Административная ответственность в странах Таможенного союза России, Беларуси и Казахстане

 

В настоящее время ведется активная работа по созданию Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана. Одной из важнейших задач его создания является согласование законодательных актов государств Союза в области административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела. Для такого согласования необходимо прежде всего провести сравнительный анализ соответствующих законодательных актов России, Беларуси и Казахстана. Его проведение составляет основную задачу настоящей статьи.

 

Законодательство в области административной ответственности в России, Казахстане и Беларуси представлено Кодексами об административных правонарушениях (далее - КоАП). Законодательные акты закрепляют основы административной ответственности, особенности процесса привлечения лиц к административной ответственности, предусматривают составы административных правонарушений в различных областях деятельности государства, в том числе и в области таможенного дела.


В качестве особенностей правового регулирования этой области общественных отношений считаю необходимым отметить принятие Республикой Беларусь Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях от 20 декабря 2006 г. N 194-З, которым устанавливает порядок административного процесса, права и обязанности его участников, а также порядок исполнения административных взысканий. Принятие данного акта свидетельствует о создании административно-процессуального законодательства, что является важным шагом в развитии доктрины административного права. В России и Казахстане материальные и процессуальные нормы административной ответственности закреплены в КоАП. При этом в России и Казахстане кодексы приняты в 2001 г., в Беларуси - в 2003 г. Следовательно, в настоящее время имеют место различия в подходах к институту административной ответственности уже на уровне структуры законодательства.


Эти различия углубляются на уровне структуры кодексов. Так, КоАП России и Казахстана содержат 5 разделов, а КоАП Беларуси - 4 раздела. Наименования и содержание разделов КоАПов также различны. Например, КоАП России содержит следующие разделы: Общие положения (I); Особенная часть (II); раздел о судьях, органах, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (III); производство по делам об административных правонарушениях (IV); исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях (V).


КоАП Казахстана предусматривает: Общую часть (I); административное правонарушение и административная ответственность (II); раздел об органах, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (III); производство по делам об административных правонарушениях (IV); исполнение постановлений о наложении административных взысканий (V).


Кодекс Республики Беларусь содержит следующие разделы: общие положения (I); административное правонарушение, административная ответственность (II); административное взыскание (содержащий Особенную часть) (III); заключительные положения (IV).


Наряду со структурными различиями имеются различия и терминологического порядка, используемые в кодексах этих государств.


К специфике терминологического аппарата следует отнести специальные термины, такие, как "административные правонарушения", "административные наказания", используемые в кодексах стран для обозначения определенных процедур. В этом ключе необходимо подчеркнуть, что основополагающее понятие "административное правонарушение" используется всеми государствами. Однако содержание этого термина несколько разнится. Так, формулировка "противоправное, виновное деяние (действие или бездействие)" характерно для всех Кодексов. Однако в КоАП России (ст. 2.1) и Казахстана (ст. 28) при создании дефиниции административного правонарушения конкретизируется субъект ответственности: физическое или юридическое лицо. В Кодексе Республики Беларусь субъект ответственности не прописывается, однако уточняется, что административным правонарушением может быть деяние в виде как оконченного административного правонарушения, так и покушения на него. Данный аспект является очень важным нововведением, поскольку соответствует подходу, содержащемуся в Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. КоАП России и Казахстана покушение административным правонарушением не признает.


Еще одним важным аспектом КоАП Беларуси является определение административной ответственности в ст. 4.1 КоАП. Данной статьей предусмотрено, что административная ответственность выражается в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности. Определение административной ответственности в КоАП России и Казахстана не содержится.


В качестве различий следует также отметить использование различных терминов, обозначающих административные наказания. Так, КоАП России содержит термин "административные наказания" (гл. 3 Кодекса), КоАП Беларуси и Казахстана - "административные взыскания" (разд. III и гл. 6 соответственно). Определенные различия наблюдаются и по видам административных наказаний.


Общим для всех государств является применение предупреждения, административного штрафа, конфискации, административного ареста, а также административного выдворения (депортации - Казахстан). При этом величина административного штрафа в России измеряется в рублях (ст. 3.5 КоАП России), в Беларуси размер определяется исходя из базовой величины (ст. 6.5 КоАП), в Казахстане - в размере, соответствующем определенному количеству месячного расчетного показателя (ст. 48 КоАП). Использование формулировки такого вида административного наказания, как "возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения", характерно для КоАП России. Кодекс Казахстана придерживается формулировки "возмездное изъятие предмета, явившегося орудием либо предметом совершения АП", а кодекс Беларуси - "взыскание стоимости предмета административного правонарушения". Кроме этого, в качестве вида административного наказания в России предусмотрено использование административного приостановления деятельности, в Казахстане - приостановление или запрещение деятельности индивидуального предпринимателя. В России используются также дисквалификация как вид административного наказания, в Беларуси - лишение права заниматься определенной деятельностью и исправительные работы, в Казахстане - лишение лицензии, специального разрешения, квалификационного аттестата (свидетельства) или приостановление ее (его) действия на определенный вид деятельности либо совершение определенных действий; принудительный снос незаконно возводимого или возведенного строения.


Административным правонарушениям в области таможенного дела в кодексах всех стран также уделяется соответствующее внимание. В КоАП России им посвящена гл. 16, которая называется "Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил)" и содержит 23 статьи, в Кодексе Казахстана - гл. 26 "Административные правонарушения в сфере таможенного дела" и 38 статей, в КоАП Беларуси - гл. 14 "Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)" и 18 статей.


При сравнении составов административных правонарушений в области таможенного дела следует отметить наличие существенных расхождений в подходах, используемых в этих государствах (см. табл. 1). Следует подчеркнуть, что под составом правонарушения понимается совокупность юридических фактов, служащих основанием юридической ответственности и способом индивидуализации наказания. Состав имеет важное познавательное значение при толковании конкретной нормы, что позволяет рассматривать его в качестве критерия полноты знаний о содержании. Однако он является научной абстракцией, практическое значение которой заключается в том, что он представляет собой законодательно обоснованную модель квалификации конкретных административных правонарушений в точном соответствии с законом, т.е. "методологическим инструментом анализа постоянно меняющегося законодательства". Состав административного правонарушения состоит из объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.


Объект административного правонарушения рассматривается с точки зрения охраняемых законодательством общественных отношений, на которые направленно правонарушение и которым причиняется вред, ущерб либо создается реальная угроза его причинения. Объекты статей Кодексов России, Беларуси и Казахстана имеют существенное отличия.


Под объективной стороной административного правонарушения в области таможенного дела следует понимать систему признаков, закрепленных нормой права и характеризующих внешнюю сторону его совершения, противоправный акт, нарушающий установленные законодательством нормы права. Применительно к рассматриваемой области общественных отношений специфика объективной стороны выражается в форме проявления (наличие активного действия либо бездействия); в наличии последствий, т.е. результата деяния, который может иметь как материальный, так и формальный характер вреда, причиняемого данной группой правонарушений.


Специфика субъекта административного правонарушения в области таможенного дела рассматривается как важный признак, элемент административного правонарушения. Как правило, субъектами выступают юридические и физические лица. Например, КоАП России в качестве субъекта ответственности рассматривает граждан, должностных и юридических лиц. КоАП Беларуси - физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. При этом в санкции статей физические лица как субъекты ответственности обезличиваются, поскольку их упоминание при перечислении административных наказаний структурой статьи не предусмотрено. Кодекс Казахстана в качестве субъекта ответственности рассматривает физических, должностных и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей. При этом ответственность юридических лиц разнится в зависимости от их статуса как субъектов малого (среднего) и крупного предпринимательства.


Субъективная сторона для физических лиц характеризуется виной в форме умысла (ч. 1 ст. 2.2) или неосторожности (ч. 2 ст. 2.2 КоАП России). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП России).


По законодательству Казахстана формы вины физических лиц также установлены в форме умысла (ст. 29 КоАП) и неосторожности (ст. 30 КоАП). В отношении юридических лиц закреплено правило, в соответствии с которым юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение в случаях, предусмотренных Особенной частью Кодекса. При этом юридическое лицо подлежит административной ответственности за административное правонарушение, если деяние было совершено, санкционировано, одобрено органом или лицом, осуществляющим функции управления юридическим лицом (ст. 36 КоАП).


Наиболее четко формы вины прописаны в законодательстве Республики Беларусь. Так, в Кодексе Беларуси в ст. 3.1 содержится как определение вины, так и ее формы: умысел (ст. 3.2) и неосторожность (ст. 3.3). При этом умысел подразделяется на прямой (ч. 2 ст. 3.2) и косвенный (ч. 3 ст. 3.2), а неосторожность предусмотрена в форме легкомыслия (ч. 2 ст. 3.3) и небрежности (ч. 3 ст. 3.3). Вина юридического лица устанавливается в виде несоблюдения норм и правил, а также непринятия всех мер по их соблюдению (ст. 3.5).


