Основы косвенного налогообложения в Таможенном союзе

 

Правовые основы

 

Правовую основу регулирования косвенного налогообложения во взаимной торговле в таможенном союзе составляют следующие документы:

- Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г. (далее - Соглашение);

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г., (далее - Протокол);

- Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 11 декабря 2009 г.;

- Протокол от 11 декабря 2009 г. о внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе от 25 января 2008 г.

Перечисленные правовые акты предусматривают применение принципа взимания косвенных налогов по стране назначения в условиях отмены таможенного оформления и таможенного контроля на внутренних границах.

Взимание НДС при импорте товаров осуществляется налоговыми органами, что влечет за собой необходимость усиления администрирования косвенных налогов в условиях отсутствия таможенного оформления товаров, а именно контроль за обеспечением полноты поступления в бюджет НДС по импортируемым товарам.

Возмещение НДС производится налоговыми органами страны-экспортера на основании информации, полученной от налоговых органов страны-импортера без подтверждения таможенными органами факта осуществления экспорта.

Протоколы направлены на улучшение качества налогового администрирования и предусматривают унификацию перечня документов, порядка и сроков возврата НДС по экспортным операциям, а также организацию информационного обмена между налоговыми органами.

Указанные документы вступят в силу с принятием решения Межгоссовета (высшего органа таможенного союза) о введении в действие с 1 июля 2010 г. норм Соглашения, а также денонсированием действующих международных договоров и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы косвенного налогообложения во взаимной торговле.

 

Налоговая база

 

Налоговая база по НДС определяется как стоимость передаваемых (предоставляемых) товаров, предусмотренная договором (контрактом), а также как стоимость выполненных работ по изготовлению, переработке продуктов по договорам (контрактам).

Стоимость приобретенных товаров, в том числе товаров, являющихся результатом выполнения работ, определяется как цена сделки, подлежащая уплате поставщику за товары (работы, услуги), согласно условиям договора (контракта).

Налоговая база для обложения акцизами товаров, являющихся результатом выполнения работ по договору (контракту) о переработке давальческого сырья, определяется как объем, количество (иные показатели) подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо как стоимость подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

 

Налоговые ставки

 

Ставки косвенных налогов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки косвенных налогов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства.

Суммы косвенных налогов, подлежащие уплате по импортированным товарам, исчисляются налогоплательщиком по налоговым ставкам, установленным законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты акцизов (возмещение уплаченных сумм акцизов) при условии документального подтверждения факта экспорта и представлении в налоговые органы установленных документов.

 

Порядок применения косвенных налогов при экспорте

 

Налогоплательщик вправе получить налоговые вычеты (зачеты) в порядке, предусмотренном законодательством государства - участника таможенного союза в отношении товаров, экспортированных с территории этого государства за пределы таможенного союза.

 

Порядок представления налоговой декларации

 

Косвенные налоги, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Уплата акцизов по маркируемым подакцизным товарам производится в сроки, установленные законодательством государства-участника.

Налоговые декларации представляются в налоговые органы по форме, установленной законодательством государства, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Соответствующие налоговые декларации представляются в налоговые органы в течение 180 календарных дней с даты передачи товаров.

Одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы:

- договор (его копия), на основании которого осуществляется экспорт (импорт) товаров;

- выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных (импортированных) товаров на счет налогоплательщика.

Если договором (контрактом) предусмотрен расчет наличными денежными средствами, представляется выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическую уплату налога по ввезенным (вывезенным) товарам.

В случае осуществления внешнеторговых товарообменных (бартерных) операций, предоставления товарного кредита (товарного займа, займа в виде вещей) налогоплательщик-экспортер представляет в налоговый орган документы, подтверждающие импорт товаров (выполнение работ, оказание услуг), полученных (приобретенных) им по указанным операциям;

- заявление о ввозе (вывозе) товаров и уплате косвенных налогов (оригинал или копия по усмотрению налоговых органов);

- транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров.

При непредставлении этих документов в установленный срок суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата передачи товаров, либо иной установленный законодательством налоговый (отчетный) период с правом на вычет (зачет) соответствующих сумм НДС согласно законодательству государства, с территории которого экспортированы товары.

В целях исчисления НДС при реализации товаров датой передачи признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства-участника для налогоплательщиков НДС;

- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства-участника при отгрузке товаров, если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством;

- информационное сообщение (если предусмотрено законодательством государства-участника), представленное налогоплательщику одного государства-участника налогоплательщиком другого государства-участника либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства-участника, о сведениях о налогоплательщике третьего государства-участника и договоре (контракте), заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства-участника о приобретении импортированных товаров. Данное информационное сообщение должно содержать:

номер, идентифицирующий лицо в качестве налогоплательщика;

полное наименование налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя);

место нахождения (жительства) налогоплательщика;

номер и дату договора (контракта);

номер и дату спецификации.

В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам датой передачи товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров; по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, если иное не предусмотрено законодательством государства-участника, на территории которого произведены подакцизные товары.

Объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату передачи вывозимых в государства-участники подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

 

Порядок применения косвенных налогов при импорте

 

Взимание косвенных налогов по товарам, импортируемым на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника осуществляется налоговым органом государства-участника, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет налогоплательщиков - собственников товаров, включая налогоплательщиков, применяющих специальные режимы налогообложения.

