Международный лизинг: определяем размер таможенных платежей

 

При ввозе на единую таможенную территорию Таможенного союза имущества иностранного производства (например, оборудования), полученного по договору международной финансовой аренды, российскому предприятию промышленности необходимо уплатить таможенные платежи, в том числе ввозную таможенную пошлину и НДС (если лизингодатель не взял эту обязанность на себя). Размеры таможенной пошлины и НДС зависят от того, под какую таможенную процедуру будет помещен товар и с использованием какого метода будет рассчитана таможенная стоимость ввозимого имущества. (В рамках данной статьи не рассматривается порядок исчисления и уплаты таможенных сборов.)

В соответствии с российским законодательством по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность указанное арендатором (лизингополучателем) имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование. В то же время выбор продавца и приобретаемого имущества может осуществить и лизингодатель, если таково условие договора финансовой аренды (ст. 665 ГК РФ). Правовые и организационно-экономические особенности лизинга определены Федеральным законом от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге). Согласно п. 1 ст. 7 этого Закона основными формами лизинга являются внутренний и международный лизинги. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом РФ. Мы рассматриваем ситуацию, когда в качестве лизингодателя выступает иностранная компания и предмет лизинга ввозится на территорию РФ (таможенную территорию Таможенного союза) с территории иностранного государства. При заключении контракта с указанным лицом стороны могут определиться с тем, право какого государства будет применяться к их правам и обязанностям по этому договору. При отсутствии такой договоренности взаимоотношения сторон по договору международной финансовой аренды регулируются законодательством иностранного государства - правом страны лизингодателя (ст. 1211 ГК РФ).

Если стороны договора финансовой аренды решат, что их права и обязанности регулируются российским законодательством, следует учитывать, что в 1998 г. Россия присоединилась к Конвенции УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в Оттаве 28.05.1988). Это важно, поскольку, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора (п. 2 ст. 7 ГК РФ), в рассматриваемой ситуации - обозначенной Конвенции.
Отметим отдельные правовые (находящие отражение, как правило, и в законодательстве иностранных государств) моменты, установленные Законом о лизинге. Во-первых, предмет лизинга, переданный лизингополучателю, остается в собственности лизингодателя (п. 1 ст. 11). Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В то же время собственник, оставаясь таковым, вправе по своему усмотрению передать эти права другим лицам (п. 2 ст. 209 ГК РФ). При лизинге к лизингополучателю переходят в полном объеме права владения и пользования (если иное не установлено договором финансовой аренды), а право на распоряжение имуществом остается у лизингодателя. В п. 3 ст. 11 Закона о лизинге уточнено, что право на распоряжение включает право изъять предмет лизинга из владения и пользования у лизингополучателя в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством РФ и договором лизинга.
Во-вторых, в соответствии с п. 5 ст. 15 Закона о лизинге по договору финансовой аренды лизингополучатель обязуется:

- принять предмет лизинга в порядке, установленном указанным договором лизинга;

- выплатить лизингодателю лизинговые платежи в порядке и сроки, которые предусмотрены договором лизинга;

К сведению. Согласно п. 1 ст. 28 Закона о лизинге под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по договору лизинга за весь срок действия данного договора. Эта сумма включает в себя:
- затраты лизингодателя, связанные с приобретением и передачей предмета лизинга лизингополучателю;
- затраты, связанные с оказанием других предусмотренных договором лизинга услуг;
- доход лизингодателя;
- выкупную цену предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
При расчете лизинговых платежей можно воспользоваться Методическими рекомендациями по расчету лизинговых платежей, утвержденными Минэкономики 16.04.1996.

- по окончании срока действия договора лизинга возвратить предмет лизинга, если иное не предусмотрено указанным договором, или приобрести предмет лизинга в собственность на основании договора купли-продажи (Необходимость заключения договора купли-продажи связана с тем, что договор финансовой аренды по своей природе не образует продажу имущества (даже при наличии в нем условия о выкупе предмета лизинга));

- выполнить другие обязательства, вытекающие из содержания договора лизинга.

