Контроль таможенной стоимости

 

В современных условиях интеграции России в мировое хозяйство и предстоящего вступления в ВТО повышается значение эффективности инструментов защиты национальных интересов на внешнем и внутреннем рынках.

Во всех странах мира внешнеторговая деятельность регулируется государством. Глубина и жесткость этого регулирования, как и набор методов, с помощью которых осуществляется это регулирование, в разных странах различны. Однако общим является одно - государство защищает свою национальную экономику, защищает интересы своих экспортеров за рубежом и экономические интересы отечественных производителей и потребителей товаров и услуг на национальном рынке. Таким образом, воздействие государства на ВЭД - это фактор развития страны, благосостояния нации. Бесконтрольная же деятельность организаций, самостоятельно выходящих на внешний рынок, может привести к отрицательным последствиям для всей экономики страны.

 

В системе государственного регулирования внешней торговли деятельность таможенных служб занимает центральное место. Это связано с тем, что на таможенную службу возложена главная контрольная функция за перемещением валютных ценностей, товаров и транспортных средств через таможенную границу государства. Упрощение и ускорение таможенных процедур, перестройка взаимоотношений таможни и бизнеса не должны повлечь за собой снижение эффективности таможенного контроля. При этом все большее значение приобретают тарифные методы регулирования ВЭД. Правила Всемирной торговой организации прямо это подчеркивают. В статье XI ГАТТ-1994 говорится, что страны - члены ВТО не должны использовать каких-либо запретов или ограничений во внешней торговле, кроме таможенных пошлин, налогов и других сборов. Следует отметить, что другие статьи ГАТТ-1994 и Соглашения ВТО смягчают это положение, устанавливая правила использования квотирования, лицензирования и других мер, однако вышеназванное положение достаточно четко отдает приоритет таможенно-тарифному регулированию. Следовательно, тарифные методы регулирования ВЭД становятся одними из основных. С помощью тарифного регулирования государство, не вводя прямого ограничения или запрета, а используя экономические регуляторы - изменение ставок таможенных пошлин, сокращает или увеличивает потоки товаров.


Начисление же и уплата пошлин на товар производятся на основе его таможенной стоимости, т.е. таможенная стоимость является основой для начисления адвалорных таможенных платежей. Эта и остальные функции таможенной стоимости указаны на рис. 1. При исчислении суммы таможенной пошлины важно правильно определить таможенную стоимость. Таможенная стоимость, являясь налоговой базой, влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке РФ, поэтому от правильности определения ее величины зависит поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей и эффективность таможенного регулирования.


Функции таможенной стоимости


Рис. 1

Таким образом, контроль заявления и определения таможенной стоимости является инструментом государственного регулирования внешнеэкономических отношений и одним их приоритетных направлений таможенного дела в РФ. Система контроля таможенной стоимости является важной частью таможенного регулирования ВЭД. В настоящее время проблемы, связанные с таможенной стоимостью, все чаще становятся в центре дискуссий. Особую актуальность вопрос контроля таможенной стоимости представляет в связи с тем, что в настоящее время для свободной торговли российских предприятий ускоряется таможенное оформление товаров и транспортных средств, однако нельзя допускать ослабления эффективности инструментов защиты РФ на внешнем рынке.


Уровень таможенной стоимости косвенно влияет и на конкурентоспособность товара. Занижение таможенной стоимости ведет к занижению таможенных платежей и, как следствие, занижению стоимости товара на внутреннем рынке РФ по сравнению со стоимостью товара, по которому платежи были уплачены в полном объеме. Это приводит к увеличению конкурентоспособности товара, ввезенного недобросовестным участником ВЭД, по сравнению с другими товарами. "Серый импорт" - импорт товаров неофициальными представителями компаний - также может привести к занижению таможенной стоимости. Такой ввоз, как правило, осуществляется по заниженной стоимости. Это сказывается на внутренних ценах и позволяет получить конкурентное преимущество в цене перед официальными представителями. Контроль таможенной стоимости позволяет сравнять уровень обложения таможенными платежами товаров официальных дилеров и серых импортеров и тем самым выровнять цены на внутреннем рынке. Это может привести к снижению уровня "серого импорта", т.к. в нем будет отсутствовать необходимость.


Очевидно, что эффективность государственного регулирования ВЭД снижается и при недостоверном заявлении таможенной стоимости. Сама методика определения таможенной стоимости также может оказывать влияние на размер таможенной стоимости (например, включение транспортных расходов в таможенную стоимость).


В России в 90-е годы была сформирована система определения таможенной стоимости. К моменту же присоединения к ВТО методика определения таможенной стоимости импортируемых товаров должна строго соответствовать нормам, содержащимся в Соглашении по применению ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. В соответствие с этим в Закон о таможенном тарифе были внесены изменения, которые базируются на общепринятой международной практике (Федеральный закон от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе").


Концептуальные подходы к контролю таможенной стоимости прописаны как в Таможенном кодексе РФ, в Законе РФ "О таможенном тарифе", так и в ряде Приказов ГТК России: Приказы ГТК России от 28.11.2003 N 1356 "Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров", от 05.12.2003 N 1399 "Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", Приказ ГТК России от 22.11.2006 N 1206 "Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации", Приказ ГТК России от 16.09.2003 N 1022 "Об утверждении Перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом", Постановление Правительства РФ от 13 августа 2006 г. N 500 "О порядке определения таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации".


В целом можно выделить два вида контроля таможенной стоимости: в ходе таможенного оформления и после выпуска товаров (вторичный контроль). Механизм контроля таможенной стоимости для обоих видов можно представить в виде схемы (см. рис. 2).


Механизм контроля таможенной стоимости товаров


Рис. 2

На этапе контроля правильности выбора метода определения таможенной стоимости проверяют соответствие выбранного метода виду и условиям внешнеторгового договора и представленным документам. Методы определения таможенной стоимости ввозимых товаров представлены на рис. 3 в соответствии с Законом РФ "О таможенном тарифе".


Схема применения методов определения таможенной стоимости в РФ


Рис. 3

Согласно Закону РФ "О таможенном тарифе" существует ряд ограничений применения методов. Так, метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами не может быть использован для определения таможенной стоимости товара, если существуют ограничения, указанные в п. 2 ст. 19 Закона "О таможенном тарифе" (если существуют ограничения в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами, продажа товаров или их цена зависит от соблюдения условий или обязательств, влияние которых на стоимость товаров не может быть количественно определено, любая часть дохода, полученного в результате последующих продаж товаров, распоряжения товарами иным способом или их использования, будет причитаться прямо или косвенно продавцу, участники сделки являются взаимосвязанными лицами). Поэтому при контроле таможенной стоимости следует обратить внимание на документы, в которых содержится информация о наличии определенных ограничений при использовании методов определения таможенной стоимости.


При контроле правильности определения структуры заявленной таможенной стоимости проверяется включение всех компонентов, предусмотренных ст. 19.1 Закона РФ "О таможенном тарифе" для данного метода оценки, а в случае заявления вычетов - их обоснованность. На данном этапе следует обратить внимание и на соблюдение базисных условий поставки "Инкотермс", а именно на момент перехода права собственности на импортируемые товары, т.е. на распределение транспортных расходов, страхование, наличие агента (посредника) и др. между продавцом и покупателем. Несоблюдение условий поставки может привести как к занижению, так и к завышению таможенной стоимости.


Документальное подтверждение заявленной таможенной стоимости и всех ее компонентов - важный этап контроля таможенной стоимости.


Если представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости, то в соответствии с п. 4 ст. 323 ТК РФ таможенный орган в письменной форме запрашивает у декларанта дополнительные документы и сведения. Согласно ст. ст. 361, 363 ТК РФ дополнительные документы и сведения могут быть запрошены для проверки достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений и после выпуска товаров. Перечень запрашиваемых дополнительно документов законодательно не оговорен, поэтому зависит от уровня знания таможенного аудита, бухгалтерского, налогового учета. Для подтверждения заявленной таможенной стоимости должен быть запрошен полный исчерпывающий перечень дополнительных документов: первичные учетные документы, регистры бухучета, бухгалтерская отчетность. Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 363 ТК РФ таможенные органы вправе получать от органов, осуществляющих регистрацию юридических лиц, и иных органов сведения, необходимые для проведения таможенного контроля. Согласно п. 3 ст. 363 ТК РФ для проведения таможенного контроля таможенные органы вправе получить от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью лицах. Поэтому возможна встречная проверка документов и сведений. С нашей точки зрения при контроле таможенной стоимости следует использовать методы таможенного аудита.


Очевидно, что за отведенные Таможенным кодексом РФ 3 дня (ст. 359 ТК РФ) полную и качественную проверку достоверности и документальной подтвержденности заявленной таможенной стоимости не всегда удается провести. Если в сроки выпуска товаров процедура определения таможенной стоимости товаров не завершена, выпуск производится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены (п. 6 ст. 323 ТК РФ). Однако в таком случае происходит отвлечение денежных средств из оборота предприятия.

Одним из существенных резервов ускорения процедуры контроля таможенной стоимости является концепция системы анализа и управления рисками (СУР), закрепленная в ст. 358 ТК РФ. Она базируется на реализации принципа выборочности таможенного контроля. Данный подход позволяет добросовестному участнику ВЭД значительно сократить потери от издержек при таможенном оформлении.


В современных условиях, когда таможенная служба должна максимально содействовать торговле при одновременном ускорении времени выполнения таможенных процедур и таможенных формальностей, для обеспечения эффективности инструментов государственного регулирования ВЭД при контроле таможенной стоимости следует использовать методы таможенного аудита.


Поэтому формирование нормативно-правовой базы определения и контроля таможенной стоимости с использованием методов таможенного аудита, системы управления рисками необходимо для обеспечения объективной, точной, быстрой оценки стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ. При этом усилится и эффективность инструментов государственного регулирования ВЭД, т.к. будет выполнятся основная задача контроля таможенной стоимости - поступление в федеральный бюджет полных сумм таможенных платежей, исчисляемых на основе таможенной стоимости.