Суммы косвенных налогов, уплаченные (зачтенные) по товарам, импортированным на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника, подлежат вычетам (зачетам) в порядке, предусмотренном законодательством государства, на территорию которого импортированы товары.

При импорте товаров на территорию одного государства-участника с территории другого государства-участника косвенные налоги взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками (учетно-контрольными марками, знаками).

Косвенные налоги не взимаются при импорте на территорию государства-участника товаров, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию.

Особенности применения косвенных налогов при импорте в особые (специальные, свободные) экономические зоны устанавливаются международным договором, заключаемым между сторонами и регулирующим вопросы функционирования специальных экономических зон, определения порядка налогообложения товаров, ввозимых на территории специальных экономических зон, и таможенной процедуры свободной таможенной зоны.

 

Ответственность

 

В случае неуплаты, неполной уплаты косвенных налогов либо уплаты косвенных налогов с нарушением установленных срока налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленном законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

При представлении налогоплательщиком документов по истечении установленного срока уплаченные суммы косвенных налогов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары. Суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты косвенных налогов, возврату не подлежат.

Если представленные налогоплательщиком сведения о перемещении товаров и уплате косвенных налогов не соответствуют данным, полученным в рамках установленного между налоговыми органами государств-участников обмена информацией, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, предусмотренных законодательством государства-участника, с территории которого экспортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

В случаях неуплаты или неполной уплаты косвенных налогов по импортированным товарам либо уплаты косвенных налогов в более поздний срок по сравнению с установленным, а также в случаях выявления фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением установленного срока либо в случаях несоответствия данных, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств-участников, налоговый орган взыскивает косвенные налоги и пени в порядке и размере, установленных законодательством государства-участника, на территорию которого импортированы товары, а также применяет способы обеспечения исполнения обязательств по уплате косвенных налогов, пеней и меры ответственности, установленные законодательством этого государства.

При использовании товаров, импорт которых на таможенную территорию государства-участника в соответствии с его законодательством осуществлен без уплаты косвенных налогов, в иных целях, чем те, в связи с которыми предоставлены освобождение или иной порядок уплаты, импорт таких товаров подлежит обложению косвенными налогами в установленном порядке.

Споры и разногласия между государствами-участниками, связанные с толкованием и (или) применением Протоколов, разрешаются путем консультаций или переговоров. В случае недостижения согласия в течение 6 месяцев с даты начала таких консультаций или переговоров спор передается по инициативе любой из заинтересованных сторон на рассмотрение в Суд ЕврАзЭС.

 

Налогообложение услуг, выполнения работ

 

Налоговая база, ставки косвенных налогов, порядок их взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством государства - участника таможенного союза, территория которого признается местом реализации работ, услуг.

В целях подтверждения места реализации работ и услуг подаются договор (контракт) на выполнение работ и оказание услуг и документы, подтверждающие само выполнение работ и оказание услуг.

Для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки НДС одновременно с налоговой декларацией представляются:

- договор (контракт), заключенный между налогоплательщиками (плательщиками) государств-участников;

- документы, подтверждающие факт выполнения работ, оказания услуг;

- документы, подтверждающие вывоз (ввоз) товаров;

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов;

- таможенная (грузовая таможенная) декларация, подтверждающая вывоз продуктов переработки давальческого сырья за пределы территории государств-участников;

- иные документы, предусмотренные законодательством государств-участников.

Местом реализации работ, услуг признается территория государства - участника таможенного союза:

- если работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым (движимым) имуществом, находящимся на территории этого государства;

- если при осуществлении работ, услуг используются транспортные средства, находящиеся на территории этого государства;

- если на территории этого государства оказываются услуги в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

- если налогоплательщиком (плательщиком) этого государства приобретаются консультационные, юридические, бухгалтерские, аудиторские, рекламные, дизайнерские и другие виды услуг.

В случае если налогоплательщиком (плательщиком) выполняются, оказываются несколько видов работ, услуг и реализация одних работ, услуг носит вспомогательный характер по отношению к реализации других работ, услуг, местом реализации вспомогательных работ, услуг признается место реализации основных работ, услуг.

 

Информационный обмен

 

Правовую основу обмена между налоговыми органами информацией, необходимой для администрирования косвенных налогов во взаимной торговле, составляют межведомственный Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов от 11 декабря 2009 г., а также форма заявления и правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, являющиеся его Приложениями.

Обмен информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств, осуществляется в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов в соответствии с требованиями к составу и структуре информации в электронном виде.

Обмен информацией между налоговыми органами осуществляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Прием информации каждым из государств подтверждается уведомлением со стороны получателя в течение 3 дней.

В случае представления налогоплательщиком в налоговые органы третьего экземпляра заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов на бумажном носителе и отсутствии его в электронном виде сторона - получатель информации направляет стороне-отправителю запрос о предоставлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде. Сторона-отправитель не позднее 10 рабочих дней обязана направить стороне-получателю ответ на запрос в форме заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов либо уведомление о его отсутствии. При этом взаимный обмен информацией по запросам осуществляется между сторонами по каналам связи ежемесячно не позднее 25-го числа.

Ответ на запрос в форме заявления либо уведомление о его отсутствии направляется стороне-получателю не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса.