Перемещение физическими лицами наличных денежных средств, денежных инструментов в Таможенном союзе

 

Комментарий к Федеральному закону от 03.05.2011 г. № 83-ФЗ "О ратификации Договора о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза"

 

Федеральным законом от 03.05.2011 N 83-ФЗ ратифицирован Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Утвержден Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 51) (далее - Договор). Поскольку данный Закон опубликован в "Российской газете" 06.05.2011, он (а вместе с ним и Договор) вступил в силу с 17.05.2011.

Предполагается, что ратификация Договора позволит упростить порядок перемещения денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза путем установления единых требований для ввоза и вывоза наличных денежных средств и денежных инструментов, будет способствовать повышению эффективности контроля и сокращению количества правонарушений при перемещении данных товаров через указанную границу, реализации физическими лицами государств - членов Таможенного Союза прав, аналогичных тем, которыми пользуются физические лица стран Европейского союза, а также обеспечению противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении физическими лицами денежных средств и денежных инструментов.
В соответствии со ст. 10 Договора он временно применялся с даты подписания, но в полной мере вступил в силу после ратификации. Его принципиальное отличие состоит в том, что согласно ему таможенный контроль перемещаемых физическими лицами сумм происходит на границе не РФ, а Таможенного союза. На границах между странами - членами Таможенного союза никакого контроля нет.
Ранее порядок ввоза в РФ иностранной валюты и (или) валюты РФ, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме регулировался Федеральным законом от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ).
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона N 173-ФЗ можно было ввозить в РФ валюту, дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, если их общая сумма превышала сумму, эквивалентную 10 000 долл., при условии декларирования таможенному органу путем подачи письменной таможенной декларации.
Если общая сумма была меньше указанного предела, письменное декларирование было необязательным.
Примерно такая же схема ввоза сохранена и в Договоре. Но только наличные денежные средства и дорожные чеки можно не декларировать письменно, если их общая сумма не превышает 10 000 долл.

К сведению. Под наличными денежными средствами для целей исполнения Договора понимаются денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов, монет, за исключением монет из драгоценных металлов, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.
В Договоре также используется понятие "денежные инструменты" - дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Ввоз физическим лицом на территорию Таможенного союза денежных инструментов, за исключением дорожных чеков, осуществляется путем подачи пассажирской таможенной декларации в письменной форме в любой сумме, которая учитывается отдельно от наличных денежных средств.
В Договоре специально указывается на возможность (по желанию физического лица) письменного декларирования наличных денежных средств и дорожных чеков, даже если их общая сумма не превышает 10 000 долл.
Таким же пределом в Федеральном законе N 173-ФЗ определялась максимальная сумма наличной иностранной валюты и (или) валюты РФ, которую единовременно можно было вывезти из страны. При этом, если сумма валюты (но не дорожных чеков) не превышала эквивалента, равного 3000 долл., ее можно было не декларировать таможенному органу. Дорожные чеки вывозились в любой сумме, но при превышении 10 000 долл. они декларировались. Внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме декларировались в любом случае.
Договором не установлено ограничений на сумму валюты и дорожных чеков, которую можно вывезти за пределы Таможенного союза. Обязательному декларированию они подлежат, только если их общая сумма, то есть сумма наличной валюты и чеков вместе, превышает эквивалент 10 000 долл., меньшая же сумма декларируется по желанию.
Вывоз денежных инструментов, как и их ввоз, декларируется в любом случае независимо от суммы.
Перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством того государства - члена Таможенного союза, через государственную границу которого перемещаются наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.
Денежные инструменты (кроме дорожных чеков) указываются в пассажирской таможенной декларации по их номинальной стоимости либо в соответствующей сумме в валюте государства - члена Таможенного союза или иностранной валюте, право на получение которой удостоверяет денежный инструмент. В случае невозможности такого перерасчета в пассажирской таможенной декларации отражается количество перемещаемых денежных инструментов.