статьей 41 комментируемого Кодекса.
В комментируемой главе определены случаи условного выпуска, а также статус товаров для таможенных целей в отношении условно выпускаемых товаров.
Согласно ст. 196 комментируемой главы выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации, если иное не установлено комментируемым Кодексом. В ТК РФ был установлен срок выпуска не позднее 3 рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления документов, необходимых для таможенного оформления и предъявления товаров.
Кроме того, для товаров, к которым не применяются вывозные таможенные пошлины, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, и товаров, помещаемых под таможенную процедуру временного вывоза, перечень которых определяется КТС, срок выпуска сокращен до четырех часов с момента регистрации декларации на товары. Сроки выпуска товаров могут быть продлены в тех же самых случаях и на тех же основаниях, что были предусмотрены в ТК РФ. Этот срок не может превышать 10 (десяти) рабочих дней со дня, следующего за днем регистрации таможенной декларации.
Выпуск товаров в случае возбуждения дела об административном правонарушении может быть произведен в соответствии с положениями комментируемого Кодекса до завершения производства по делу, если товары не изъяты в качестве вещественных доказательств или на них не наложен административный арест (по российскому законодательству - ст. 3.9 гл. 3 КоАП РФ). Законодательством государств - членов ТС может быть предусмотрена необходимость предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которые могут быть дополнительно начислены.