Международная автомобильная перевозка

 

Комментарий к статье 1 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Международная автомобильная перевозка

 

Ключевым понятием комментируемой статьи является термин, заглавный к настоящему Закону: "международная автомобильная перевозка". Под ней понимается перевозка транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозка транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.
Обращаясь к комментированию указанного понятия, прежде всего, необходимо иметь представление о том, что понимается под перевозкой, а также под международной перевозкой.
Как указано в Большой советской энциклопедии, изданной в советское время, когда действовало ныне не имеющее юридической силы гражданское законодательство, договор перевозки представляет собой один из видов гражданско-правовых договоров. Договоры перевозки подразделяются:
по видам транспорта - договоры:
железнодорожной перевозки;
речной перевозки;
морской перевозки;
автомобильной перевозки;
воздушной перевозки;
по перевозимым объектам (субъектам) - договоры перевозки:
пассажиров;
грузов;
почты;
багажа;
по числу участвующих в перевозке видов транспорта - договоры перевозки:
местного сообщения;
прямого сообщения;
прямого смешанного сообщения;
по срокам действия договора:
разовые договоры;
длительные договоры перевозки (например, годовой договор на автомобильном транспорте, навигационный договор на речном и морском транспорте, специальный договор на воздушном транспорте).

По договору перевозки груза транспортная организация (перевозчик) обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Порядок предъявления к перевозке грузов, сроки их доставки и выдачи грузополучателю регламентируются правилами перевозок, утверждаемыми транспортными министерствами (например, Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом от 30 июля 1971 г.).
По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа - также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.
По договору фрахтования (чартер) одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров или багажа.
Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина и юридического лица. Договор перевозки транспортом общего пользования является публичным договором.
Взаимоотношения транспортных организаций при перевозке грузов, пассажиров и багажа разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), а также порядок организации этих перевозок определяются соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта, заключаемыми в соответствии с законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках.
Перевозчик несет имущественную ответственность (в виде неустойки, штрафа, возмещения убытков) в случае:
невыполнения плана перевозки грузов;
несохранности принятого к перевозке груза;
просрочки его доставки;
утраты;
недостачи;
порчи или повреждения принятого к перевозке багажа;
несоблюдения сроков доставки;
увечья или иного повреждения здоровья, причиненного пассажиру;
и др.
Установлена также имущественная ответственность сторон за неподачу перевозочных средств и непредъявление к перевозке грузов, другие виды ответственности за нарушение обязательств по перевозке. Всякого рода требования клиента оформляются в виде претензии, предъявляемой им к перевозчику. В случае ее отклонения или оставления без ответа в течение срока, установленного законом, клиент вправе обратиться с иском к перевозчику в суд. Обстоятельства, явившиеся основанием для предъявления претензии, оформляются коммерческими актами.
Под международными перевозками понимаются такие перевозки, когда груз или пассажир в процессе перевозки пересекают границу государства и перемещаются через территорию более чем одной страны.

В этой связи трудно согласиться с определением международной перевозки, приводимым рядом авторов в своих учебниках и монографиях по международному частному праву, утверждающих, что международная перевозка - это перевозка между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.

Такое определение будет справедливо только для части международных перевозок, хотя и достаточно значительной. В ряде случаев международная перевозка не подчиняется международным соглашениям стран, через территорию которых такая перевозка производится, в силу хотя бы отсутствия таких соглашений. Однако при этом такая перевозка не перестает быть международной, поскольку груз или пассажир перевозится по территории различных государств. При отсутствии международных соглашений, участником которых являются эти страны, перевозка подчиняется национальным правилам в соответствии с коллизионными нормами соответствующей страны. В этой связи особенностью договора международной перевозки является то, что в ходе его исполнения при отправлении груза необходимо бывает руководствоваться законом страны отправления, при выдаче - законом страны назначения, а в ряде случаев применению подлежит закон перевозчика или закон страны суда. Кроме этого, стороны договора перевозки могут в договоре сами определить, какому правопорядку подчиняются их отношения, связанные с договором перевозки.

Но, несмотря на довольно свободный порядок регулирования отношений по международной перевозке, характерной особенностью правового регулирования в этой сфере является то, что основные вопросы перевозок решаются в международных соглашениях (транспортных конвенциях), содержащих унифицированные нормы, единообразно определяющие условия международных перевозок грузов и пассажиров. Обычно такие соглашения содержат требования к перевозочной документации, определяют порядок приема груза к перевозке и выдаче его в пункте назначения, условия ответственности перевозчика, процедуру предъявления к перевозчику претензий и исков.

