Освобождение транспортного средства от уплаты таможенных платежей по пути следования к месту начала следующей международной перевозки

 

Общество выполнило условия освобождения транспортного средства от уплаты таможенных платежей, так как совершенная перевозка (исходя из ее целей и удаленности от места завершения международной перевозки) является внутренней, осуществленной по пути следования к месту начала следующей международной перевозки.
(Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 17.05.2011 по делу N А53-528/2010)

Общество по ГТД ввезло на таможенную территорию в режиме "временный ввоз" транспортные средства - тягачи. Автотранспортный таможенный пост предоставил обществу полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей (Постановление Правительства РФ от 11.03.2003 N 147). Таможня, проведя проверку соблюдения обществом условий предоставления таможенных преференций, пришла к выводу, что участник ВЭД нарушил условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, поскольку осуществил внутренние перевозки товара не из мест завершения международных перевозок. В результате решение таможенного поста было отменено.
Участник ВЭД обратился в суд и выиграл дело.
Арбитры напомнили, что временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. Такое определение действовало в спорный период (ст. 209 Таможенного кодекса РФ).
Временный ввоз транспортных средств с полным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов допускается в трех ситуациях, а именно когда транспортное средство:
- зарегистрировано за иностранным лицом и (или) на территории другого государства;
- ввозится на таможенную территорию РФ и используется иностранным лицом. Исключение составляют случаи, когда транспортное средство используется тем российским лицом, которое надлежащим образом уполномочено на это иностранным лицом; если транспортное средство не используется на таможенной территории РФ во внутренних перевозках;
- после ввоза на таможенную территорию РФ не передается в аренду (если оно ввезено уже в качестве арендованного, - в субаренду). Исключение составляют случаи, когда договор аренды (субаренды) заключен в целях завершения транспортной операции путем немедленного вывоза транспортного средства (п. 1 ст. 271 ТК РФ).
В Постановлении Правительства РФ N 147 определен перечень товаров, по которым предоставляется полное освобождение от таможенных пошлин и налогов на весь срок эксплуатации в ситуации, когда такие товары используются для осуществления международных перевозок товаров. "Международная автомобильная перевозка" определяется как перевозка транспортным средством грузов и пассажиров за пределы России и на нашу территорию, а также перевозка транспортным средством грузов и пассажиров транзитом через территорию РФ. К такой перевозке относится проезд груженого и негруженого транспортного средства, принадлежащего российскому перевозчику, с российской территории на территорию иностранного государства и обратно (Федеральный закон от 24.07.1998 N 127-ФЗ).
Арбитры также указали, что допускается использование транспортного средства для внутренней перевозки груза при условии, что внутренняя перевозка производится из места завершения международной перевозки груза до места или по возможности близко к месту, где транспортное средство должно загружаться товаром, предназначенным для вывоза с таможенной территории РФ. Внутренняя перевозка осуществляется один раз без совершения промежуточных операций (Приказ Минтранса России и ГТК России от 08.09.2003 N 187/970).
По мнению таможни, общество нарушило вышеупомянутый Приказ и использовало тягачи для осуществления внутренних перевозок.
Суд установил, что автопоезд, в составе которого находился первый тягач, завершил международную перевозку из Германии. После выгрузки на территории РФ автопоезд осуществил внутреннюю перевозку до города, где загружен товар для последующей доставки в Австрию.
Автопоезд, в составе которого находился второй тягач, завершил международную перевозку из Германии в г. Москву. После выгрузки автопоезд осуществил внутреннюю перевозку по маршруту до Германии. Данных об иных внутренних перевозках в материалах дела нет. То есть спорная перевозка является внутренней перевозкой, осуществленной по пути следования к месту начала следующей международной перевозки.
Таким образом, суд признал необоснованными доводы таможни о нарушении участником ВЭД условий освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов.