Ответственность за повреждение грузов при международной авиаперевозке

 

Варшавская система (ст. 18, 20) устанавливает виновную ответственность авиаперевозчика за сохранность грузов. Предел ответственности авиаперевозчика за сохранность грузов составляет 250 франков Пуанкаре, за исключением случаев, когда отправитель уплатит дополнительный сбор и сделает специальное заявление о заинтересованности (ст. XI Гаагского протокола). Согласно п. 2 ("b") ст. XI Гаагского протокола в случае утраты, повреждения или задержки части товара или какого-либо предмета, входящего в его состав, вес, который должен приниматься во внимание при определении суммы, которой ограничивается ответственность перевозчика, должен быть только общим весом указанного веса или мест.
Монреальская конвенция (ст. 18) предусматривает безвиновную ответственность авиаперевозчика за вред, произошедший в случае уничтожения, утери или повреждения груза, при условии, что событие, ставшее причиной такого вреда, произошло во время воздушной перевозки.
Воздушная перевозка по смыслу ст. 18 охватывает период времени, в течение которого груз находится под охраной перевозчика.
Однако перевозчик не несет ответственности, если он докажет, что уничтожение, утеря или повреждение груза произошли в результате:
а) присущего грузу дефекта, качества или порока;
б) неправильной упаковки груза лицом, кроме перевозчика, его служащих или агентов;
в) акта войны или вооруженного конфликта;
г) акта органа государственной власти, связанного с ввозом, вывозом или транзитом груза. Период времени воздушной перевозки не включает в себя никакой наземной перевозки.
При перевозке грузов ответственность перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения части груза или любого предмета, содержащегося в нем, предел ответственности перевозчика составляет 17 СПЗ за килограмм. При этом отправитель вправе установить более высокий предел ответственности, если он сделал особое заявление о заинтересованности и уплатил дополнительный сбор (п. 3 ст. 22 Монреальской конвенции).

 

Предъявление претензий

 

Согласно ст. XV Гаагского протокола в случае повреждения багажа претензия должна быть предъявлена в течение 7 дней со дня получения багажа, а в случае повреждения груза претензия должна быть предъявлена в течение 14 дней со дня получения товаров. В случае задержки доставки багажа или груза претензия должна быть заявлена не позднее чем через 21 день, считая со дня, когда багаж или груз должны быть переданы в распоряжение пассажира или грузополучателя. Пункт 4 названной статьи Гаагского протокола устанавливает, что при отсутствии возражения в указанные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана. Иными словами, непредъявление претензии в срок лишает заинтересованное лицо права обращаться с иском к перевозчику. Монреальская конвенция (ст. 31) предусматривает, что груз или багаж доставлены в надлежащем состоянии, согласно перевозочному документу, если получатель багажа или груза не сделали возражений при получении. Согласно п. 2 ст. 31 Монреальской конвенции претензии в отношении багажа должны быть предъявлены не позднее 7 дней со дня получения зарегистрированного багажа, а в отношении груза - в течение 14 дней со дня получения груза. Все возражения должны быть осуществлены письменно. Пункт 4 ст. 31 Монреальской конвенции воспроизводит п. 4 ст. XV Гаагского протокола: при отсутствии возражения в указанные сроки никакие иски против перевозчика не принимаются, кроме случаев обмана со стороны последнего.

 

Страхование

 

Согласно ст. 50 Монреальской конвенции государства-участники должны потребовать от перевозчиков, чтобы они имели надлежащее страхование своей ответственности в соответствии с ее положениями. Государство-участник, в которое перевозчик выполняет полеты, может потребовать от него доказательств обеспечения надлежащего страхования своей ответственности согласно Монреальской конвенции. Варшавская конвенция не содержит каких-либо положений о страховании ответственности авиаперевозчика.

 

Коллизионные нормы

 

Согласно п. 1 ст. XI Гаагского протокола, если согласно закону суда, в котором предъявлен иск, возмещение может быть установлено в виде периодических платежей, эквивалентная сумма не может превышать 250 000 тысяч франков. Пункт 1 ст. XI Гаагского протокола предоставляет суду в соответствии со своим законом право присудить дополнительно все или часть судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, понесенных истцом. В этом случае Варшавская система также использует коллизионную привязку "закон суда".
Монреальская конвенция также вводит коллизионную привязку "закон суда", которая предоставляет суду право присудить согласно своему закону дополнительно все или часть судебных издержек и других расходов по судебному разбирательству, понесенных истцом, включая проценты. Таким образом, в отличие от Варшавской системы Монреальское соглашение предусматривает возможность выплаты истцам и процентов.
И Варшавская система (п. 2 ст. 28), и Монреальская конвенция (п. 2 ст. 35) устанавливают, что порядок исчисления исковой давности определяется по закону суда.

 

Исковая давность

 

Варшавская система (ст. 29) и Монреальская конвенция (ст. 35) предусматривают 2-годичный срок исковой давности для предъявления требований к авиаперевозчику. Порядок исчисления исковой давности определяется законом суда.

 

Юрисдикция

 

Согласно ст. 29 Варшавской конвенции иск может быть предъявлен по выбору истца в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо в суде по месту назначения. Эту норму воспроизводит п. 1 ст. 33 Монреальской конвенции.
Монреальская конвенция (п. 2 ст. 33) расширила возможность выбора юрисдикции истцом. Истец может предъявить иск в суде: а) по месту жительства перевозчика; б) по месту его основного коммерческого предприятия; в) по месту, где он имеет коммерческое предприятие, посредством которого был заключен договор; г) по месту назначения перевозки; д) того государства, в котором пассажир на момент авиационного происшествия имеет основное и постоянное место жительства. Последний пункт Монреальской конвенции представляет собой новеллу, которая направлена на создание условий, способствующих защите интересов пассажиров.

 

Арбитраж

 

В соответствии со ст. 34 Монреальской конвенции стороны в договоре перевозки могут предусмотреть, что любой спор, касающийся ответственности перевозчика, подлежит разрешению в арбитраже. Такое соглашение должно быть составлено в письменной форме. Арбитражное разбирательство должно быть проведено в одном из мест, где должна осуществляться юрисдикция суда. Арбитры или третейский суд должны применять положения Монреальской конвенции. Закрепление в арбитражном соглашении возможности отступать от положений Монреальской конвенции является недействительным в силу ее ст. 49.
В отечественной литературе Монреальская конвенция получила неоднозначную оценку. Так, Ю.Н. Малеев считал нецелесообразным участие в ней России. Однако другие специалисты, напротив, приветствовали ее принятие и выступали за участие в ней России. Оценивая Монреальскую конвенцию в целом, следует отметить, что она учитывает новые реалии, сложившиеся в области международных воздушных перевозок, рост благосостояния граждан, пользующихся воздушным транспортом. Монреальская конвенция отвечает требованиям, существующим на международном авиационном рынке, побуждает авиаперевозчиков использовать современный самолетный парк, увеличивать страхование своей ответственности. Как отмечал Бин Ченг, Монреальская конвенция с замечательной быстротой вдохнула новый дух в защиту потребителей. Согласно этой Конвенции перевозчик предоставляет пассажирам практически абсолютную ответственность, неограниченную ответственность относительно смерти и телесного повреждения. Грузоотправителям и грузополучателям она предоставила режим, который удобен для всех сторон. Монреальская конвенция может рассматриваться как достижение в области международных воздушных перевозок. Следует также иметь в виду, что Монреальская конвенция вступила в силу 4 ноября 2003 г. Круг ее участников неуклонно расширяется и уже насчитывает 83 государства. В этой связи было бы целесообразно, чтобы Российская Федерация присоединилась к Монреальской конвенции.