Подводя итог, следует подчеркнуть, что законодательные акты об административной ответственности России, Беларуси и Казахстана имеют серьезные отличия. Например, в Республики Беларусь действует два нормативных акта в области привлечения лиц к административной ответственности (материальные нормы закреплены в КоАП; процессуальные - в Процессуально-исполнительном кодексе). В России и Казахстане процессуальных кодексов об административных правонарушениях на сегодняшний день нет. Серьезные различия существуют и в Особенных частях кодексов, закрепляющих составы административных правонарушений в области таможенного дела. Это обусловлено тем, что таможенное законодательство этих стран также имеет ряд серьезных отличий.


Таким образом, проведенный анализ свидетельствует о том, что процедура создания единого таможенного законодательства Таможенного союза не должна ограничиваться созданием только Таможенного кодекса. Возникла необходимость унификации норм и административного законодательства России, Беларуси и Казахстана.


Таблица 1. Сравнительная таблица составов административных правонарушений в области таможенного дела Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан

Российская Федерация

Республика Беларусь

Республика Казахстан

Статья 16.1. Незаконное
перемещение товаров и
(или) транспортных
средств через таможенную
границу РФ

Статья 14.4.
Незаконное
перемещение товаров
и транспортных средств
через таможенную
границу Республики
Беларусь

Статья 426. Перемещение
товаров и транспортных
средств через таможенную
границу Республики
Казахстан помимо
таможенного контроля

Статья 16.2.
Недекларирование либо
недостоверное
декларирование товаров и
(или) транспортных
средств

Статья 14.5.
Недекларирование
товаров и (или)
транспортных средств

Статья 429.
Недекларирование или
недостоверное
декларирование товаров и
транспортных средств

Статья 16.3.
Несоблюдение запретов и
(или) ограничений на
ввоз товаров на
таможенную территорию
Российской Федерации и
(или) вывоз товаров с
таможенной территории
Российской Федерации

Нет

Статья 424. Несоблюдение
порядка применения мер
нетарифного регулирования
и других ограничений при
перемещении товаров и
транспортных средств
через таможенную границу
Республики Казахстан

Статья 16.4.
Недекларирование либо
недостоверное
декларирование
физическими лицами
иностранной валюты или
валюты Российской
Федерации

Нет

Нет

Статья 16.5.
Нарушение режима зоны
таможенного контроля

Нет

Статья 400. Нарушение
режима зоны таможенного
контроля

Статья 16.6. Непринятие
мер в случае аварии или
действия непреодолимой
силы

Статья 14.10.
Непринятие мер в
случае аварии или
действия непреодолимой
силы

Статья 403. Непринятие
мер в случае аварии или
действия непреодолимой
силы

Статья 16.7.
Представление
недействительных
документов при
таможенном оформлении

Нет

Нет

Статья 16.8.
Причаливание к
находящимся под
таможенным контролем
судну или другим
плавучим средствам

Нет

Статья 408. Причаливание
к судну и другим плавучим
средствам, находящимся
под таможенным контролем

Статья 16.9. Недоставка,
выдача (передача) без
разрешения таможенного
органа либо утрата
товаров или документов
на них

Статья 14.1. Выдача
без разрешения
таможенного органа
Республики Беларусь,
утрата или
недоставление в
таможенный орган
Республики Беларусь
товаров, транспортных
средств и документов
на них

Статья 405. Выдача без
разрешения таможенного
органа Республики
Казахстан, утрата или
недоставление в
таможенный орган
Республики Казахстан
товаров, транспортных
средств и документов
на них

Статья 16.10.
Несоблюдение порядка
внутреннего
таможенного транзита или
таможенного режима
международного
таможенного транзита

Статья 14.15.
Непредставление
товаров и транспортных
средств в месте
доставки и невручение
документов на них

Статья 404.
Непредоставление товаров
и транспортных средств в
месте доставки

Статья 16.11.
Уничтожение,
повреждение, удаление,
изменение либо замена
средств идентификации

Статья 14.13.
Изменение,
уничтожение,
повреждение либо
утрата средств
идентификации

Статья 412. Изменение,
удаление, уничтожение,
повреждение либо утрата
средств идентификации

Статья 16.12.
Несоблюдение сроков
подачи таможенной
декларации или
представления
документов и сведений

Статья 14.6.
Нарушение порядка
декларирования товаров
и транспортных средств

Статья 414. Нарушение
сроков представления
таможенному органу
Республики Казахстан
таможенной декларации,
документов и
дополнительных сведений

Статья 16.13. Проведение
грузовых и (или) иных
операций без разрешения
таможенного органа

Статья 14.12.
Проведение операций
с товарами и
транспортными
средствами без
разрешения таможенного
органа

Статья 411. Грузовые и
иные операции, проводимые
без разрешения
таможенного органа
Республики Казахстан

Статья 16.14. Нарушение
порядка помещения
товаров на хранение,
порядка их хранения либо
порядка совершения с
ними операций

Статья 14.14.
Нарушение порядка
помещения товаров и
транспортных средств
на хранение

Статья 417. Нарушение
порядка помещения товаров
на хранение, порядка их
хранения и проведения
операций с ними

Статья 16.15.
Непредставление в
таможенный орган
отчетности

Статья 14.17.
Непредставление
таможенному органу
Республики Беларусь
отчетности и
несоблюдение порядка
ведения учета

Статья 415.
Непредставление
таможенному органу
Республики Казахстан
отчетности и несоблюдение
порядка ведения учета

Статья 16.16. Нарушение
сроков временного
хранения товаров

Нет

Нет

Статья 16.17.
Представление
недействительных
документов для выпуска
товаров до подачи
таможенной декларации

Нет

Нет

Статья 16.18. Невывоз
либо неосуществление
обратного ввоза товаров
и (или) транспортных
средств физическими
лицами

Статья 14.2. Невывоз
за пределы таможенной
территории Республики
Беларусь либо
невозвращение на эту
территорию товаров и
транспортных средств

Статья 421. Невывоз за
пределы таможенной
территории Республики
Казахстан либо
невозвращение на эту
территорию товаров и
транспортных средств

Статья 16.19.
Несоблюдение таможенного
режима

Статья 14.3.
Пользование или
распоряжение товарами
и транспортными
средствами в
нарушение таможенного
режима.
Статья 14.18.
Нарушение порядка
переработки товаров

Статья 423. Неправомерные
операции, изменение
состояния, пользование и
распоряжение товарами и
транспортными средствами,
помещенными под
определенный таможенный
режим.
Статья 418. Нарушение
порядка переработки
товаров и замена
продуктов переработки.
Статья 422. Нарушение
порядка уничтожения
товаров

Статья 16.20. Незаконные
пользование или
распоряжение условно
выпущенными товарами
либо незаконное
пользование
арестованными товарами

Статья 14.8.
Нарушение порядка
пользования или
распоряжения условно
выпущенными товарами и
транспортными
средствами

Статья 431. Нарушение
порядка пользования и
распоряжения условно
выпущенными товарами и
транспортными средствами,
в отношении которых
предоставлены таможенные
льготы в части таможенных
платежей и налогов

Статья 16.21. Незаконные
приобретение,
пользование, хранение
либо транспортировка
товаров и (или)
транспортных средств

Статья 14.7.
Приобретение,
транспортировка,
хранение, пользование
или распоряжение
товарами и
транспортными
средствами, ввезенными
на таможенную
территорию Республики
Беларусь с нарушением
таможенных правил

Статья 430.
Транспортировка,
хранение, приобретение,
пользование или
распоряжение товарами и
транспортными средствами,
ввезенными на таможенную
территорию Республики
Казахстан с нарушением
таможенных правил

Статья 16.22. Нарушение
сроков уплаты таможенных
платежей

Нет

Статья 433. Действия,
направленные на возврат
без надлежащих оснований
уплаченных таможенных
платежей и налогов,
получение выплат и иных
возмещений либо их
невозвращение.
Статья 434. Нарушение
сроков уплаты
таможенных платежей и
налогов

Статья 16.23. Незаконное
осуществление
деятельности в области
таможенного дела

Нет

Нет

Нет

Статья 14.9.
Неуведомление о
пересечении таможенной
границы Республики
Беларусь

Статья 401. Неуведомление
при ввозе товаров и
транспортных средств о
пересечении таможенной
границы Республики
Казахстан.
Статья 402. Неуведомление
или недостоверное
уведомление о намерении
вывезти товары и
транспортные средства за
пределы таможенной
территории Республики
Казахстан

Нет

Статья 14.11.
Неостановка
транспортного средства
в месте, определенном
таможенным органом,
либо его отправление с
места стоянки

Статья 406. Неостановка
транспортного средства

Нет

Статья 14.16.
Неправомерные операции
с товарами и
транспортными
средствами, в
отношении которых
таможенное оформление
не завершено,
изменение их
состояния, пользование
и распоряжение ими

Нет