Итак, особенность международного транспорта, отличающая его от внутреннего, состоит в наличии иностранного элемента: перевозка выполняется за границу, причем иностранный элемент присущ процессу перемещения, составляющему часть транспортной деятельности. Следствием этого является возникновение специфических международно-правовых вопросов транспортного характера, отличающих международные перевозки от внутренних.

Международными не являются такие перевозки, когда транспортный процесс ограничен территориальными пределами одного государства, несмотря на то что один из его участников (грузоотправитель, грузополучатель, пассажир или перевозчик) иностранец. В таких ситуациях могут возникать международно-правовые вопросы, но они не затрагивают процесса перемещения и, следовательно, здесь нет проблем международного транспорта.
Неточной нужно считать точку зрения, согласно которой международное сообщение - это "перевозки по территории двух или нескольких участвующих в соответствующем соглашении стран" или же перевозки, связанные с пересечением границы. Для признания перевозки международной не требуется, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или нескольких стран: достаточно начать такую перевозку, фактического поступления груза (пассажира) на территорию иностранного государства (пересечения границы) может и не быть (например, при утрате груза или гибели пассажира в стране отправления). Этот вывод признан в отечественной и зарубежной практике.

Выделяются различные виды международных сообщений по разным основаниям классификации. Однако в данном комментарии не ставится цель подробного рассмотрения понятия и видов международных перевозок. Отметим лишь, что в качестве особого вида международных сообщений выделяется так называемая маятниковая перевозка, применяемая на международном автомобильном транспорте при доставке пассажиров. Маятниковой считается перевозка пассажиров с территории одного государства к месту временного пребывания на территории другого государства и перевозка тех же пассажиров автобусами того же перевозчика обратно в страну их первоначального отъезда; при маятниковой перевозке первый рейс обратно и последний рейс туда в основном являются порожними (см. п. "е" § 1 приложения к Соглашению об общих условиях международных перевозок автобусами).

Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР) (Женева, 1 июля 1970 г.) в пункте "g" статьи 1 "Определения" устанавливает, что автомобильные перевозки означают любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования, порожнем либо с людьми или с грузом транспортного средства, используемого для перевозки пассажиров или грузов; а в пункте "h" - что под международными автомобильными перевозками понимаются любые автомобильные перевозки с пересечением по крайней мере одной границы.
Комментируемый Федеральный закон "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" определяет международную автомобильную перевозку как перевозку транспортным средством грузов или пассажиров за пределы территории Российской Федерации или на территорию Российской Федерации, а также перевозку транспортным средством грузов или пассажиров транзитом через территорию Российской Федерации.
К такой перевозке Закон относит:
проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с территории Российской Федерации на территорию иностранного государства и обратно либо на территорию Российской Федерации транзитом через территорию иностранного государства на территорию другого иностранного государства транзитом через территорию Российской Федерации;
проезд груженого или негруженого транспортного средства, принадлежащего иностранному перевозчику, на территорию Российской Федерации и обратно либо транзитом через территорию Российской Федерации.
Общепризнанно, что при автомобильных перевозках транспортные средства одного государства, при наличии разрешения компетентных органов другого государства, могут пересекать государственную границу и продолжать перевозочную деятельность по иностранной территории. Здесь возможно выполнить перевозку за границу в рамках договора, заключаемого по внутренним правилам страны-отправления. Однако такой порядок осуществления перевозок между странами ставит массу сложных правовых вопросов, связанных с получением от иностранной стороны разрешения на транспортировку, определением условий пользования транспортными путями и порядком исполнения перевозочного договора за границей. Для устранения этих трудностей практика идет по пути заключения международных соглашений для перевозок автомобильным транспортом.

Таким образом, для современных автомобильных перевозок (международного автомобильного сообщения) характерны два признака, а именно это перевозки, которые:
во-первых, осуществляются между двумя или более странами;
во-вторых, выполняются на условиях, установленных международными соглашениями.
Международные автомобильные перевозки грузов, пассажиров и багажа занимают особое место на международном рынке транспортных услуг. Несмотря на тот факт, что доля автомобильного транспорта по объему перевозимых грузов равна 4% от объема перевозок всеми видами транспорта, по стоимости перевозимых грузов на автомобили приходится 27% от объема перевозок всеми видами транспорта. В целом общий объем доходов от автотранспортных услуг в области международных перевозок оценивается в 4 - 5 млрд. долларов США, из них на долю российских перевозчиков приходится около 800 млн. долларов США. С 1992 по 1997 год объемы международных автотранспортных перевозок в России увеличились более чем в 6 раз. Сегодня эта цифра увеличилась и продолжает расти. Экспорт услуг автотранспортных перевозок считается одной из выгодных областей внешнеэкономической деятельности, поскольку он не связан с продажей за рубеж материальных ценностей и сырьевых ресурсов.