Основные понятия в международных автомобильных перевозках. Грузовое транспортное средство.

 

Комментарий к статье 1 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Основные понятия

 

Комментируемая статья содержит основные понятия, используемые для целей настоящего Закона. Оговорка о целевом предназначении предлагаемых понятий указывает на то, что данные термины применимы только к отношениям, регулируемым комментируемым Законом. Другие нормативно-правовые акты могут под аналогичными определениями подразумевать отличные понятия. Так, к примеру, первым в комментируемой статье раскрывается значение термина "грузовое транспортное средство", под которым понимается самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом.
Вместе с тем определение транспортного средства представлено в пункте 1.2 Правил дорожного движения РФ, а также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств"; транспортных средств - в пункте "a" статьи 1 Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.), дорожного транспортного средства - в пункте "c" статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г., Женева). Содержание указанных понятий несколько отличны - в зависимости от документа, в которых они приводятся. Однако если названные нормативно-правовые акты имеют отношение к рассматриваемой сфере, то в правовой системе имеются и такие законодательные акты, которые также используют термины, относящиеся к автомобильным перевозкам и транспорту, но для собственных целей. К примеру, в статье 264 Уголовного кодекса РФ "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" говорится о нарушении правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством. Понятие последнего раскрывается в примечании к этой статье, где сказано: "Под другими механическими средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также тракторы и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства". Таким образом, для законодательства применение оговорки о том, что какие-то понятия (термины, определения) используются только для целей нормативно-правового акта (или даже одной статьи), - обычное явление, которое еще раз подчеркивает ограниченность круга регулируемых общественных отношений, для которых и разрабатывается, и применяется собственная конкретная терминология.
Всего комментируемая статья приводит четырнадцать таких основных понятий:
- "грузовое транспортное средство";
- "российский перевозчик";
- "иностранный перевозчик";
- "международная автомобильная перевозка";
- "регулярная пассажирская международная автомобильная перевозка";
- "нерегулярная пассажирская международная автомобильная перевозка";
- "крупногабаритный груз";
- "тяжеловесный груз";
- "опасный груз";
- "разрешение";
- "российское разрешение";
- "иностранное разрешение";
- "специальное разрешение";
- "многостороннее разрешение".
Представляется логичным классифицировать эти термины по следующим группам:
центральные, объединяющие понятия: "транспортное средство", "перевозчик", "перевозка", "груз", "разрешение";
частные разновидности объединяющих понятий, которые, собственно, и представлены в комментируемой статье как основные понятия. Можно именовать их видовыми понятиями по отношению к родовым - выделенным в первую группу. Признаки родовых понятий являются признаками и видовых понятий, что конкретнее просматривается далее в комментарии к настоящей статье.

 

Грузовое транспортное средство

 

Грузовое транспортное средство комментируемая статья определяет как самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, либо самоходное транспортное средство с прицепом или полуприцепом. Исходя из представленного определения, можно выделить свойства транспортного средства, позволяющие ему называться грузовым:
- это транспортное средство. Соответствующее определение закреплено в п. 1.2 Правил дорожного движения РФ, которые определяют транспортное средство как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Данное понятие дублируется также в Федеральном законе от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (правда, в указанном нормативном акте также имеется оговорка о том, что это понятие используется для целей данного Закона). Более широкое понятие представлено в п. "c" статьи 1 Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП от 14 ноября 1975 г., Женева). Здесь раскрывается термин "дорожное транспортное средство", под которым понимается не только механическое дорожное транспортное средство, но также любой прицеп или полуприцеп, предназначенный для его буксировки таким транспортным средством. Еще один международно-правовой акт - Европейское соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) (Женева, 30 сентября 1957 г.) - в пункте "a" статьи 1 устанавливает, что термин "транспортные средства" означает автомобили, тягачи с полуприцепами, прицепы и полуприцепы, соответствующие определениям, приведенным в статье 4 Конвенции о дорожном движении от 19 сентября 1949 года, за исключением транспортных средств, принадлежащих вооруженным силам одной из Договаривающихся Сторон или находящихся в ведении этих вооруженных сил. Таким образом, в понятие "транспортное средство" международно-правовыми актами, помимо автомобилей, включаются по меньшей мере прицепы и полуприцепы. Комментируемая же статья, видимо, рассматривает анализируемое понятие в несколько ином контексте. Так, при определении российского перевозчика указано, что это российское юридическое лицо, физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус (далее - транспортное средство) для перевозок грузов или пассажиров. Как видно из приведенного определения, понятие "транспортное средство" комментируемый Закон использует как объединяющее для грузового транспортного средства и автобуса. Но если первое ("грузовое транспортное средство") определяется в комментируемой статье, то понятие автобуса (выделенное отдельно), вероятно, нужно искать в гражданском законодательстве. Далее в Законе оно используется;
- это самоходное транспортное средство: предполагается, что оно движется посредством механической силы, конструктивно направленной на перемещение собственным ходом - без применения мускульной силы человека, животных или природных явлений. К примеру, вьючное животное осел является разновидностью гужевого транспорта, на нем можно перевозить грузы. Однако самоходом данный вид транспорта перевозить грузы не станет, отсутствует здесь и механическая составляющая самоходности. Следовательно, к грузовому транспортному средству указанный вид транспорта не относится. Нельзя признать грузовым транспортным средством и тележку, на которой можно перевозить грузы, поскольку ее передвигает человек, следовательно, движется это средство также не собственным ходом. Вообще, нужно отметить, что ни в одном международно-правовом документе, относящемся к рассматриваемой сфере общественных отношений, транспортное средство не определяется как самоходное. Возможно, это заключено в самом понятии механического транспорта;
- альтернативный признак: целенаправленность или комплектация. Целевым предназначением грузового транспортного средства является перевозка грузов, если оно не снабжено прицепом или полуприцепом. В противном случае мы всегда имеем дело с грузовым транспортным средством.
Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенное 1 июля 1970 г. в Женеве, в пункте "c" статьи 1 "Определения" устанавливает, что под прицепом понимается любое транспортное средство, предназначенное для его буксировки автомобилем; этот термин охватывает также полуприцепы. Вместе с тем, в пункте "d" этой же статьи приведено и определение полуприцепа: под полуприцепом понимается любой прицеп, предназначенный для сцепления с автомобилем таким образом, что часть его опирается на автомобиль и последний несет на себе значительную часть веса полуприцепа и его груза.
Несколько иные понятия прицепа и полуприцепа даются в Соглашении о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ. В статье 1 указанный нормативно-правовой акт определяет, что прицеп - это транспортное средство, предназначенное для перевозки грузов путем буксировки тягачом или грузовым автомобилем; полуприцеп - это специально оборудованное для перевозки грузов транспортное средство, предназначенное для соединения с тягачом таким образом, чтобы часть этого транспортного средства располагалась непосредственно на тягаче и передавала ему значительную долю своего веса.
Термины, приведенные в Соглашении о массах и габаритах транспортных средств, осуществляющих межгосударственные перевозки по автомобильным дорогам государств - участников СНГ, имеют более конкретизированный характер, что позволяет лучше понять природу анализируемого альтернативного признака. Из понятий прицепа и полуприцепа мы извлекаем, что уже в них самих заложена цель перевозки грузов, а значит, если автомобиль (транспортное средство) снабжен одним из подобных средств, он имеет целевое предназначение. Поэтому и признак (целенаправленность или комплектация) по природе своей тавтологичен: комплектация подразумевает ту же самую целенаправленность. Видимо, мы имеем дело со своеобразной перестраховкой законодателя, который в комментируемом нормативно-правовом акте не поместил определения прицепа и полуприцепа.
Характерное для последних лет неизменное увеличение объема грузовых перевозок, наряду с развитием научно-технического прогресса и некоторыми другими факторами, явилось причиной значительных качественных изменений в функционировании международного транспорта. "Количественные изменения, как известно, всегда на определенном этапе дают новое качество, которое в нашем примере выразилось в использовании новых технологий и новых организационных форм перевозок". Среди технологических новшеств, заметно повлиявших на дальнейший ход развития транспорта, следует отметить, прежде всего, контейнеризацию, а также использование трейлеров, поддонов, паллетов и иных средств, упрощающих, удешевляющих и ускоряющих транспортировку грузов. Все это позволило создать возможности для отказа от старых форм перевозок, поэтому перевозки грузовым транспортом продолжают оставаться востребованными и сегодня.