Примечание. Договором лизинга может быть предусмотрено, что предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя до истечения срока данного договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон (п. 1 ст. 19 Закона о лизинге).

При выборе таможенной процедуры далеко не последнюю роль может сыграть как раз тот факт, что по окончании определенного срока имущество переходит в собственность лизингополучателя либо возвращается лизингодателю. В свою очередь, от вида таможенной процедуры зависят размеры таможенной пошлины и НДС.

 

Выбираем таможенную процедуру

 

В рамках таможенного законодательства лизинговое имущество, перемещаемое через таможенную границу по договору финансовой аренды (в нашем случае это ввоз данного имущества на таможенную территорию Таможенного союза), является товаром. В свою очередь, товары, перемещаемые через таможенную границу, должны быть помещены под определенную таможенную процедуру, выбор которой осуществляет заявитель (лицо, перемещающее товары). Причем выбранная таможенная процедура может быть этим же лицом изменена (ст. 203 ТК ТС). Виды таможенных процедур приведены в ст. 202 ТК ТС. Нас в этом списке интересуют две процедуры: выпуск для внутреннего потребления и временный ввоз (допуск).

 

Выпуск для внутреннего потребления

 

При помещении иностранных товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления эти товары находятся и используются на таможенной территории Таможенного союза без ограничений по пользованию и распоряжению (ст. 209 ТК ТС). Чтобы поместить товары под указанную процедуру, необходимо:

- уплатить ввозные таможенные пошлины, налоги (за исключением ситуации, когда установлены тарифные преференции, льготы по их уплате);

- соблюсти запреты и ограничения;

- представить документы, подтверждающие соблюдение ограничений в связи с принятием специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.

При выполнении перечисленных условий иностранный товар приобретает статус товара Таможенного союза. Это правило не срабатывает в случае предоставления льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию или распоряжению товарами. (При ввозе имущества в рамках исполнения договора финансовой аренды льготы чаще всего не предоставляются.) Тогда товары подлежат условному выпуску в соответствии со ст. 200 ТК ТС и сохраняют статус иностранных товаров до момента прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.

Если лизинговое имущество в конечном итоге должно перейти в собственность лизингополучателя, логично поместить его под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Это означает, что предприятию промышленности необходимо уплатить ввозную таможенную пошлину и НДС в полном размере.

 

Временный ввоз

 

Данная таможенная процедура предполагает, что иностранные товары используются в течение установленного срока на таможенной территории Таможенного союза с условным освобождением (полным или частичным) от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов и без принятия мер нетарифного регулирования с последующим помещением под таможенную процедуру реэкспорта (ст. 277 ТК ТС). При реэкспорте ранее ввезенные товары вывозятся с таможенной территории Таможенного союза без уплаты или с возвратом уплаченных сумм ввозных таможенных пошлин, налогов и без принятия мер нетарифного регулирования (ст. 296 ТК ТС).

Срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом на основании заявления декларанта исходя из целей и обстоятельств такого ввоза (п. 1 ст. 278 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон о таможенном регулировании), п. 1 ст. 280 ТК ТС). При этом данный срок не может превышать двух лет со дня помещения товаров под таможенную процедуру допуска либо более продолжительного срока, допустимого для отдельных категорий товаров. Так, в отношении временно ввозимых товаров, относящихся к основным производственным фондам (основным средствам), при условии, что они не являются собственностью лица, использующего их на единой таможенной территории Таможенного союза, предельный срок временного ввоза составляет 34 месяца.

Примечание. Пункт 1 Перечня категорий товаров, в отношении которых могут устанавливаться более продолжительные, чем установленные Таможенным кодексом Таможенного союза, сроки временного ввоза (допуска) и предельные сроки временного ввоза таких товаров, утв. Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 375.

В том случае, если лизинговое имущество остается в собственности лизингодателя и не предполагается его передача в собственность лизингополучателя, можно поместить такое имущество под таможенную процедуру временного ввоза. При таком раскладе предприятие имеет реальную возможность сэкономить на таможенных платежах либо уплатить их в рассрочку. Поясним сказанное.

Помещение товаров под таможенную процедуру допуска предполагает условное освобождение (полное или частичное) от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Полное освобождение - это не наш случай. Частичное условное освобождение означает, что таможенные пошлины и НДС уплачиваются в меньшем размере по сравнению с ситуацией, когда товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. Итак, за каждый полный и неполный календарный месяц нахождения товаров на таможенной территории Таможенного союза следует уплатить 3% от суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы была выбрана таможенная процедура выпуска для внутреннего потребления (п. 3 ст. 282 ТК ТС). Уплата производится единовременно за весь установленный период срока действия таможенной процедуры допуска либо периодически по выбору декларанта, но не реже чем раз в три месяца. Периодичность уплаты сумм ввозных таможенных пошлин и налогов определяется декларантом с согласия таможенного органа. При этом в любом случае общая сумма таможенных платежей (пошлины и налогов) не может превышать сумм платежей, которые были бы уплачены, если бы товары были помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления. По завершении таможенной процедуры временного ввоза суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, уплаченные при частичном условном освобождении от их уплаты, возврату (зачету) не подлежат.

 

Как определить размер таможенных платежей?

 

Согласно п. 1 ст. 75 ТК ТС объектом обложения таможенными пошлинами и налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок являются таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. В свою очередь, сумма таможенных пошлин, подлежащая уплате, определяется путем применения базы и соответствующей ставки (п. 4 ст. 76 ТК ТС). Для целей исчисления ввозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза (Принят Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54. Это новая редакция Единого таможенного тарифа Таможенного союза (сформированного с учетом обязательств РФ по присоединению к ВТО), вступившая в силу с 23.08.2012.), если иное не предусмотрено ТК ТС или международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Примечание. К примеру, от обложения ввозной таможенной пошлиной освобождаются оборудование, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами государств - участников Таможенного союза (пп. 6.1.4 п. 6.1 Решения Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации").

Для целей исчисления и таможенных пошлин, и налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС или международными договорами государств - членов Таможенного союза (п. 1 ст. 77 ТК ТС).

Что касается налоговой базы для исчисления налогов, она определяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза (п. 3 ст. 75 ТК ТС). Ориентируются на законодательство того государства - члена Таможенного союза, на территории которого товары помещены под таможенную процедуру (п. 4 ст. 76 ТК ТС). Поэтому при помещении товаров под таможенную процедуру на территории РФ начинают действовать положения Налогового кодекса.

Так, в силу пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, признается объектом обложения НДС. Необходимо учитывать: не подлежит обложению НДС ввоз товаров, список которых приведен в ст. 150 НК РФ. В частности, это касается ввоза технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в РФ, по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 30.04.2009 N 372.

В случае помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме (пп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ). При помещении товаров под таможенную процедуру временного ввоза применяется полное или частичное освобождение от уплаты налога в порядке, предусмотренном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле (об этом рассказано выше) (пп. 5 п. 1 указанной статьи).

Налоговая база в соответствии с п. 1 ст. 160 НК РФ определяется как сумма:

- таможенной стоимости ввозимых товаров;

- подлежащей уплате таможенной пошлины;

- подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Налоговая ставка составляет 10 или 18% (п. 5 ст. 164 НК РФ).

Таким образом, размер таможенных платежей (пошлины и НДС) зависит от таможенной стоимости лизингового имущества.

 

Определяем таможенную стоимость

 

На основании п. 1 ст. 64 ТК ТС, п. 1 ст. 112 Закона о таможенном регулировании определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза при их ввозе в РФ, осуществляется согласно соответствующему международному договору государств - членов Таможенного союза. Таким договором является Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза" (далее - Соглашение).

В Соглашении для определения таможенной стоимости предложены шесть методов, которые применяются последовательно:

- метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);

- метод по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);

- метод по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);

- методы вычитания (метод 4) и сложения (метод 5). Очередность применения этих методов оставлена на усмотрение декларанта (таможенного представителя);

- резервный метод (метод 6). Это так называемый дополнительный метод.

 

Выбираем метод расчета

 

В практике таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию РФ по договорам лизинга, для определения таможенной стоимости таких товаров, как правило, используется резервный метод. Причины его применения ФТС пояснила в Письме от 19.11.2008 N 05-33/48386. Эти разъяснения актуальны и сегодня (несмотря на то, что, когда было выпущено Письмо, применялся порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ, установленный разд. IV Закона РФ от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе").

Так, при применении метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами основной составляющей таможенной стоимости является цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за указанные товары при их продаже для вывоза на таможенную территорию Таможенного союза. Это означает, что метод 1 может применяться только в отношении товаров, ввозимых по сделкам международной купли-продажи товаров, то есть при экспорте товаров в РФ. В случае отсутствия продажи товаров на экспорт в РФ (например, при лизинге имущества) данный метод не может быть использован. (Напомним: договоры аренды, в том числе финансовой аренды, по своей природе не образуют продажу товаров, причем даже при наличии в них условия о выкупе арендованного товара.) Исключает возможность использования метода 1 и тот факт, что при передаче имущества по договору лизинга у лизингополучателя отсутствует право распоряжения этим имуществом. А метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами применяется при условии отсутствия ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (пп. 1 п. 1 ст. 4 Соглашения).

Применение методов по стоимости сделки с идентичными и однородными товарами (методов 2 и 3) возможно, если имеется информация о таможенной стоимости идентичных и однородных товаров, ранее ввезенных на таможенную территорию Таможенного союза (п. 1 ст. 6, п. 1 ст. 7 Соглашения).

Метод вычитания используется, когда оцениваемые (ввозимые) товары либо идентичные или однородные товары продаются на таможенной территории Таможенного союза. В отношении оцениваемого объекта аренды (предмета лизинга) применение метода 4 невозможно, поскольку он не продается на таможенной территории Таможенного союза. Эта же причина не позволяет применять метод вычитания и в отношении идентичных и однородных товаров.

Метод сложения основывается на применении данных бухгалтерского учета производителя (п. 2 ст. 9 Соглашения). С учетом того что указанная информация имеет конфиденциальный характер и арендодатель (лизингодатель), как правило, не является производителем предмета лизинга, применение метода 5 также маловероятно.

 

Резервный метод

 

В этом случае за основу берутся данные, имеющиеся на таможенной территории Таможенного союза, таможенная стоимость определяется путем использования методов, совместимых с принципами и положениями Соглашения. Другими словами, для определения таможенной стоимости используются вышеперечисленные методы, но допускается гибкость их применения.

Такой подход согласуется с принципами ВТО. В силу п. 1 ст. 7 Соглашения по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (Заключено в г. Марракеше 15.04.1994, начало действовать для России 22.08.2012 (в связи с вступлением в ВТО)) в крайнем случае, когда не представляется возможным определить таможенную стоимость ни одним из способов оценки, она определяется путем использования разумных средств, совместимых с принципами и общими положениями этого Соглашения и ст. VII ГАТТ 1994 г. (Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ/GATT) [рус., англ.] (заключено в г. Марракеше 15.04.1994)), и на основе данных, имеющихся в стране импортера. В качестве методов оценки, подлежащих применению согласно ст. 7, должны использоваться другие методы, однако целям и положениям этой статьи отвечала бы разумная гибкость в применении таких методов (п. 2 примечания к ст. 7). В любом случае оценка ввезенного товара для таможенных целей должна быть основана на действительной стоимости ввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара и не должна основываться на стоимости товара отечественного происхождения или на произвольных или фиктивных оценках (Подпункт "а" п. 2 ст. VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1947 г. (ГАТТ) (заключено 30.10.1947)).

