Перемещение валюты и валютных ценностей в Таможенном союзе ЕврАзЭС

 

Контроль за течением денежных потоков, движением финансовых инструментов различными государствами признается необходимой мерой. Особую важность такой контроль приобретает при глобализации финансовых потоков - устремлении денежных средств, ценных бумаг и иных инструментов за пределы государственных границ.
В связи с этим возрастает необходимость участия уполномоченных органов в реализации такого контроля. Подобная функция традиционно выполнялась таможенными органами. Еще до создания Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС государствами-членами таможенные органы наделялись полномочиями агентов валютного контроля.
Создание единой таможенной территории потребовало выработки правового регулирования валютного контроля на наднациональном уровне.
Осуществление валютного контроля в рамках Таможенного союза обеспечивается на нескольких уровнях правового регулирования.
В 2010 г. государствами - членами Таможенного союза был заключен Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (Решение Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. N 51 "О Договоре о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза") (далее - Договор о перемещении наличных денежных средств).

В то же время в соответствии с п. 5 ст. 94 Таможенного кодекса Таможенного союза (Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 г. N 17)) таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют валютный контроль в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

Такое положение является воплощением исключения из известного принципа регулирования перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу таможенным законодательством.

Порядок перемещения через таможенную границу валюты Российской Федерации и валютных ценностей регулируется Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", валюты Республики Беларусь и валютных ценностей - Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле", валюты Республики Казахстан и валютных ценностей - Законом Республики Казахстан от 13 июня 2005 г. N 57-III "О валютном регулировании и валютном контроле".

Прежде чем приступить к изучению порядка перемещения валюты и валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза, считаем необходимым определить ключевые понятия - "валюта" и "валютные ценности", выделить различия в понимании данных терминов, имеющих место в актах национальных законодательств государств - членов Таможенного союза.

Предметом правового регулирования служат общественные отношения по обращению валюты и валютных ценностей, в частности, их перемещение через таможенную границу Таможенного союза, а объектом выступают непосредственно валюта и валютные ценности.

Тем не менее Договор о перемещении наличных денежных средств, определяя основные термины, не оперирует терминами "валюта" и "валютные ценности", а использует понятия "наличные денежные средства" и "денежные инструменты".

К наличным денежным средствам относятся денежные знаки в виде банкнот и казначейских билетов и в виде монет, включая изъятые либо изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки.

Необходимо отметить, что перемещение монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в государствах - членах Таможенного союза или иностранных государствах (группе иностранных государств), не входит в предмет регулирования Договора о перемещении наличных денежных средств.

Под денежными инструментами в Договоре о перемещении наличных денежных средств понимаются дорожные чеки, векселя, чеки (банковские чеки), а также ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата.

Выбор денежных инструментов продиктован их сходством: данные ценные бумаги являются долговыми - ценными бумагами, удостоверяющими право их держателей на получение фиксированной процентной ставки (дохода) или на возврат переданной в долг суммы при наступлении определенного срока, таким образом, влекущими приращение дохода физического лица.

Полагаем, что под формулировкой "ценные бумаги в документарной форме, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата" Стороны Договора о перемещении наличных денежных средств понимают облигацию.

Такое определение коррелирует с дефинициями, содержащимися в актах национального законодательства государств - членов Таможенного союза, регулирующих вопросы функционирования рынка ценных бумаг.

Понятийно-категориальный аппарат оставался бы неполным, если не исследовать термины "валюта", "иностранная валюта", "валютные ценности", содержащиеся в законодательствах государств - членов Таможенного союза.

В законодательстве Российской Федерации отсутствует единое определение понятия "валюта". Гражданское законодательство содержит лишь указание на наименование законного средства платежа. В соответствии со ст. 140 Гражданского кодекса Российской Федерации таковым признается рубль.

А.Н. Козырин указывает на два возможных понимания категории "валюта": в узком и широком смысле.

В узком смысле термин "валюта" совпадает с законодательной дефиницией "иностранная валюта", а в широком смысле - с понятием "валютные ценности".

В lexspecialis - Федеральном законе "О валютном регулировании и валютном контроле" - перечисляются лишь объекты, которые включаются в понятие валюты.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" под валютой Российской Федерации понимаются:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории Российской Федерации, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

В понятие "иностранная валюта" включаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

К международным денежным или расчетным единицам в настоящее время можно отнести специальные права заимствования (СДР) - расчетную единицу Международного валютного фонда, используемую для измерения международных требований и обязательств (Статьи Соглашения Международного валютного фонда (приняты 22 июля 1944 г.)).

