Льготы по таможенному обложению

 

Исследование института фискальных доходов в области таможенного дела было бы неполным без характеристики льгот в данной сфере. Правовые льготы представляют собой юридические средства, при помощи которых создается режим благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов. Цель их введения - заинтересованность государства в активизации внешнеэкономических связей, эффективная торговая политика, выполнение международных обязательств. Льготы при обложении товара в таможенной и налоговой сферах широко используются "для воздействия на развитие экономики, ее структурную перестройку, для создания экономической и социальной инфраструктуры, оборонного строительства, смягчения социальной напряженности и борьбы с инфляцией".

Не следует путать таможенные льготы с тарифными льготами. Таможенные льготы могут быть связаны с различными институтами отрасли таможенного законодательства. Так, в соответствии со ст. 386 ТК РФ таможенному досмотру не подлежит личный багаж Президента РФ, в том числе прекратившего свои полномочия, и следующих вместе с ним членов его семьи. Такая льгота применяется в отношении личного багажа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, судей, неприкосновенных в соответствии с законодательством РФ, если все они пересекают границу в связи с исполнением служебных или депутатских обязанностей.

Тарифные льготы касаются только таможенного обложения и связаны с уплатой таможенных платежей. В соответствии со ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе" эти льготы именуются тарифными либо тарифными преференциями. Они предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ, исключительно по решению Правительства РФ. Такие льготы считаются особыми (предпочтительными) и не распространяются на третьи страны.

А.Д. Ершов отмечает, что финансовый смысл таможенных преференций состоит "в расширении внутреннего рынка метрополии за счет более слабого в экономическом отношении торгового партнера и усилении протекционизма по отношению к другим участникам международной торговли". Таким образом, преференция означает привилегию для отдельно взятого государства - участника внешней торговли с низким уровнем развития экономики.

Встречаются различные понятия тарифных преференций. Так, С.В. Халипов понимает под ними "определенные преимущества, предусмотренные в области уплаты таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров". При этом автор ставит предоставление льготы в зависимость от "гражданства" товара. А.Н. Козырин подразумевает под ней "льготное налогообложение в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе". Именно последний документ и дал название преференции. При этом оба автора отмечают предоставление преимущества исключительно в области льгот уплаты таможенной пошлины, а не других таможенных платежей. Выше нами описывались основания освобождения от уплаты НДС и акцизов. Учитывая, что такие освобождения также являются специальными преимуществами для субъектов внешней торговли, они носят название налоговых льгот, тогда как льготы по обложению таможенной пошлиной именуются тарифными преференциями.

Институт таможенных льгот имеет очевидное практическое значение и вызывает интерес прежде всего у граждан и организаций - субъектов таможенных правоотношений. Важную роль для них имеют льготы на уплату не только таможенных пошлин, но и других таможенных платежей (НДС, акцизов). Поэтому, на наш взгляд, нецелесообразно заострять внимание только на таможенных пошлинах, необходимо учитывать и льготы по другим видам платежей. Такую совокупность льгот предлагается назвать таможенными тарифно-налоговыми преференциями и понимать под ними преимущества в области таможенных платежей, предоставляемые субъектам внешнеэкономической деятельности при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации. Представляется, что привилегии могут касаться не только размера таможенных платежей, но и способа их уплаты.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона РФ "О таможенном тарифе" тарифные преференции могут предоставляться следующим образом:

- возврат ранее уплаченной пошлины,

- освобождение от уплаты пошлины,

- снижение ставки пошлины,

- установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.

Тарифные преференции не могут быть индивидуальными и должны предоставляться во всех случаях, кроме совершения противоправных деяний. На данное обстоятельство уже обращал внимание Высший Арбитражный Суд РФ, подчеркнувший невозможность лишения тарифных льгот при отсутствии доказательств нелегитимного поведения.

Возврат уплаченной таможенной пошлины, освобождение от обложения ею, а также снижение ставки допускается при временном ввозе или временном вывозе товаров; вывозе в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в рамках межправительственных соглашений; вывозе в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд; ввозе в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.

Законодателем в ст. 319 ТК РФ установлены случаи, когда таможенные пошлины и налоги не взимаются.

Во-первых, это относится к товарам, которые не подлежат обложению таможенными пошлинами и налогами. Так, на территорию России беспошлинно ввозятся некоторые лекарственные средства, печатные издания, хлопковое волокно.

Во-вторых, это относится к товарам, по которым предоставлены льготы в виде условного полного освобождения от уплаты пошлин. Оно может быть предусмотрено либо избранным таможенным режимом, либо назначением товара.

В-третьих, правило составлено с учетом требования Киотской конвенции: определить в национальном законодательстве минимальную стоимость товаров, при ввозе которых таможенные пошлины и налоги не взимаются. На территории России такая льгота возможна, если в течение одной недели от одного отправителя одному получателю поступает товар, общая таможенная стоимость которого не превышает 5 тыс. рублей.

В-четвертых, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары обращены в федеральную собственность. Данное обстоятельство возможно при применении субъектами таможенного режима отказа в пользу государства, а также в случае конфискации товара или обращения взыскания на товар, представляемый в качестве залога.

