Особенности применения льготы по уплате таможенной пошлины

 

Основная экономия на платежах, администрируемых Федеральной таможенной службой РФ, таможенных пошлинах, НДС и акцизах достигается за счет грамотного определения таможенной стоимости товаров, выбора таможенного режима и использования льгот.
Кроме того, при импорте товара важное значение имеет основание приобретения товара (вид гражданско-правового договора). Например, в случае приобретения имущества по договору лизинга (а не купли-продажи) уменьшается размер таможенных платежей и вместо процедуры внутреннего потребления будет применяться процедура временного ввоза, что позволяет рассрочить уплату таможенных пошлин и НДС до 34 месяцев.
При ввозе технологического оборудования импортеру можно порекомендовать вместо купли-продажи или лизинга использовать инвестиционный механизм и оформить ввоз оборудования в Россию как взнос иностранного соучредителя в уставный капитал предприятия с иностранными инвестициями. Данная операция полностью освобождается от уплаты таможенных пошлин и НДС (ст. 16 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (далее - Закон N 160-ФЗ), п. 7 ст. 150 НК РФ, ст. 37 Закона от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" (далее - Закон N 5003-1), Постановление Правительства РФ от 23.07.1996 N 883).
Именно данный вид операции и рассмотрим более подробно в настоящей статье.

 

Взнос иностранного соучредителя в уставный капитал организации с иностранными инвестициями

 

На основании п. 1 ст. 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых, в частности, предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Такие товары имеют статус иностранных и находятся под таможенным контролем (п. 3 ст. 200 ТК ТС). Они приобретают статус товаров Таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин и налогов (пп. 1 п. 5 ст. 200 ТК ТС).
Так, в соответствии со ст. 37 Закона N 5003-1 допускается предоставление тарифных льгот в виде возврата уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении определенных товаров, в т.ч. ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий.
Необходимо иметь в виду, что в ст. 37 Закона N 5003-1 говорится о вкладах в уставные фонды предприятий. Однако уставный фонд предприятия формируется при создании унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (п. 1 ст. 113 и п. п. 3, 4 ст. 114 ГК РФ). При этом в соответствии с п. 1 ст. 113 Гражданского кодекса РФ в форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. В то же время в разъяснениях ФТС России о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей, предусмотренных ст. 37 Закона 5003-1, говорится о вкладах иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал организации (Письма от 04.10.2006 N 01-06/34547, от 16.10.2008 N 05-17/43190). В связи с этим можно предположить, что льгота, предусмотренная ст. 37 Закона 5003-1, распространяется и на ООО.
Кроме того, необходимо учитывать, что на основании п. 1 Постановления Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" (далее - Постановление N 883) таможенная пошлина не уплачивается при одновременном соблюдении трех условий.
1. Имущество не должно являться подакцизным товаром.
2. Ввозимое имущество должно относиться к основным производственным фондам. Данная классификация производится на основании Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утв. Постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 N 359. На основании Классификатора основными фондами являются произведенные активы, используемые неоднократно или постоянно в течение длительного периода, но не менее одного года, для производства товаров, оказания рыночных и нерыночных услуг. Основные фонды состоят из материальных и нематериальных основных фондов. К материальным основным фондам (основным средствам) относятся: здания, сооружения, машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, жилища, вычислительная техника и оргтехника, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения и прочие виды материальных основных фондов. К нематериальным основным фондам (нематериальным активам) относятся компьютерное программное обеспечение, базы данных, оригинальные произведения развлекательного жанра, литературы или искусства, наукоемкие промышленные технологии, прочие нематериальные основные фонды, являющиеся объектами интеллектуальной собственности, использование которых ограничено установленными на них правами владения.
3. Ввоз имущества должен быть осуществлен в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования (увеличения) уставного (складочного) капитала предприятия.

 

Амортизация

 

Учитывая что одним из условий применения льготы по уплате ввозных таможенных пошлин является отнесение ввозимого имущества к основным производственным фондам, возникает вопрос о возможности применения льготы по уплате таможенных пошлин к имуществу, которое в ходе износа перестало относиться к основным фондам.
Законодательство не обязывает учредителей вносить в уставный капитал новое основное средство. Имущество может быть как новым, так и бывшим в эксплуатации.
В соответствии с п. 1 ст. 277 НК РФ имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества.
Согласно ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество:
- находящееся у налогоплательщика на праве собственности;
- используемое для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации;
- со сроком полезного использования более 12 месяцев;
- первоначальная стоимость которого составляет более 40 000 руб.;
- таким образом, если стоимость имущества становится менее 40 000 руб., то оно не относится к основным производственным фондам, и, соответственно, не удовлетворяет положениям п. 1 Постановления N 883.
Рассмотрим примеры из судебной практики. В Постановлении ФАС Уральского округа от 23.04.2007 N Ф09-2810/07-С1 по делу N А71-4157/06 отмечается, что обоснованно отклонены доводы общества о том, что списание оборудования с бухгалтерского баланса в связи с истечением срока амортизации является основанием для признания оборудования утраченным в результате естественной убыли в том смысле, в котором указанный процесс регламентирован в ст. 319 ТК РФ.
Подпунктом 3 п. 2 ст. 319 ТК РФ предусматривалось, что таможенные пошлины, налоги не уплачиваются в случае, если до выпуска товаров для свободного обращения и при отсутствии нарушений лицами требований и условий иностранные товары оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными в результате естественного износа. Аналогичная норма содержится в ст. 80 ТК ТС.
Подобная позиция изложена в Постановлении ФАС Поволжского округа от 15.06.2011 по делу N А49-6097/2010: таможенное законодательство не содержит положений о прекращении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, выпущенных условно в связи с предоставлением льгот или по истечении какого-либо срока (в т.ч. срока амортизации товара). Суд обратил внимание на следующее.
Никто не вправе пользоваться и распоряжаться товарами и транспортными средствами до их выпуска иначе как в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством. После выпуска товаров и транспортных средств пользование и распоряжение ими осуществляются в соответствии с заявленным таможенным режимом.
Ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации влечет за собой обязанность лиц поместить товары под один из таможенных режимов и соблюдать его. Организация вправе в любое время выбрать любой таможенный режим или изменить его на другой.
Таможенное законодательство устанавливает ограничения по пользованию условно выпущенными товарами, обусловленные содержанием и требованиями некоторых таможенных режимов, предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов и выпуском товаров без представления документов и сведений, подтверждающих соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также при предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов либо если суммы таможенных пошлин, налогов не поступили на счета таможенных органов.
Если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ сопряжены с ограничением использования и распоряжения товарами, они подлежат условному выпуску.
Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством РФ, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных. Товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются находящимися под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию РФ.
На основании изложенного следует, что пользование и распоряжение ввезенными товарами и транспортными средствами, находящимися под таможенным контролем, допускаются только в порядке и на условиях, которые определены таможенным законодательством.
При таких обстоятельствах товары, находящиеся под таможенным контролем, не могут быть по усмотрению их владельца переданы на утилизацию и т.п.
Необходимо отметить, что в вышеупомянутых Постановлениях суд обратил внимание, что списание условно выпущенного товара со ссылкой на непригодность его к дальнейшей эксплуатации должно производиться с ведома таможенного органа. В частности, по причине смены таможенной процедуры с условно выпущенного товара на процедуру "уничтожение".
Кроме того, обращаем внимание читателей на следующее.
Как было отмечено ранее, условно выпущенные товары, в отношении которых предоставляются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот (п. 2 ст. 200 ТК ТС).
Целью предоставления льготы, предусмотренной Постановлением N 883, по уплате ввозной таможенной пошлины в отношении условно выпущенных товаров является формирование уставного (складочного) капитала коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Соответственно, с учетом положений ст. 200 ТК ТС, в случае изменения одного из условий для предоставления льготы, предусмотренной Постановлением N 883, декларант обязан будет уплатить таможенные пошлины, подлежавшие уплате в бюджет на дату условного выпуска таких товаров, несмотря на то что соответствующих ограничений Постановление не содержит.