В разное время к международным расчетным денежным единицам относились: европейская денежная единица экю, переводной рубль в Совете экономической взаимопомощи.

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" вводит понятие "валютные ценности", под которым понимается совокупность иностранной валюты и внешних ценных бумаг.

К последним законодатель относит эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте и выпуск которых зарегистрирован за пределами территории Российской Федерации, а также иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение иностранной валюты, выпущенные за пределами территории Российской Федерации.

Более пространный перечень позиций, составляющих понятие "валютные ценности", "иностранная валюта", "ценные бумаги", представлен в Законе Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле".

К валютным ценностям в соответствии с законодательством этого государства - члена Таможенного союза относятся валюта Республики Беларусь, а также ценные бумаги, номинал которых указан в белорусских рублях. При этом действует оговорка: валюта и такие денежные инструменты признаются валютными ценностями только при:

- совершении сделок между резидентами и нерезидентами;

- совершении сделок между нерезидентами на территории Республики Беларусь;

- осуществлении банковских переводов между резидентами и нерезидентами, не связанных с осуществлением расчетов по сделкам;

- осуществлении международных банковских переводов между резидентами или нерезидентами;

- ввозе и пересылке в Республику Беларусь;

- вывозе и пересылке из Республики Беларусь;

- осуществлении нерезидентами операций, не влекущих перехода права собственности на белорусские рубли, по счетам и вкладам (депозитам) в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь.

Подобный статус валютных ценностей связан с валютными ограничениями, действующими в Республике Беларусь, и необходимостью контроля государства за валютными операциями между резидентами и нерезидентами.

Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" также не содержит генерального определения понятия "валюта", законодателем представлена наиболее сложная система объектов, которые относятся к иностранной валюте, ценным бумагам в иностранной валюте, ценным бумагам в белорусских рублях.

К иностранной валюте Закон относит:

- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монет, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

- средства в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах, находящиеся на счетах в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь.

Ценными бумагами в иностранной валюте признаются:

- ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- ценные бумаги, являющиеся таковыми в соответствии с законодательством Республики Беларусь, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте;

- ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте;

- ценные бумаги, выпущенные нерезидентами и являющиеся таковыми в соответствии с законодательством иностранных государств, не имеющие номинальной стоимости и выраженные в иностранной валюте.

В Законе Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле" также выделены четыре вида ценных бумаг в белорусских рублях, номинал таких ценных бумаг должен быть выражен в белорусских рублях.

Наибольший интерес в сфере валютного регулирования, на наш взгляд, представляет Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле".

В ст. 1 данного Закона содержится обобщенное понятие "валюты", которое, как уже отмечалось, отсутствует в законодательствах двух других государств - членов Таможенного союза.

Так, валютой являются денежные единицы, принятые государствами как законное платежное средство, или официальные стандарты стоимости в наличной и безналичной формах, в виде банкнот, казначейских билетов и монет, в том числе из драгоценных металлов (включая изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену на находящиеся в обращении денежные знаки), а также средства на счетах, в том числе в международных денежных или расчетных единицах.

Следует справедливо заметить, данное определение не отличается оригинальностью содержания от дефиниций, указанных в законах Российской Федерации и Республики Беларусь. Закон Республики Казахстан "О валютном регулировании и валютном контроле" не вводит термины "валюта Республики Казахстан", "иностранная валюта", а лишь заменяет их единым понятием, сохраняя при этом все необходимые признаки.

Во-первых, понятие "валюта" объективируется в денежных единицах.

Во-вторых, такие денежные единицы признаются государствами - Республикой Казахстан и иностранными государствами - законным средством платежа или официальным стандартом стоимости.

В-третьих, законом определены возможные виды объективации валюты: банкноты, казначейские билеты, монеты, монеты из драгоценных металлов.

В-четвертых, валюта может иметь наличную и безналичную форму, аккумулироваться на банковских счетах.

В-пятых, законодательство Республики Казахстан, как и законодательство Российской Федерации и Республики Беларусь, придают валюте роль мировых денег, признавая возможность ее существования в форме международных денежных или расчетных единиц.

В Республике Казахстан, так же как и в Республике Беларусь, режим валютных ценностей распространяется на иностранную валюту; ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в иностранной валюте; национальная валюта, ценные бумаги и платежные документы, номинал которых выражен в национальной валюте, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами.

