Правила осуществления пассажирских международных автомобильных перевозок

 

Комментарий к статье 6 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Пассажирские международные автомобильные перевозоки

 

Анализируемая норма комментируемого Закона устанавливает некоторые частные правила осуществления пассажирских международных автомобильных перевозок. Эти правила относятся как к регулярным таким перевозкам, так и к нерегулярным пассажирским перевозкам, осуществляемым в международном автомобильном сообщении.
Соответствующие определения приводятся в статье 1 комментируемого Закона. Так, регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка определяется в указанной статье как перевозка пассажиров автобусом по заранее согласованному маршруту следования с указанием начального пункта перевозки и конечного пункта перевозки, остановочных пунктов движения автобуса и расписания его движения. А под нерегулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой понимается не являющаяся регулярной пассажирской международной автомобильной перевозкой перевозка пассажиров автобусом.
Среди признаков регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки выделяются такие, как:
осуществление перевозки определенной разновидностью транспортных средств - автобусами;
осуществление ее в целях перевозки пассажиров;
заранее согласованный маршрут следования с указанием:
- начального пункта перевозки;
- конечного пункта перевозки;
- остановочных пунктов движения автобуса;
- расписания движения автобуса.
Последний признак требует более подробного рассмотрения, поскольку является ключевым в понятии регулярных и нерегулярных пассажирских международных автомобильных перевозок. К признакам регулярности можно отнести следующие характеристики пассажирской международной автомобильной перевозки:
- заранее установленный маршрут движения;
- заранее установленные и конкретно указанные интервалы движения;
- заранее определенные остановки, на которых производится посадка-высадка пассажиров.
Кроме этого, указанным Соглашением установлено следующее: в правилах, регулирующих эксплуатацию таких регулярных линий, или в заменяющих их документах, утвержденных компетентными органами и опубликованных перевозчиком до вступления их в силу, конкретно указываются условия перевозки и, в частности:
- частота движения по линиям;
- расписания;
- тарифы;
- обязательства по перевозке пассажиров.
Нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка отличается от регулярной тем, что среди ее признаков отсутствует признак регулярности. В остальном признаки рассматриваемого вида перевозок аналогичны признакам регулярной пассажирской международной автомобильной перевозки, а именно:
- она осуществляется определенной разновидностью транспортных средств - автобусами;
- она осуществляется в целях перевозки пассажиров.
 

 

Регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки

 

В отношении регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок комментируемая статья конкретизирует такой их признак, как предварительная согласованность маршрутов следования. В частности, в пункте 1 рассматриваемой нормы установлено, что регулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются по территории Российской Федерации и территории иностранного государства по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и соответствующим компетентным органом иностранного государства. В России таким федеральным органом исполнительной власти в области транспорта является Министерство транспорта. В составе Минтранса имеется отдельная структура, в ведении которой и находится согласование маршрутов следования транспортных средств, осуществляющих регулярные пассажирские автомобильные перевозки по территории Российской Федерации и иностранных государств, - это Департамент автомобильного транспорта. Кроме этого, соответствующие маршруты согласуются также с ГИБДД России и Федеральной таможенной службой РФ.

 

Нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки

 

Пункт 2 комментируемой статьи рассчитан на случаи, если нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются без разрешений. Это возможно тогда, когда подобные возможности (перевозки без разрешений) предусмотрены международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения. В таких случаях водители транспортных средств, осуществляющих нерегулярную пассажирскую международную автомобильную перевозку, в соответствии с рассматриваемой нормой, должны иметь списки пассажиров. Данная норма имеет огромное практическое значение, т.к. происходит:
- более быстрое прохождение таможенных проверок пассажиров при переездах через границы;
- облегчение работы миграционных служб, ведущих учет перемещений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства;
- оперативное реагирование соответствующих служб и средств массовой информации при несчастных случаях и авариях на дорогах.
Итак, как закреплено в пункте 2 комментируемой статьи, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации в области международного автомобильного сообщения, если нерегулярные пассажирские международные автомобильные перевозки осуществляются без разрешений, водители транспортных средств должны иметь списки пассажиров. Кроме того, к документам, которые обязательны для осуществления нерегулярных пассажирских международных автомобильных перевозок, относится также разрешение на проезд автотранспортного средства по территории иностранного государства, в том числе на следование транзитом через территорию страны, а также соответственно специальное разрешение (российское разрешение со специальной отметкой) на перевозку в третьи страны или из них. Это закреплено в Перечне документов, которые должны находиться на автотранспортном средстве при осуществлении международных перевозок и предъявляться в соответствующих случаях для проверки, утвержденном Министерством транспорта РФ 27 октября 1998 года.
Для регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок такими документами, согласно указанному Перечню, являются:
- разрешение (согласование) договаривающихся сторон стран на открытие регулярного маршрута;
- тарифы на перевозки;
- схема маршрута движения с остановочными пунктами;
- расписание движения на маршруте.
Как при регулярных, так и при нерегулярных пассажирских международных автомобильных перевозках водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию контролирующих органов следующие документы:
- международное или национальное водительское удостоверение на право управления автотранспортным средством, соответствующее Конвенции о дорожном движении;
- свидетельство о регистрации транспортного средства;
- свидетельство о страховании гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Российские перевозчики кроме перечисленных документов должны иметь: путевой лист и лицензионную карточку; регистрационные листки (тахограммы); а также разрешение на проезд автотранспортного средства по территории иностранного государства (российское, иностранное разрешение) или разрешение ЕКМТ (многостороннее) либо специальное разрешение (российское разрешение со специальной отметкой) на перевозку в/из третьих стран.