Например, если имущество перестает быть вкладом в уставный капитал организации, даже если его передача носит инвестиционный характер. Основания для уплаты таможенных пошлин могут возникнуть также в случае выхода иностранных участников из состава учредителей.
Необходимо иметь в виду мнение, изложенное в Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2005 N КА-А41/7182-05.
Суд пришел к выводу, что при ввозе лесопильного оборудования на территорию России в качестве вклада в уставный капитал иностранного участника ООО "Ларекс" - компании GREGORI INTERNATION CORPORATION - последнему была предоставлена льгота по уплате таможенных платежей.
Впоследствии иностранная компания выбыла из состава участников.
По мнению контролирующих органов, с выходом иностранного инвестора из состава коммерческой организации утрачиваются и льготы, установленные Законом N 160-ФЗ.
Однако, по мнению заявителя, суды неправильно истолковали ст. 4 вышеназванного Закона и не учли, что иностранный инвестор ввез лесопильное оборудование в качестве вклада в уставный капитал, использовало его по назначению - оборудование вошло в уставный капитал.
Поскольку ввезенное иностранным инвестором оборудование используется по назначению, с выходом иностранного инвестора из состава участников предоставленная при ввозе оборудования иностранному участнику льгота по уплате таможенных платежей обратному взысканию не подлежит.
Кассационная инстанция сделала следующий вывод. Согласно п. 6 ст. 4 Закона N 160-ФЗ коммерческая организация утрачивает статус коммерческой организации с иностранными инвестициями со дня выхода иностранного инвестора из состава ее участников. С этого дня коммерческая организация и иностранный инвестор утрачивают правовую защиту, гарантии и льготы, установленные Законом.
Утрата обществом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями послужила основанием для направления требования об уплате ввозной таможенной пошлины.
В Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2005 N КА-А41/7182-05 говорится, что в соответствии с положениями ст. ст. 319 и 327 ТК РФ только при использовании условно выпущенных товаров в иных целях, в связи с которыми были предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, у декларанта возникает обязанность по уплате таможенных платежей. Однако положения, изложенные в вышеперечисленных статьях утратившего силу ТК РФ, нашли отражение в п. 3 ст. 80 ТК ТС и в п. 3 ст. 119 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ). Таким образом, мнение, изложенное в Постановлении ФАС Московского округа от 07.09.2005 N КА-А41/7182-05, может применяться и в настоящее время.
В Постановлении ФАС Московского округа отмечается, что согласно материалам проверки ввезенное оборудование вошло в уставный капитал, используется лесопунктом по назначению и отражено на балансе.
Таким образом, цель, ради которой было ввезено лесопильное оборудование, не утрачена, целевое назначение - вклад в уставный капитал - не изменилось.
Сам по себе факт утраты обществом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями не свидетельствует о нецелевом использовании условно выпущенных товаров. Таможенный орган допускает смешение понятий "цель" и "основания" предоставления льготы. В данном случае целью предоставления льготы является внесение ввезенного товара в уставный капитал общества, а основанием - наличие у него статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями. Обязанность по уплате таможенных платежей возникает в случае нецелевого использования условно выпущенных товаров, тогда как утрата оснований для предоставления льготы препятствует ее предоставлению в дальнейшем, но не образует нецелевого использования товаров.
Одновременно необходимо иметь в виду мнение, изложенное в Постановлении ФАС Уральского округа от 13.11.2008 N Ф09-8317/08-С2 по делу N А47-1886/08.
В упомянутом Постановлении рассматривается необходимость уплаты таможенных платежей, неуплаченных на основании п. 1 Постановления N 883, после передачи ввезенного оборудования в уставный капитал иной организации.
Хозяйствующие субъекты отмечали, что основания для уплаты таможенных платежей возникают в соответствии с п. 2 Постановления N 883, т.е. в случае реализации оборудования, ввезенного иностранной компанией в качестве вклада в уставный капитал. Передача товара в уставный капитал другого хозяйствующего субъекта не является реализацией товара в значении, предусмотренном ст. 39 НК РФ.
Однако суд доводы хозяйствующих субъектов отклонил. В Постановлении обращается внимание на изменение статуса оборудования (как вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями), обусловливающего возможность освобождения от уплаты таможенных платежей.
Условия, в связи с которыми при ввозе указанного оборудования на таможенную территорию РФ было предоставлено условное освобождение от уплаты соответствующих таможенных платежей, были нарушены, что повлекло за собой возникновение обязанности уплаты таможенной пошлины и НДС.
Доводы о том, что передача имущества в уставный капитал хозяйственного общества не является его реализацией в значении, предусмотренном ст. 39 НК РФ, отклонены судами обеих инстанций правомерно, поскольку освобождение от уплаты таможенных платежей при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал сопряжено с ограничениями по распоряжению ввезенными товарами в любой форме.

 

Реализация имущества

 

Согласно п. 2 Постановления N 883 в случае реализации товаров причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством РФ.
До вступления в силу Закона N 311-ФЗ достаточно распространенной была ситуация, при которой составляющие имущества, внесенного в уставный капитал организации, реализовывались.
Однако в настоящий момент необходимо учитывать ст. 222 упомянутого Федерального закона. Согласно пп. 1 п. 1 ст. 222 Закона N 311-ФЗ условно выпущенными товарами являются компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в т.ч. в некомплектном или незавершенном виде. При этом на основании п. 2 упомянутой статьи компоненты товара запрещены к передаче третьим лицам, в т.ч. путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.
Таким образом, на компоненты товара, выпущенные условно, распространяются аналогичные положения таможенного законодательства, что и на сами товары, выпускаемые условно.

 

Банкротство ООО

 

С учетом положений ТК ТС, Закона N 311-ФЗ, а также Постановления N 883 появляется вопрос о необходимости уплаты таможенных пошлин в случае признания ООО банкротом.
Как отмечалось ранее, на основании п. 1 ст. 200 ТК ТС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами. Такие товары имеют статус иностранных товаров (п. 3 ст. 200 ТК ТС).
Таким образом, в первую очередь необходимо рассмотреть возможность:
- включения оборудования, ввезенного в качестве вклада в уставный капитал ООО, в состав конкурсной массы;
- реализации конкурсным управляющим оборудования до его выпуска в свободное обращение.
В Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 17.01.2008 по делу N А31-1171/2007-18 отмечается следующее.
Товары подлежат условному выпуску, если льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются, если в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении товаров предоставлено условное полное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, - на срок действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
При использовании условно выпущенных товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми было предоставлено полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.
Таким образом, при использовании условно выпущенных товаров в целях, отличных от тех, в связи с которыми предоставлены льготы по уплате таможенных платежей, у декларанта возникает обязанность по уплате таможенных платежей.
Из п. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ) следует, что в соответствии с ГК РФ данный Закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.
В соответствии со ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Согласно п. 1 ст. 131 Закона N 127-ФЗ все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
На основании п. 2 упомянутой статьи из имущества должника, которое составляет конкурсную массу, исключаются имущество, изъятое из оборота, имущественные права, связанные с личностью должника, в т.ч. права, основанные на имеющейся лицензии на осуществление отдельных видов деятельности.
Таким образом, конкурсный управляющий общества правомерно включил спорное оборудование в конкурсную массу в целях реализации его на открытых торгах в соответствии с Законом N 127-ФЗ.
Кроме того, суд обратил внимание на обязанность общества по уплате таможенных платежей в связи с несоблюдением целевого использования условно выпущенного товара. Основания для уплаты таможенных платежей возникают после признания общества банкротом и введения в отношении его процедуры конкурсного производства.
Суд также указал, что надлежащим ответчиком по данному спору является должник - ООО, а не его конкурсный управляющий, осуществляющий полномочия руководителя и иных органов управления должника в соответствии со ст. 129 Закона N 127-ФЗ.
Однако необходимо иметь в виду, что на основании абз. 7 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
Порядок предъявления требований таможенных органов по обязательным платежам лиц, в отношении которых возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве), и порядок удовлетворения таких требований регулируются специальными нормами законодательства о банкротстве.
При этом в силу абз. 9 п. 1 ст. 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается. Исполнение обязательств должника осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены Законом N 127-ФЗ.
Согласно п. 3 ст. 110 Закона N 127-ФЗ при продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской деятельности, в т.ч. земельные участки, здания, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукция, права требования, а также права на средства индивидуализации должника, его продукцию (работы, услуги) (коммерческое обозначение, товарные знаки, знаки обслуживания), другие принадлежащие должнику исключительные права, за исключением прав и обязанностей, которые не могут быть переданы другим лицам.
В соответствии с п. 4 ст. 142 упомянутого Закона требования конкурсных кредиторов и (или) уполномоченных органов, заявленные после закрытия реестра требований кредиторов, а также требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.
В п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве" отмечается, что требования об уплате обязательных платежей, возникших после открытия конкурсного производства, подлежат удовлетворению в соответствии с п. 4 ст. 142 Закона N 127-ФЗ после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.
В Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 20.09.2010 по делу N А32-52218/2009 говорится, что все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. По рассматриваемому делу таможенные органы о взыскании таможенных платежей в рамках дела о банкротстве не обратились.
В связи с этим суд пришел к выводу, что имущество организации-банкрота является освобожденным от каких-либо ограничений, а лицо, купившее такое имущество, - добросовестным приобретателем.
Кроме того, согласно п. 2.1 Определения Конституционного Суда РФ от 12.05.2006 N 167-О "По жалобе гражданина Кириллова Владимира Сергеевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 15 Таможенного кодекса Российской Федерации" отмечается, что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами, которые ввезены на таможенную территорию РФ, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Товары, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу) не может пользоваться и распоряжаться (за исключением случаев, специально оговоренных законодателем) и, следовательно, в отношении их не могут совершаться сделки, в т.ч. договор купли-продажи.
Однако регулирование вопроса о юридических последствиях таких сделок лежит за пределами определенной статьи таможенного законодательства и осуществляется на основе иных законоположений, в т.ч. предусмотренных нормами ГК РФ.