В-пятых, указанная норма распространяется на товары, которые до выпуска в свободное обращение и при отсутствии каких-либо нарушений со стороны субъекта оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными в силу обстоятельств непреодолимой силы либо естественного износа или убыли.

Снижение ставки таможенной пошлины тесно связано с определением страны происхождения товара. Согласно ч. 2 ст. 29 ТК РФ страна происхождения товаров определяется в целях применения тарифных преференций. Льготные условия выражаются в создании режима наибольшего благоприятствования, который стал "лейтмотивом международных торговых отношений", так как каждое государство опасается дискриминации и стремится иметь наибольшие преимущества в данной сфере. Значение принципа наибольшего благоприятствования в области международной торговли "настолько велико, что без его установления и соблюдения практически невозможны нормальные торговые отношения между соответствующими странами". Многие десятилетия он существует как важнейший юридический инструмент эффективного взаимодействия государств. Применение данного принципа в международных экономических отношениях стало практически универсальным. Благодаря ему устанавливается равенство самых широких прав и возможностей партнеров по сотрудничеству и создаются наиболее справедливые условия для международной торговли.

Режим наибольшего благоприятствования подразумевает выполнение развитыми странами обязательств предоставления развивающимся странам невзаимных таможенных преференций в виде отмены таможенных пошлин на все виды экспортной продукции. Совокупность таких обязательств получила название Общей системы преференций, которая была принята в 1968 г. на второй сессии ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию). Она основана на принципах односторонности уступок и недопущения внутренней дискриминации.

Основной фактор концепции Общей системы преференций - правила определения страны происхождения товаров, благодаря которым ввоз товаров на льготных условиях гарантируется только странам, пользующимся льготным режимом. Причем распространяются эти правила только на товары, определяемые национальным законодательством страны. К получателям (бенефициарам) преференций относится большинство развивающихся стран (включая и Россию).

Снижение уровня ставок таможенных пошлин применяется в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей схемой преференций, и выражается в установлении ставок в размере 75% базовой таможенной пошлины. К таким государствам, в частности, относятся Болгария, Индия, Китай, Монголия, Турция и др., всего более 100 стран мира. Если же товар происходит из наименее развитых стран (48 государств), ставки ввозных таможенных пошлин не применяются вообще.

Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - одна из форм таможенных тарифно-налоговых льгот. Под ним понимается количественное или стоимостное ограничение перемещения отдельного вида товара. Все, что перемещается в пределах квоты, разрешается и даже поощряется. Ввоз или вывоз сверх установленного ограничения либо запрещается, либо облагается повышенной таможенной пошлиной. В отличие от обычного квотирования содержание тарифных квот составляет введение ставки таможенной пошлины на перемещение товара в пределах установленного лимита. Например, в 2000 г. Правительством РФ была введена льгота в виде беспошлинного ввоза на территорию России сахара, произведенного в Белоруссии. Стоимостная квота при этом составила 175 тыс.

Следует отметить, что условием действия отдельных таможенных режимов служит и предоставление определенных преференций. Их наглядное отражение представлено в таблице, включающей перечень льгот, применяемых в тех или иных режимах.

Таблица

Тарифно-налоговые льготы в соответствии с таможенными режимами

Таможенный
режим

Таможенная тарифно-налоговая льгота

Статья
ТК РФ

Международный
таможенный
транзит

Освобождение от уплаты таможенных пошлин и
налогов


167

Переработка на
таможенной
территории

Полное условное освобождение <*> от уплаты
таможенной пошлины и налогов


173

Переработка для
внутреннего
потребления

Полное условное освобождение от уплаты
таможенной пошлины


187

Переработка вне
таможенной
территории

Полное или частичное освобождение от уплаты
ввозных таможенной пошлины и налогов для
продуктов переработки; полное условное
освобождение от уплаты вывозной таможенной
пошлины для перерабатываемых товаров



197, 207

Временный ввоз

Полное или частичное условное освобождение
от уплаты таможенных пошлин и налогов


209, 212

Таможенный
склад

Освобождение от уплаты таможенных пошлин
и налогов, их возврат


215, 220

Реимпорт

Освобождение от уплаты таможенных пошлин
и налогов


234, 236

Реэкспорт

Освобождение от уплаты ввозных и вывозных
таможенных пошлин и налогов, их возврат


239, 241

Уничтожение

Освобождение от уплаты таможенных пошлин
и налогов, за исключением отходов,
образовавшихся в результате уничтожения



243, 247

Отказ в пользу
государства

Освобождение от уплаты таможенных пошлин
и налогов


248

Временный
вывоз

Полное условное освобождение от уплаты
вывозных таможенных пошлин


252, 255

Беспошлинная
торговля

Освобождение от уплаты таможенных пошлин
и налогов


258

Перемещение
припасов

Освобождение от уплаты таможенных пошлин
и налогов


264, 266

Иные специаль-
ные таможенные
режимы

Полное освобождение от таможенных пошлин
и налогов


268, 269

Временный ввоз
(временный
вывоз) транс-
портных средств

Полное освобождение от уплаты таможенных
пошлин и налогов


271, 274

<*> Полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей предполагает соблюдение определенных требований для предоставления такой льготы.

Таможенные тарифно-налоговые льготы распространяются и на физических лиц, сумма беспошлинного ввоза товаров которыми не должна превышать 65 тыс. руб., а вес - 50 кг (ст. 282 ТК РФ). В случае если товар ввозится на большую стоимость, но не более 650 тыс. руб., а его вес составляет более 50 кг, но менее 200 кг, превышение беспошлинного норматива облагается в размере 30% таможенной стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг. Полное освобождение от таможенных платежей применяется и в отношении ввозимых физическими лицами культурных ценностей при условии их письменного декларирования и специальной регистрации.

Отдельными преимуществами в области таможенного дела пользуются и индивидуальные субъекты, обладающие особой правосубъектностью. Так, беженцы и вынужденные переселенцы, равно как и лица, переселяющиеся в Россию на постоянное место жительства из иностранных государств, могут ввозить товары, бывшие в употреблении и приобретенные ими до въезда на территорию РФ, без ограничения общей стоимости и независимо от веса товара. Иностранные физические лица полностью освобождаются от таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств, временно ввозимых ими на территорию РФ и предназначенных исключительно для личного пользования в этот период.

Проведенный анализ льгот, предоставляемых субъектам в области таможенных платежей, позволяет нам провести их классификацию по различным критериям.

Во-первых, по субъектам - льготы могут предоставляться физическим и юридическим лицам.

Во-вторых, по видам платежей - они могут быть тарифными (уплата таможенной пошлины) и налоговыми (НДС и акцизы).

В-третьих, в зависимости от объекта таможенные тарифно-налоговые преференции могут относиться к следующим категориям:

- товар (если он не облагается таможенными платежами), а также его стоимость или состояние;

- таможенный режим (если предусматривается льготное обложение);

- государство (если пользуется преференциальным режимом);

- субъект (если вправе пользоваться льготами).

В-четвертых, в зависимости от формы предоставления - таможенные тарифно-налоговые льготы используются при:

- возврате таможенных платежей, включая возмещение налогов из бюджета;

- освобождении от таможенных платежей (полное или частичное);

- снижении уровня ставок таможенных платежей;

- установлении тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара;

- изменении срока таможенных платежей.

В-пятых, по юридическим основаниям - таможенные тарифно-налоговые льготы предоставляются в соответствии с положениями международного договора, Налогового кодекса РФ, Таможенного кодекса РФ, Закона РФ "О таможенном тарифе", подзаконных нормативных актов.

Институт тарифных преференций характерен для отрасли таможенного законодательства и других государств. Так, в КНР при установлении таможенных пошлин применяются два вида ставок: общие и льготные. Если товар ввозится из стран или районов, не имеющих с Китаем соглашений о взаимном благоприятствовании, таможенное обложение происходит в общем порядке. В противном случае применяются льготные ставки.

В Великобритании освобождение от таможенного обложения применяется не только к товарам из определенных стран или поставляемым определенным субъектам (иностранным подданным), но и к товарам, ввозимым с целью реализации международных проектов по защите (обороне). Шведское таможенное законодательство освобождает от таможенных платежей товары, ввозимые для использования на выставках и ярмарках либо представляющие собой торговые образцы, подарки, учебный материал. В рамках Общей системы преференций действует льготный таможенный тариф, включающий ставки таможенных пошлин (3,5% - для адвалорных и 30% - для специфических).

Решение проблемы путем полной ликвидации льгот не поддерживается нами в полной мере. Злоупотребление льготами не должно лишать субъекта права воспользоваться преимуществами льгот в тех случаях, когда это целесообразно. Кроме того, ликвидация льгот как института, на наш взгляд, превратит налоги и иные обязательные платежи только в фискальный инструмент, что не представляется нам допустимым.

Исследование института таможенных тарифно-налоговых льгот позволяет выделить основные цели их введения:

1. Содействие развитию внешней торговли. Освобождая определенные группы товаров от таможенного обложения (в том числе и в ракурсе отдельных таможенных режимов), государство выражает свою заинтересованность в их обширном присутствии на внутреннем или мировом рынке.

2. Обеспечение соблюдения интересов граждан и юридических лиц. Предоставление льготы таможенных платежей физическим лицам или отдельным категориям организаций указывает на стремление власти к выбору оптимального баланса публичных и частных интересов.

3. Стимулирование. Можно побуждать "налогоплательщика совершать действия, выполнять работу или функции, представляющие определенный интерес для государства и общества". Было бы уместно назвать данную цель "стимулированием законопослушания", однако осознанное легитимное поведение субъектов в настоящее время не может быть основанием предоставления льгот в данной сфере.

4. Благоприятствование иностранным государствам. Данная цель введения преимуществ базируется на международно-правовых нормах и, как правило, действует в отношении развивающихся стран.

Таковы основные моменты порядка уплаты и взимания таможенных платежей, сложившиеся в ходе недолгой правоприменительной деятельности по реализации положений нового Таможенного кодекса РФ. Практическое применение норм Таможенного кодекса РФ выявит в дальнейшем и другие проблемы. Большинство из них со временем будет разрешено.