Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок

 

Комментарий к статье 2 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок

 

Порядок допуска российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, условия данного допуска и перечень необходимых документов, подаваемых перевозчиком для получения такого разрешения, закреплены в Положении "О допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок", утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730. Отдельного правового акта, регулирующего выдачу таких разрешений иностранным перевозчикам, правовая база фактически не содержит. Следовательно, к иностранным перевозчикам также применимы правила допуска к международным автомобильным перевозкам, аналогичные для российских перевозчиков. Непосредственно под разрешением понимается допуск транспортного средства к движению на территории государства.
Для всех видов международных автомобильных перевозок, независимо от вида таможенного режима, груза, а также вида пассажирских перевозок, применяются общие правила, устанавливаемые комментируемым Законом, однако, в соответствии с положениями статьи 5, международные автомобильные перевозки транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, грузов или пассажиров с территории РФ на территорию третьего государства (вывоз груза, пассажиров) либо с территории третьего государства на территорию РФ (ввоз груза, пассажиров) должны осуществляться только по специальному разрешению. Это правило применяется несмотря на то, что в комментируемой статье установлено, что международные автомобильные перевозки иностранными перевозчиками по территории Российской Федерации осуществляются в соответствии с российскими разрешениями и многосторонними разрешениями. Таким образом, получение международным перевозчиком специального разрешения необходимо только в том случае, если международная автомобильная перевозка осуществляется при наличии следующих условий:
груз или пассажиры ввозятся или вывозятся с территории РФ на территорию иностранного государства;
перевозчик, осуществляющий один из видов международных перевозок, не является российским перевозчиком, а также перевозчиком государства, куда (откуда) производится ввоз (вывоз) груза или пассажиров.
Пример ситуации, урегулированной нормой статьи 5 настоящего Закона, приведен при ее комментировании.

 

Российский перевозчик

 

В соответствии со статьей 1 комментируемого Закона, российский перевозчик определяется как российское юридическое лицо, физическое лицо, использующее принадлежащее ему грузовое транспортное средство либо автобус для перевозок грузов или пассажиров. Положение о допуске российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2001 г. N 730, устанавливает, что "к международным автомобильным перевозкам допускаются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие и некоммерческие перевозки грузов и пассажиров (далее именуются - российские перевозчики)" (пункт 2). Как видно из приведенных норм, для признания физического лица российским перевозчиком не достаточно обладания обычной гражданской правоспособностью и дееспособностью физического лица. Для того чтобы осуществлять перевозки в международном автомобильном сообщении, физическому лицу необходимо также быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя.
Определяющим фактором отнесения юридического или физического лица к анализируемому понятию является собственно осуществление им перевозок. Закон не устанавливает виды принадлежности транспортного средства юридическому или физическому лицу для признания его перевозчиком. Важен лишь сам факт использования данным лицом транспортного средства для осуществления международных перевозок. Кроме этого, конституирующим признаком рассматриваемого понятия выступает цель, с которой перевозчик использует транспортное средство: статья 1 определяет две таких альтернативных цели:
- перевозка грузов;
- перевозка пассажиров.
Лицо, использующее грузовое транспортное средство или автобус для иных целей (скажем, для собственного перемещения, перевозки личных вещей и т.д.), не подпадает под анализируемое понятие.
"Как и в 2006 году, наиболее активными участниками на российском рынке международных транспортных услуг в 2007 году стали перевозчики Белоруссии, Польши, Украины, стран Прибалтики и Финляндии. Продолжает сохраняться дисбаланс при перевозках грузов двусторонней торговли со странами СНГ, Прибалтики и Турцией в пользу перевозчиков этих государств. По ряду направлений - Германия, Венгрия, Австрия, Бельгия, Нидерланды, Франция - доминирующее положение занимают перевозчики третьих стран".