ФТС в Письме от 19.11.2008 N 05-33/48386 обратила внимание на следующее. Согласно мировой практике применения резервного метода таможенной оценки предмета лизинга и документам ВТО в качестве основы для определения таможенной стоимости товара последовательно могут быть использованы:

- стоимость предмета лизинга, указанная в договоре лизинга, счетах-проформах, договоре страхования и других товаросопроводительных документах;

- прейскурантная цена товара или цена товара по каталогу (в отношении товара, бывшего в употреблении, - цена нового товара за вычетом суммы износа);

- стоимость предмета лизинга, указанная в отчете об оценке объекта, который соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности;

- сумма лизинговых платежей, рассчитанная на весь срок полезного использования предмета лизинга, если договором лизинга не предусмотрен переход права собственности к лизингополучателю. Пример расчета таможенной стоимости в такой ситуации приведен в Письме ГТК России от 18.06.2004 N 01-06/22236;

- выкупная цена с учетом дополнительного начисления суммы лизинговых платежей (если в сумму лизинговых платежей не включена выкупная цена), когда в договоре лизинга содержится условие о выкупе арендованного товара и предусмотрен переход предмета лизинга в собственность лизингополучателя. При этом необходимо учитывать следующее. Если в сумму лизинговых платежей вошли расходы, не подлежащие включению в таможенную стоимость (например, расходы на сборку, монтаж, обслуживание), и они выделены отдельной строкой и при необходимости могут быть проверены и подтверждены документально, эти расходы могут не включаться в таможенную стоимость. То же самое касается процентов за отсрочку или рассрочку оплаты по договору лизинга. А вот транспортные, погрузочно-разгрузочные, страховые расходы в структуру таможенной стоимости включаются (если они ранее не были учтены в выбранной основе для расчета таможенной стоимости).

По поводу учета в таможенной стоимости процентов по договору лизинга высказался Президиум ВАС. Он рассмотрел такую ситуацию. При предъявлении лизингового имущества (бурильных труб) к таможенному оформлению общество (со ссылкой на то, что товар не может быть возвращен лизингодателю после его использования) заявило режим для внутреннего потребления и произвело расчет таможенных платежей по ставке 15%. В качестве основы для определения таможенной стоимости обществом была использована сумма, подлежащая уплате за товар (возмещение стоимости оборудования), без учета процентов по лизингу, определенных по договору финансовой аренды. (В деле не уточнено, что это за проценты, являются ли они платой за отсрочку или рассрочку оплаты.) Ввезенный товар был условно выпущен таможенным постом для внутреннего потребления с обеспечением уплаты таможенных платежей. В последующем таможня пришла к выводу о необходимости корректировки таможенной стоимости товара, так как общество не включило в ее структуру проценты по договору лизинга. В итоге таможня, руководствуясь шестым (резервным) методом на базе первого метода, при определении таможенной стоимости бурильных труб, поступивших по договору финансовой аренды, включила в эту стоимость все платежи, предусмотренные указанным договором, в том числе проценты и расходы на транспортировку до места прибытия. Высший арбитр решил: в случае когда декларантом при таможенном оформлении ввезенного по договору лизинга товара заявлен режим для внутреннего потребления и таможенные пошлины рассчитаны в соответствии с названным режимом, включение в структуру таможенной стоимости процентов по договору лизинга является неправомерным. С расходами на транспортировку до места прибытия дело обстоит прямо противоположным образом (Постановление от 05.06.2012 N 13049/11).

Указанное Постановление содержит оговорку о возможности пересмотра вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов со схожими обстоятельствами. Так, Девятый арбитражный апелляционный суд согласился с позицией таможни о том, что проценты по лизинговым платежам входят в таможенную стоимость (Постановление от 03.06.2011 N 09АП-10582/2011, оставленное без изменения Постановлением ФАС МО от 02.09.2011 по делу N А40-139461/10-154-905). Все платежи по договору лизинга при расчете таможенной стоимости были учтены и судьями ФАС МО в Постановлении от 13.06.2012 по делу N А40-102776/11-120-847. При этом арбитры признали недоказанным тот факт, что в состав таможенной стоимости таможня включила иные суммы, кроме лизинговых платежей, выкупной стоимости товара и транспортных расходов. Ссылка общества на то, что сумма договора состоит из стоимости предмета лизинга и процентов за рассрочку оплаты товаров, была отклонена как документально не подтвержденная. Было проанализировано и утверждение общества о том, что разница между общей стоимостью договора лизинга и стоимостью оборудования, указанной в п. 1.1 приложения 1 к этому договору, является процентами за рассрочку оплаты товара. Подтверждения этому в тексте договора и представленных к таможенному оформлению документах не нашлось.

 

О вычете таможенного НДС

 

Суммы НДС, уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, в таможенных процедурах выпуска для внутреннего потребления и временного ввоза, подлежат вычету, если эти товары используются для осуществления операций, облагаемых НДС (п. 2 ст. 171 НК РФ). Этот вычет производится на основании документов, подтверждающих фактическую уплату сумм таможенного НДС, после принятия на учет обозначенных товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Согласно действующим на сегодняшний день правилам бухгалтерского учета (Пункт 8 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, утв. Приказом Минфина России от 17.02.1997 N 15, Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) лизинговое имущество учитывается лизингополучателем на забалансовом счете 001 "Арендованные основные средства", за исключением ситуации, когда такое имущество по условиям договора лизинга учитывается на балансе указанного лица. Тогда стоимость полученного имущества отражается в составе вложений во внеоборотные активы (дебет счета 08, субсчет "Приобретение отдельных объектов основных средств по договору лизинга") с последующим переводом в состав основных средств. Если же предметом лизинга является оборудование к установке, учитываемое на балансе лизингополучателя, его стоимость сначала отражается по дебету счета 07 "Оборудование к установке".

Таким образом, если таможенный НДС уплачен, имущество принято на учет (отражено в бухгалтерском учете) и подлежит использованию в налогооблагаемой деятельности, этот налог можно поставить к вычету. В отношении второго условия необходимо учитывать, что налоговое законодательство не соотносит право налогоплательщика на применение налогового вычета со счетом, на котором должны быть учтены приобретенные товары (работы, услуги) (Постановления ФАС ВВО от 27.08.2009 N А11-10083/2008-К2-21/543, ФАС МО от 26.02.2010 N КА-А40/978-10). С изложенным согласен и Минфин. Суммы НДС, уплаченные российским налогоплательщиком по товарам, ввозимым на территорию РФ в таможенной процедуре выпуска для внутреннего потребления на основании договора лизинга, подлежат вычету после их принятия на учет, в том числе на забалансовых счетах, при условии использования данных товаров в налогооблагаемой деятельности (Письма от 29.11.2010 N 03-07-08/337, от 21.10.2008 N 03-07-08/242, от 06.05.2008 N 03-07-08/107).

Обратите внимание! При финансовой аренде имущества, за исключением наземных автотранспортных средств, у иностранной компании, не состоящей на учете в российских налоговых органах, предприятие промышленности должно выступить в роли налогового агента по НДС. Это связано с тем, что в указанной ситуации в целях применения гл. 21 НК РФ местом оказания услуг является территория РФ, поскольку именно на ней покупатель осуществляет свою деятельность (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ). О порядке выполнения функций налогового агента мы рассказывали в N 8, 2012 (статья "Пожинаем плоды сотрудничества с иностранной компанией").

 

* * *

 

При ввозе на таможенную территорию Таможенного союза имущества по договору лизинга лизингополучатель должен уплатить ввозную таможенную пошлину и налоги. Их размеры зависят от того, под какую таможенную процедуру будет помещено имущество. При выборе таможенной процедуры временного ввоза (допуска) действует условное частичное освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов. Если же иностранные товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, эти платежи уплачиваются в полном объеме. С решением вопроса о том, какую таможенную процедуру выбрать, у лизингодателя проблем возникнуть не должно, чего не скажешь про определение таможенной стоимости. Чаще всего при ввозе товаров по договору лизинга их таможенная стоимость рассчитывается с использованием шестого (резервного (дополнительного)) метода.

Октябрь 2012 г.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру