Налог на добавленную стоимость в условиях Таможенного союза

 

В этой статье акцентируется внимание на нерешенных проблемах при взимании косвенных налогов во взаимной торговле стран - участниц Таможенного союза.

Мы уже несколько месяцев работали с вопросом применения косвенных налогов в торговых отношениях в рамках Таможенного союза, углубляться в старые проблемы я не буду, а скажу о том, что мы имеем в настоящее время.

 

Отмена двусторонних Соглашений

 

Прежде всего, проводится немного запоздалая работа по отмене двухсторонних Соглашений между РФ и Белоруссией и РФ и Казахстаном. Таможенный союз строился в части косвенных налогов достаточно сложно, потому что существовали две стороны, которые никогда не имели между собой таможенного оформления, даже несмотря на то что две стороны всегда лучше, чем три, и дисциплина белорусских налогоплательщиков всем известна. Российские налогоплательщики тоже дисциплинированы, но, учитывая их количество и размеры нашей страны, не обойтись без проблем. И третьей стороной является Казахстан, для которого это совершенно новый опыт. Очень осторожно подходили все казахстанские ведомства к решению данного вопроса, поэтому в настоящее время действительно возникают проблемы с применением Соглашения и протоколов к нему. Плюс те проблемы, которые остаются в законодательстве каждого государства.
Сейчас ведется работа по отмене двусторонних Соглашений между Россией и Белоруссией и Россией и Казахстаном. С Казахстаном это проще, после обмена нотами соглашение прекратит действие. Тем более что оно в принципе не могло уже применяться, потому что его нормы не согласовывались с трехсторонним Соглашением. С Белоруссией чуть сложнее, и мы торопимся, поскольку в двустороннем Соглашении были прописаны более льготные условия для ряда услуг и товаров, и я знаю случаи, когда налогоплательщики обращались в судебные органы, чтобы подтвердить, что будут руководствоваться более льготным налогообложением.
Прежде всего, нулевая ставка НДС, которая предусмотрена при реализации российскими налогоплательщиками товаров, в отличие от того Соглашения, которое действует в РК, применяется ко всем товарам, которые экспортируются с территории РФ независимо от их происхождения, главное, чтобы они были выпущены в свободное обращение на территории РФ. Нулевая ставка применяется независимо от того, облагаются ли эти товары на территории РФ, независимо от того, облагаются ли они при ввозе на территорию государств - членов ТС (в Соглашении с Белоруссией было такое ограничение). Не применяется нулевая ставка только теми организациями, которые перешли на специальные налоговые режимы.

 

Что требует изменения

 

При ввозе товаров на территорию РФ проблема чаще всего возникает с формированием налоговой базы. Налог на добавленную стоимость уплачивается налоговым органам, налогоплательщик определяет налоговую базу самостоятельно. По сравнению с тем Соглашением, которое действовало с РБ, порядок определения налоговой базы упростился. То есть в настоящее время за налоговую базу берется стоимость, которая определяется как цена, подлежащая уплате за товар поставщику. Здесь, к сожалению, я сразу хочу сказать следующее. В РК столкнулись с такой проблемой (для тех, кто вывозит товары из РФ и ввозит на территорию РК), что казахстанское налоговое законодательство предусматривает увеличение налоговой базы на ряд показателей: стоимость транспортировки, страхование товара, тара, если она не возвращается, и ряд других. С нашей точки зрения, это является недостаточно равными условиями, так как мы работаем в едином Таможенном союзе.
Еще одна проблема, с которой столкнулись в последнее время и казахстанские, и российские налогоплательщики - это налогообложение физических лиц на территории РК, которые приобретают автомобили у нас в российских автосалонах. Проблема заключается в том, что по налоговому законодательству РК, подобные физические лица независимо от того, осуществляют они предпринимательскую деятельность или нет, уплачивают косвенные налоги при ввозе подобных товаров. В РФ при реализации товаров физическим лицам нулевая ставка никогда не была предусмотрена, соответственно, в данном случае возникает конфликт интересов.
Перед РФ сейчас жестко стоит вопрос о решении проблемы по применению НДС в отношении услуг по транспортировке, которые оказывают российские налогоплательщики. Надо понимать, что все положения протоколов давали возможность каждому из государств определять и налоговую базу, и ставку по таким услугам, как услуги, связанные с транспортировкой товаров по территории государств - членов ТС, и экспедиторские услуги, связанные с такой транспортировкой. Мы понимаем, что если наши партнеры применяют более низкие ставки по таким услугам, то РФ ставит не совсем в хорошее положение своих перевозчиков. Поэтому готовятся изменения в Налоговый кодекс России, которые будут учитывать, надеемся, эту ситуацию. Еще одним вопросом является комплексное изменение в частях первой и второй Налогового кодекса РФ, в частности гл. 21 и 22, которые регулируют косвенные налоги. Максимально постарались учесть все изменения, чтобы не ухудшить положение наших налогоплательщиков. В тех случаях, когда до вступления в силу ТК ТС, то есть до 1 июля 2010 г., применялась нулевая ставка НДС на ряд товаров, с которыми возникли проблемы, мы стараемся ввести соответствующие изменения.
Что касается возможных изменений в те Протоколы, которые уже работают (Протокол о взимании косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой, касающийся товаров, и Протокол об исполнении работ, оказания услуг), я скажу следующее. Над этим ведется работа, но говорить о том, что эти изменения будут скоро внесены, нельзя. Скорее наоборот. К этому никто сейчас не стремится. Проводится работа с налогоплательщиками, и я призываю участников ВЭД к тому, чтобы они обращались в Минфин с запросами, освещали те проблемы, с которыми сталкиваются, потому что, если вносить каждый месяц изменения в протокол, это не приведет к хорошим результатам. Практически 90% тех запросов, которые сейчас поступают в Минфин, решаются в рамках существующих протоколов.