Помимо этого, валютными ценностями признаются не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные нерезидентами, а также не имеющие номинала ценные бумаги, выпущенные резидентами, в случае совершения с ними операций между резидентами и нерезидентами, а также между нерезидентами.

Однако наибольший интерес на фоне "стандартного" содержания понятия "валютные ценности" представляет положение о том, что аффинированное золото в слитках относится к валютным ценностям.

В соответствии со ст. 1 утратившего силу Указа Президента Республики Казахстан от 20 июля 1995 г. N 2372 "О государственном регулировании отношений, связанных с драгоценными металлами и драгоценными камнями" аффинированными драгоценными металлами признаются драгоценные металлы, прошедшие стадию очистки и отвечающие международным стандартам или стандартам Республики Казахстан (в слитках, порошках, гранулах).

В условиях финансовой нестабильности драгоценные металлы, обладающие высокой ликвидностью, часто используются в качестве кредитного товара и средства аккумуляции финансовых ресурсов.

На аффинированное золото в слитках распространяется правовой режим, установленный законодательством Республики Казахстан для валютных ценностей. Особая природа данного инвестиционного товара, преобладание его публично-правового значения над частноправовым предусматривают существенные ограничения, связанные с оборотом аффинированного золота в слитках.

До принятия в 2003 г. Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" в соответствии с пп. "в" п. 4 ст. 1 Закона Российской Федерации от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" к валютным ценностям помимо внешних ценных бумаг относились драгоценные металлы и природные драгоценные камни.

Давая определение понятий "драгоценные металлы" и "драгоценные камни", законодатель пошел по пути перечисления групп драгоценных металлов и драгоценных камней.

К драгоценным металлам в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

В настоящее время драгоценные металлы и драгоценные камни выведены из состава валютных ценностей. Данная мера нивелировала валютные ограничения при осуществлении операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями, стремясь поставить их в один ряд с ординарными товарами. Однако, как высоколиквидные ресурсы, драгоценные металлы и драгоценные камни сохранили функции как в частном капитале (средство сбережения и инвестиции), так и в государственных резервах ("страховка" от экономической нестабильности или так называемые чрезвычайные мировые деньги).

Ряд ограничений, связанных с разведкой и добычей, обращением драгоценных металлов и драгоценных камней установлен Федеральным законом "О драгоценных металлах и драгоценных камнях":

- действия, выражающиеся в переходе прав собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни, в том числе их использование в качестве залога;

- изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней при их добыче, производстве, последующей переработке, обработке и использовании (в том числе аффинаж драгоценных металлов и рекуперация драгоценных камней);

- перемещение, хранение, а также экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

- ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию Российской Федерации и их вывоз с территории Российской Федерации.

Таким образом, говоря о перемещении валюты и валютных ценностей через таможенную границу Таможенного союза в качестве требующих контроля при ввозе/вывозе необходимо рассматривать следующие объекты:

- валюта (валюта государств - членов Таможенного союза, валюта иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза) - наличные денежные средства;

- ценные бумаги, номинал которых выражен в валюте государств - членов Таможенного союза; валюте иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза; выпуск которых зарегистрирован на территории государств - членов Таможенного союза, либо на территории иностранных государств, не являющихся членами Таможенного союза, - денежные инструменты;

- аффинированное золото в слитках (в соответствии с законодательством Республики Казахстан). В данном случае также считаем важным проанализировать порядок перемещения через таможенную границу Таможенного союза иных драгоценных металлов, не отнесенных законодательствами государств - членов Таможенного союза к валютным ценностям, а также монеты из драгоценных металлов, являющиеся законным средством платежа, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену такие монеты.

Порядок перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов урегулирован Договором о перемещении наличных денежных средств.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Договора ввоз физическим лицом наличных денежных средств на таможенную территорию Таможенного союза осуществляется без ограничений.

При единовременном ввозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

В случае перемещения наличных денежных средств и (или) дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США, таможенное декларирование в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков является обязательным.

К слову, в первом случае также возможно декларирование в письменной форме, однако, по желанию физического лица.

Вывоз наличных денежных средств и (или) денежных инструментов осуществляется в том же порядке, что и ввоз на таможенную территорию Таможенного союза:

- при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки не подлежат таможенному декларированию в письменной форме;

- при единовременном вывозе наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тыс. долл. США, указанные денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму вывозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.

Форма таможенной декларации (приложение 1), подлежащей заполнению и подаче, утверждена решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации".

Декларация наличных денег заполняется при перемещении:

- наличных денежных средств (банкноты и монеты, за исключением монет из драгоценных металлов) и дорожных чеков в сумме, превышающей в эквиваленте 10 тыс. долл. США;

- иных денежных инструментов в документарной форме (вексель, чеки (банковские), ценные бумаги на предъявителя, удостоверяющие обязательство эмитента (должника) по выплате денежных средств, в которых не указано лицо, которому осуществляется такая выплата).

Декларация наличных денег и (или) денежных инструментов заполняется в двух экземплярах и подписывается декларантом. Один экземпляр декларации наличных денег совместно с основным формуляром остается в таможенном органе, второй - у декларанта.

Перемещение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов подлежит контролю в определенных законодательством Таможенного союза в случаях ввоза или вывоза с таможенной территории Таможенного союза.

На основании п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь от 6 января 1995 г. "О Таможенном союзе", Соглашения стран СНГ от 20 января 1995 г. "О Таможенном союзе" и п. 2 ст. 96 Таможенного кодекса Таможенного союза денежные средства и денежные инструменты не подлежат декларированию в письменной форме при их перемещении физическими лицами через внутренние границы государств - членов Таможенного союза.

Так, например, таможенные органы, расположенные в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при принятии решения о контроле соблюдения вышеуказанных требований должны руководствоваться информацией о маршруте следования физического лица (Письмо ФТС России от 16 июля 2010 г. N 01-11/35110 "О порядке перемещения наличных денежных средств и денежных инструментов").

До заключения в 2010 г. Договора о перемещении наличных денежных средств ограничительные нормы перемещения валюты и валютных ценностей через таможенные границы Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан устанавливались актами законодательства о валютном регулировании и валютном контроле данных государств.

Тем не менее законодатели государств - членов Таможенного союза применили различные методы юридической техники оформления идентичных норм на международном и национальном уровнях правового регулирования.

Так, ст. 15 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" содержит положение о том, что ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации, а также дорожных чеков, внешних и (или) внутренних ценных бумаг в документарной форме осуществляются резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

К положениям таможенного законодательства отсылает и Закон Республики Беларусь "О валютном регулировании и валютном контроле".

В то же время в ст. ст. 14 и 15 Закона отмечается, что вывоз из Республики Беларусь физическими лицами иностранной валюты, документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте, а также ввоз таких объектов, за исключением случаев, установленных таможенным законодательством Таможенного союза, осуществляется в порядке, определенном Национальным банком совместно с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.

До недавнего времени данный порядок определялся Инструкцией о порядке ввоза, вывоза и пересылки иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте физическими лицами через таможенную границу Республики Беларусь (Постановление правления Национального банка Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 30 апреля 2004 г. N 73/38).

Однако стоит отметить, что в связи со вступлением в силу Договора о перемещении наличных денежных средств упомянутая Инструкция не применяется. Такое разъяснение дано в письме Национального банка Республики Беларусь от 21 июля 2010 г. N 31-14/213 "О порядке перемещения физическими лицами денежных средств и денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза".

Законодательство Республики Казахстан воспроизводит положения Договора о перемещении наличных денежных средств, дополняя ст. 18 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" нормой о перемещении через таможенную границу Таможенного союза аффинированного золота в слитках и монет из драгоценных металлов.

К валютным ценностям, не включенным Договором о перемещении наличных денежных средств в понятие "денежные инструменты", относится лишь аффинированное золото в слитках, признаваемое таковым в соответствии с законодательством о валютном регулировании и валютном контроле Республики Казахстан.

В соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Монеты, изготовленные из драгоценных металлов, относятся к драгоценным металлам. Таким образом, на аффинированное золото в слитках, относящееся к валютным ценностям в Республике Казахстан, и монеты из драгоценных металлов, являющиеся законным средством платежа, распространяется единый режим перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

Согласно п. 19 приложения к Соглашению между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" таможенная стоимость драгоценных металлов не должна превышать сумму, эквивалентную 25 тыс. долл. США. В таможенную стоимость не включается стоимость ранее ввезенных физическими лицами в Таможенный союз, а также временно вывозимых из Таможенного союза драгоценных металлов.

В соответствии с п. 2 ст. 8 Соглашения "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования, подлежат таможенному декларированию в письменной форме.

На основании п. 3 ст. 355 Таможенного кодекса Таможенного союза таможенное декларирование товаров для личного пользования производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации. Форма и порядок заполнения пассажирской таможенной декларации утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 287 "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации".

При таможенном декларировании товаров, в том числе при вывозе с таможенной территории Таможенного союза монет из драгоценных металлов, в соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 356 Таможенного кодекса Таможенного союза физические лица представляют документы, подтверждающие стоимость перемещаемых объектов. В качестве таких документов таможенными органами, например, могут приниматься приходные кассовые документы (чеки, квитанции, кассовые ордера и т.п.), выдаваемые кредитными организациями, а также нумизматическими, антикварными и комиссионными магазинами при реализации ими монет из драгоценных металлов.

При отсутствии документов, удостоверяющих стоимость вывозимых физическими лицами монет из драгоценных металлов, определение их стоимости производится с учетом положений Порядка определения общей стоимости вывозимых драгоценных металлов и драгоценных камней (приложение 8 к Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы).

В соответствии с указанным Порядком общая стоимость вывозимых драгоценных металлов в виде продукции и изделий, в том числе монет из драгоценных металлов, определяется с учетом массы вывозимых химически чистых драгоценных металлов, содержащихся в указанных изделиях, и цен мирового рынка драгоценных металлов.

Как отмечается в письме Федеральной таможенной службы от 23 декабря 2010 г. N 01-11/62744 "О вывозе монет физическими лицами", таможенные органы Российской Федерации для определения стоимости могут использовать информацию, ежедневно направляемую ФТС России по телекоммуникационным каналам связи, о ценах покупки и продажи драгоценных металлов, ежедневно устанавливаемых Банком России на основании цен мирового рынка.

К ввозу на таможенную территорию Таможенного союза и (вывозу) с этой территории запрещены: необработанные драгоценные металлы, лом и отходы металлов, руды и концентраты драгоценных металлов и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы, экспорт которых с таможенной территории Таможенного союза ограничен.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с приложением 1 к Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, вывозимые драгоценные металлы таможенной стоимостью более 25 тыс. долл. США в эквиваленте перестают быть товаром для личного пользования, что влечет изменение правового режима их перемещения через таможенную границу Таможенного союза.

Порядок вывоза монет, являющихся культурными ценностями, регулируется Положением о порядке ввоза на таможенную территорию государств - участников Таможенного союза и вывоза с таможенной территории государств - участников Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденным решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

В свете рассматриваемого вопроса следует уделить внимание Положению о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы (Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования") (далее - Положение).

Положение определяет порядок ввоза на таможенную территорию Таможенного союза и вывоза с таможенной территории Таможенного союза:

- необработанного золота или серебра (только аффинированные золото или серебро в виде слитков, пластин, порошка и гранул, а также золото, используемое для чеканки монет);

- необработанной платины и металлов платиновой группы (только аффинированные платина и металлы платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул);

- необработанных драгоценных металлов (только не подлежащие аффинажу самородки).

Однако данное Положение адресовано не физическим лицам, перемещающим драгоценные металлы для личного пользования, а юридическим лицам и физическим лицам, зарегистрированным в качестве субъектов предпринимательской деятельности. Кроме того, данные субъекты должны иметь право на осуществление операций с драгоценными металлами в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза и состоять на специальном учете государства - члена Таможенного союза.

Экспорт драгоценных металлов в соответствии с нормами Положения осуществляется без лицензий, за исключением вывоза драгоценных металлов, не подлежащих аффинажу. В таких случаях экспорт осуществляется через специализированные таможенные посты государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с п. 12 Положения экспорт монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа государства - члена Таможенного союза, осуществляют центральные (национальные) банки и кредитные организации этих государств.

Положение регулирует перемещение драгоценных металлов через таможенную границу Таможенного союза субъектами предпринимательской деятельности.

В заключение необходимо отметить, что в целях личного пользования физические лица имеют право перемещать через таможенную границу Таможенного союза следующие объекты:

- наличные денежные средства, являющиеся валютой государств - членов Таможенного союза;

- денежные инструменты - ценные бумаги (перечень установлен таможенным законодательством Таможенного союза), номинал которых выражен в валютах государств - членов Таможенного союза или валютах государств, не являющихся членами Таможенного союза;

- аффинированное золото в слитках, относящееся к валютным ценностям, в соответствии с законодательством Республики Казахстан, а также монеты из драгоценных металлов, являющиеся законным средством платежа, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену такие монеты.

Ввоз и вывоз указанных объектов осуществляется при соблюдении установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза ограничений.

Декабрь 2013 г.



Таможенные услуги

Участнику ВЭД

Таможенному брокеру