Таможенный контроль: Проверка маркировки товаров, наличия на них идентификационных знаков

 

В соответствии со ст. 118 ТК ТС таможенные органы проверяют наличие на товарах или их упаковке специальных марок, идентификационных знаков или иных способов обозначения товаров, используемых для подтверждения легальности их ввоза на таможенную территорию Таможенного союза.
Данная форма таможенного контроля применяется, как правило, в отношении товаров, не находящихся под таможенным контролем. Эта форма таможенного контроля применяется в случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза. Так, при помещении товаров на СВХ таможенному органу представляются документы, содержащие сведения о маркировке товаров, фактурной стоимости, весе брутто товаров (в килограммах) либо об объеме товаров (в кубических метрах), а также сведения о классификационных кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или ТН ВЭД на уровне не менее чем первых четырех знаков.
Для идентификации вывезенных товаров в продуктах их переработки используются следующие способы, если эти способы применимы к характеру товаров и осуществляемых операций по переработке товаров:

1) проставление заявителем или должностным лицом таможенного органа печатей, штампов, цифровой или другой маркировки на вывозимые товары;

2) использование серийных номеров или другой маркировки производителя вывозимых товаров.

Таможенные органы проводят таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза:

1) путем проверки сведений, подтверждающих выпуск таких товаров в соответствии с требованиями и условиями, которые установлены таможенным законодательством Таможенного союза;

2) путем проверки наличия на товарах маркировки или иных идентификационных знаков, используемых для подтверждения легальности ввоза товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Существует различная маркировка товаров: товарная, отправительская, специальная, транспортная.
Товарная маркировка - наименование товара, заводская марка, номера заказа, наряда, сорт, дата выпуска.
Отправительская маркировка - страна, наименования отправителя и получателя, пункта отправления и назначения, общее число мест, вес брутто, нетто.
Специальная маркировка - предупредительные надписи и обозначения ("верх", "не кантовать", "боится сырости" и т.д.), предписывающие способы обращения с товаром при хранении, проведении погрузочно-разгрузочных работ, перевозок.
Транспортная маркировка - число мест в партии, перевозимой по одному транспортному документу, порядковый номер грузового места в партии.
В таможенном законодательстве подчеркивается важная роль средств идентификации и их проверки при таможенном контроле.

Согласно ст. 109 ТК ТС товары, находящиеся под таможенным контролем, транспортные средства, помещения, емкости и другие места, где находятся или могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю, могут идентифицироваться таможенными органами.

Должностное лицо таможенного органа отправления с учетом вида транспорта и условий перевозки товаров вправе выбрать любое средство идентификации товаров. Таможенные органы осуществляют идентификацию транспортных (перевозочных) документов, а также имеющихся у перевозчика коммерческих документов на товары в таможенных целях.

Идентификация проводится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, отбора проб и образцов, подробного описания товаров, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации, а также иными способами. Порядок применения и требования к изготовлению средств идентификации устанавливаются законодательством государств - членов Таможенного союза. Например, в Российской Федерации, как следует из ч. 2 ст. 29 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", требования обязательного подтверждения соответствия применяются к товарам, происходящим из иностранного государства, таким же образом, каким они применяются к аналогичным товарам российского происхождения. На основании ст. 27 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" продукт, соответствующий требованиям технических регламентов, что подтверждается в порядке, предусмотренном данным Законом, маркируется знаком обращения на рынке. Изображение знака обращения на рынке устанавливает Правительство РФ. Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке. Например, вся алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более 9% объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке; при этом на алкогольную продукцию, ввозимую в Россию, наносятся акцизные марки, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции. Алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые в Россию, подлежат обязательной маркировке с применением акцизных марок установленного образца, за исключением ввозимой алкогольной продукции, разлитой в упаковку (тару) емкостью до 0,05 и более 25 литров. На указанных товарах, если они реализуются в магазинах беспошлинной торговли, не проставляются марки акцизного сбора или специальные марки. Однако алкогольная продукция, табак и табачные изделия, ввозимые в Россию или произведенные на ее территории, подлежащие маркировке с помощью марок акцизного сбора или специальных марок, могут помещаться под процедуру магазина беспошлинной торговли при наличии на этикетках и контрэтикетках (для алкогольной продукции) и упаковках (для табака и табачных изделий) обозначения на русском языке "Только для продажи в магазине беспошлинной торговли" или текстом аналогичного содержания на английском языке. Обозначение должно быть исполнено типографским способом или путем нанесения дополнительных наклеек (стикеров), которые не могут быть удалены с товара без повреждения этикетки, контрэтикетки или упаковки. Законодатель закрепляет презумпцию, в соответствии с которой отсутствие на товарах, подлежащих обязательной маркировке, специальных марок означает, что данные товары были ввезены в Россию с нарушением таможенного законодательства. На лицо, у которого были обнаружены немаркированные товары, возлагается бремя доказывания факта легального ввоза таких товаров.

Средства идентификации могут меняться или уничтожаться только таможенными органами или с их разрешения. Исключение составляют случаи реальной угрозы уничтожения, безвозвратной утраты или существенной порчи товаров и транспортных средств. Таможенному органу незамедлительно сообщается об изменении, удалении или уничтожении средств идентификации и представляются доказательства наличия подобной угрозы. Пломбировочные и запорные устройства, применяемые таможенными органами, являются универсальными устройствами однократного использования для блокирования запирающих узлов грузовых отделений транспортных средств. Как было показано, один из способов идентификации подакцизных товаров - нанесение марки акцизного сбора, контроль за которой ведут акцизные таможенные посты.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов не подтверждено, не может быть маркирована знаком обращения на рынке.

Отсутствие на товарах специальных марок, идентификационных знаков или обозначений товаров иными способами рассматривается как ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза без совершения таможенных операций и выпуска товаров, если лицо, у которого такие товары обнаружены, декларант либо иное заинтересованное лицо не докажет обратное. Опровержение фактов возлагается на лицо, у которого такие товары обнаружены.

Апрель 2014 г.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру