Организация авиаперевозки

 

Заключению договора авиаперевозки предшествуют бронирование мест, тоннажа (объема) воздушного судна, его фрахтование либо иная форма организации авиаперевозки. Ни Варшавская, ни Монреальская конвенции не содержат положений, касающихся организации воздушной авиаперевозки.
По формам эксплуатации транспорта и организации транспортного процесса различают авиаперевозки, которые осуществляются в регулярном (линейном) и нерегулярном сообщении. Первые рассчитаны на сравнительно небольшие грузовые отправки и авиаперевозки индивидуальных пассажиров или немногочисленных групп. Организация таких авиаперевозок осуществляется, как правило, посредством бронирования мест, блока мест (блок-чартер), тоннажа (для авиаперевозки грузов) и (или) заключения договоров об организации систематических авиаперевозок. авиаперевозки в регулярном сообщении подчинены условиям Правил авиаперевозок авиакомпаний.
Однако сезонные авиаперевозки больших групп пассажиров (туристов, паломников и др.), партий массовых грузов в количестве, достаточном для загрузки всего транспортного средства или его части, могут выполняться без твердого расписания (на нерегулярной основе) с предварительным заключением особого договора, отличного от договора авиаперевозки. Такой договор называется договором фрахтования или чартером. Он предусматривает специальные условия организации авиаперевозки с предоставлением фрахтователю авиакомпанией (фрахтовщиком) всей или части вместимости транспортного средства (воздушного судна) на один или несколько рейсов (ст. 794 ГК РФ, ст. 104 ВК РФ). Чартерные авиаперевозки пассажиров выполняются на внутреннем водном транспорте, чартер (рейсовый) на морском транспорте применяется только при авиаперевозке грузов. В последние годы в российском транспортном законодательстве появилась тенденция к заимствованию этого института даже автомобильным и железнодорожным транспортом, где такая терминология никогда ранее не применялась.

Интерес представляет также вопрос о природе обязательств, возникающих в процессе организации авиаперевозки, и о том, каким образом регулируется ответственность прежде всего воздушно-транспортного предприятия за невыполнение этих обязательств.