Обязательное предварительное информирование

 

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 с 17 июня на всей территории Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых автомобильным транспортом. Предварительная информация должна быть подана не менее чем за два часа до прибытия транспортного средства в пункт пропуска.

 

Безопасность прежде всего

 

Введение обязательного предварительного информирования не является собственным изобретением России - это исполнение рекомендаций Системы рамочных стандартов безопасности международной торговли, которые были ратифицированы РФ. Рамочные стандарты безопасности были разработаны под эгидой Всемирной таможенной организации как способ компромисса между необходимостью усиления безопасности международной торговли (этот вопрос стал актуален после 11 сентября 2001 г.) и необходимостью развития международной торговли, ускорения оформления товаров. РФ к ним присоединилась, но реализовываем мы их не первыми - первой страной, которая ввела стандарты безопасности, в том числе обязательное предварительное информирование, стали США. С 1 января 2011 г. обязательное предварительное информирование введено на всей территории ЕС. В настоящее время и мы подошли к реализации данного мероприятия. Подчеркиваю, что решается задача, чтобы обеспечение безопасности не мешало движению товаров.
Предварительное информирование не является новеллой в России: в качестве добровольной процедуры оно осуществляется у нас уже много лет, и сегодня почти 60% товаров, ввозимых автомобильным транспортом, поступает с предоставлением предварительной информации. Это позволяет таможенным инспекторам значительно ускорить процесс оформления товара, оформления транзитной декларации, упрощает проверку документов, особенно в случае сборного груза.
Для целей подачи предварительной информации на сайте ФТС России создан бесплатный интернет-портал. До введения обязательного предварительного информирования (когда оно было добровольным) подача предварительной информации осуществлялась несколькими путями: через портал ФТС, специальных операторов связи, которые оказывают услуги по подаче информации, и канал связи с Комиссией европейских сообществ (КЕС). С 17 июня основным способом подачи информации становится портал ФТС. Подача предварительной информации от КЕС сойдет на нет, потому что объем информации, приходящий из Брюсселя, меньше, чем установленный Решением КТС N 899, и данную информацию мы использовать почти не будем.
Что касается подачи предварительной информации в других странах ТС, на белорусском направлении ситуация почти такая же, как у нас: они давно применяют систему предварительного информирования, в Белоруссии процент подающих предварительную информацию выше, чем в России. В Казахстане такого опыта нет, собственно, и введение Решения КТС, которое планировалось с 1 января 2012 г., было перенесено на июнь именно по просьбе казахстанской стороны - им было нужно больше времени на подготовку. Перевозчик должен подавать предварительную информацию на портал таможенной службы той страны ТС, где он пересекает границу, то есть если он пересекает российскую границу - на портал ФТС России, если въезжает через казахстанскую границу - на портал Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК, через белорусскую границу - на портал ГТК РБ. В дальнейшем у нас есть такие планы, возможно объединение трех порталов в один.

 

Особенности предварительного информирования

 

В настоящее время технология предоставления информации по итогам добровольного режима предварительного информирования в целом отработана. Хотелось бы обратить внимание на некоторые особенности. Во-первых, предварительная информация подается только на русском языке, независимо от того, кто является перевозчиком. Во-вторых, под действие данного Решения КТС подпадают автомобильные перевозчики, которые ввозятся к нам на морских паромах, поскольку товар ввозится на территорию России автомобильным транспортом, а паром - только средство доставки транспортного средства. В-третьих, есть ряд исключений: освобождаются от подачи предварительной информации товары, ввозимые физическими лицами, в международных почтовых отправлениях, дипломатами, и другие, то есть в тех случаях, когда мы не видим большого риска либо существует достаточно сложная система администрирования. Также используем опыт ЕС: в прошлом году мы интенсивно изучали практику и нормативные документы Евросоюза в этой сфере. Мы пойдем по пути ЕС: первые полгода после вступления в силу Решения КТС N 899 таможня будет осуществлять мягкий подход - даже если транспортное средство прибыло в пункт пропуска без подачи предварительной информации, будут созданы возможности для подачи этой информации в период нахождения в пункте пропуска (для чего в пунктах пропуска оборудуются рабочие места с выходом в Интернет) либо оформления транзитной декларации без предварительной информации.
Но заинтересованным лицам следует иметь в виду, что одновременно с вступлением в силу Решения КТС о введении обязательного предварительного информирования мы запускаем систему управления рисками (СУР) в пунктах пропуска и будем рассматривать каждый факт неподачи предварительной информации как риск - с соответствующими мерами реагирования. В зависимости от степени угрозы меры могут быть различными: дополнительная проверка документов и сведений, дополнительный осмотр, либо досмотр транспортного средства, либо принятие иных дополнительных мер, исключающих риски.
Тем не менее повторю: в течение полугода мы будем достаточно взвешенно и по возможности мягко подходить к таким случаям, для того чтобы дать возможность перевозчикам привыкнуть к новой ситуации. Со своей стороны мы информировали все сопредельные страны, в первую очередь Китай, потому что для Европы эта ситуация известна, понятна и больших вопросов не вызывала, а в Китае работа была на начальной стадии (мы проводили эксперимент по предварительному информированию), и переход на обязательное предварительное информирование будет достаточно серьезным мероприятием, к которому китайским перевозчикам предстоит привыкнуть. С КНР была проведена особая работа, мы максимально широко проинформировали перевозчиков о переменах, в том числе через Ассоциацию международных перевозчиков.
Все пункты пропуска РФ оснащены необходимым программным и техническим обеспечением. Технологически этот процесс происходит так: перевозчик приезжает в пункт пропуска, и у него на руках распечатка, которую он получил после внесения информации на портале ФТС. Эта распечатка в виде штрихкода либо цифро-буквенного кода. Перевозчик представляет штрихкод, и наши сотрудники, пользуясь сканером, как в магазине, считывают штрихкод, и предварительная информация автоматически появляется на мониторе перед инспектором. То есть технологически все просто, понятно и не требует специальных знаний, для подачи предварительной информации не нужно быть таможенным представителем или дипломированным декларантом.
Предварительное информирование позволяет значительно сэкономить время как таможенникам, так и перевозчикам. К дополнительным расходам введение обязательного предварительного информирования не приведет: пользование порталом ФТС бесплатно, никакого специального программного обеспечения покупать не надо, это обычный выход в Интернет на открытый портал.
Первые полгода, во время переходного периода, на портале можно зарегистрироваться без электронной подписи (ЭП), идентификация происходит по логину и паролю. Таким образом, для предварительного информирования ЭП не обязательна, но желательна: уровень доверия к такому сообщению будет самым высоким. После подведения итогов переходного периода будем решать, нужно ли вводить обязательство по использованию ЭП.
Еще хочу отметить, что подать предварительную информацию может неограниченный круг лиц (российских или иностранных) - отправитель, получатель, перевозчик, уполномоченный брокер, просто водитель.

 

Перспективы

 

В отличие от предварительного декларирования, когда декларант несет полную юридическую ответственность за заявленные сведения, при предварительном информировании полная юридическая ответственность не наступает, работа с этой информацией пока идет на основе СУР. Вопрос о санкциях за несоблюдение процедуры обязательного предварительного информирования сейчас прорабатывается в рамках Таможенного союза. В этом отношении практика в ЕС различна: некоторые страны просто заставляют подавать предварительную информацию уже в пунктах пропуска, другие применяют обязательное сканирование автомобиля на ИДК, третьи - обязательный досмотр - частичный либо полный. В США транспортное средство в принципе не пропускается на территорию, если за два часа не подана предварительная информация. Мы сейчас решаем, какой опыт нам больше подходит. Но до возврата транспортного средства из пункта пропуска дело не дойдет. Скорее всего, будет создано несколько этапов для пропуска товара, поступившего без предварительной информации. Хотя, еще раз акцентирую внимание, неподача предварительной информации считается риском, следовательно, мы будем применять дополнительный контроль и формировать определенное отношение к данному перевозчику, если он систематически так поступает. Также мы будем сопоставлять поданную предварительную информацию с той, которая была подана при декларировании товаров, перевозчики будут классифицированы по законопослушности, как это делается в отношении декларантов.
И в США, и в ЕС обязательное предварительное информирование вводилось сразу для всех видов транспорта. Мы сейчас не готовы последовать их примеру. На железнодорожном транспорте процент подачи предварительной информации тоже достаточно высокий, хотя и не превышает 50%, но что касается морского и авиационного транспорта, нет отработанной технологии. Например, специфика работы в морских портах такова, что сложно найти ответственное лицо, которое будет подавать предварительную информацию. В отношении морского транспорта мы изучаем опыт ЕС, они решили эту проблему посредством выхода на международные морские линии и получают информацию от таких крупных компаний, как МАЕРСК. Наверное, мы пойдем по такому же пути. В течение этого года мы должны принять решение о применении этой технологии в добровольном режиме.
Тем не менее в дальнейшем обязательное предварительное информирование будет вводиться для всех видов транспорта, переходить будем по мере готовности, в ближайших планах - переход на обязательное предварительное информирование для железнодорожного транспорта.
Одна из целей обязательного предварительного информирования - ускорение прохождения транспортных средств через пункты пропуска, и мы ожидаем от внедрения этой системы уменьшения времени нахождения перевозчика в пункте пропуска.

Справка. Система рамочных стандартов по обеспечению безопасности и содействию глобальной торговле (SAFE) была принята в 2003 г. Данный юридически необязательный документ содержит в себе стандарты по обеспечению безопасности цепи поставок и упрощению процедур международной торговли, позволяет осуществлять интегрированное управление цепью поставок для всех видов транспорта, способствует развитию связей между таможенными службами с целью обнаружения рисковых грузов, а также сотрудничеству между таможенными органами и деловым сообществом с помощью внедрения концепции уполномоченного экономического оператора.
С 17 июня 2012 г. на территории Таможенного союза введено обязательное предварительное информирование о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным видом транспорта (Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 899 "О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на таможенную территорию Таможенного союза автомобильным транспортом"). Введение обязательного предварительного информирования позволит обеспечить соблюдение рамочных стандартов безопасности международной торговли и повысить пропускную способность российских пунктов пропуска на внешней границе Таможенного союза за счет выбора объектов контроля до того, как транспортное средство прибудет в пункт пропуска. На всех автомобильных пунктах пропуска эксплуатируется автоматизированная система таможенного оформления и таможенного контроля, которая позволяет принимать и использовать предварительную информацию. Эта информация подается через сайт Федеральной таможенной службы (http://edata.customs.ru/Pages/Default.aspx) не позднее чем за два часа до планируемого ввоза любого товара, следующего автомобильным видом транспорта на таможенную территорию Таможенного союза. Данный портал является бесплатным и самым доступным способом предоставления предварительной информации и электронной копии транзитной декларации, требуется лишь доступ к Интернету. Предварительная информация представляется уполномоченными экономическими операторами, перевозчиками, в том числе таможенными перевозчиками, таможенными представителями или другими заинтересованными лицами вне зависимости от того, расположены эти лица в России или в другом государстве. Обязательное предварительное информирование не распространяется на ввоз следующих товаров (Соглашение от 21 мая 2010 г. "О представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза"): товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами для личного пользования; товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях; товаров и транспортных средств, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц в соответствии с гл. 45 Таможенного кодекса Таможенного союза; товаров и транспортных средств, перемещаемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф; воинских грузов; ввозимых другими видами транспорта, кроме автомобильного.
На сегодняшний день на портале электронного предоставления сведений зарегистрировано около 8 тыс. пользователей. В 2012 г. российскими таможенными органами с использованием Международной ассоциации сетей Интернет получено более 171 тыс. сообщений с предварительной информацией в отношении товаров, ввозимых автомобильным видом транспорта, около 143 тыс. из которых было использовано российскими таможенными органами в местах прибытия товаров. С начала 2012 г. с использованием портала ФТС России "Электронное представление сведений" подано около 77 тыс. сообщений с предварительной информацией в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации автомобильным видом транспорта.
Источник: ФТС России.
 

Август 2012 г.