Нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо совершения с ними операций

 

Статьей 16.14 КоАП РФ (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001) (ред. от 04.10.2010)) предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка помещения товаров на хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций. При этом особый интерес вызывает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение порядка помещения на хранение, порядка хранения либо порядка совершения операций с товаром, который является так называемым технологическим комплексом. Который поставляется в разобранном виде, перевозится в адрес одного получателя различными транспортными средствами по различным транспортным (перевозочным) документам, помещается на временное хранение по мере поступления каждой товарной партии.

Как следует из ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, каждое противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность, признается административным правонарушением.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.
Частью 2 ст. 4.4 КоАП РФ предусмотрено, что при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.
Таким образом, для того чтобы разобраться в возможности привлечения к административной ответственности за нарушение порядка помещения на хранение, порядка хранения либо порядка совершения операций с товаром, прежде всего необходимо уточнить, что же такое товар, а также разобраться с самим установленным порядком.
Подпунктом 1 п. 1 ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (Таможенный кодекс Российской Федерации от 28.05.2003 N 61-ФЗ (принят ГД ФС РФ 25.04.2003) (ред. от 28.11.2009)) (далее - ТК РФ) закреплено определение понятия "товары" - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства. Транспортные средства, указанные в пп. 5 настоящего пункта, к товарам не относятся.

Так и в соответствии с пп. 35 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (Таможенный кодекс Таможенного союза (Приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010)) (далее - ТК ТС) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно п. 5 Правил совершения таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958 (Приказ ГТК России от 03.09.2003 N 958 (ред. от 12.09.2007) "Об утверждении Правил проведения таможенных операций при временном хранении товаров" (вместе с Правилами совершения таможенных операций при временном хранении товаров) (зарегистрировано в Минюсте России 17.10.2003 N 5183)) (далее - Правила), если в соответствии с таможенным законодательством временное хранение должно осуществляться на складе временного хранения (далее - СВХ), то товары по истечении времени, необходимого для завершения внутреннего таможенного транзита в месте нахождения таможенного органа, должны быть помещены на временное хранение на СВХ либо в иное место, указанное в гл. 12 ТК РФ, место расположения которого совпадает с местом размещения таможенного органа или находится в непосредственной близости от него. Если СВХ не приспособлен для хранения товаров, требующих особых условий хранения, - на ближайший СВХ, приспособленный для хранения таких товаров.

При этом необходимо отметить, что в связи с введением в действие с 1 июля 2010 г. на территории Российской Федерации ТК ТС ТК РФ действует в части, не противоречащей ТК ТС.
Таким образом, гл. 12 ТК РФ действует в части, не противоречащей ТК ТС.
Так и ст. 112 ТК РФ не применяется, вместо нее применяется ст. 26 ТК ТС (Письмо ФТС России от 29.06.2010 N 01-11/31847 (Письмо ФТС России от 29.06.2010 N 01-11/31847 (ред. от 16.07.2010) "О неприменении отдельных норм Таможенного кодекса Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ")).

В соответствии с п. 3 ст. 26 ТК ТС владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров и представлять в таможенные органы отчетность о них, в том числе с использованием информационных технологий, в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза.
Пунктом 27 Правил, утвержденных ГТК России от 03.09.2003 N 958, предусмотрено, что владелец СВХ обязан вести учет хранимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в подразделение таможенного органа отчетность об их хранении (п. 2 ст. 112 Кодекса) по различным документам учета формы ДО1, порядок заполнения которых отличается в зависимости от вида транспорта, которым прибывает товар на таможенную территорию Российской Федерации.
Пунктом 30 Правил, утвержденных Приказом ГТК России от 03.09.2003 N 958, закреплено, что в отчетности по форме ДО1 указывают сведения о товарах, перевозимых в адрес одного получателя одним транспортным средством по одному транспортному (перевозочному) документу (далее - партия товаров).
При международной перевозке железнодорожным транспортом владелец СВХ имеет право указать в данной отчетности сведения о товарах, прибывших на нескольких транспортных средствах, образующих единый состав, независимо от количества грузовых накладных при условии, если весь состав следует в адрес одного получателя.
В соответствии с п. 1 ст. 169 ТК ТС для помещения товаров на временное хранение перевозчик, иные лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, или их представители представляют в таможенный орган транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе (получателе) товаров, стране их отправления (назначения).
Такие документы могут быть представлены в таможенный орган в виде электронных документов.
Для того чтобы понять, какие именно документы могут быть представлены в таможенные органы, представляется возможным обратить внимание на ст. 4 ТК ТС, в соответствии с которой:
- транспортные (перевозочные) документы - коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке (пп. 38 п. 1);
- коммерческие документы - счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза (пп. 12 п. 1);
- таможенные документы - документы, составляемые исключительно для таможенных целей (пп. 28 п. 1).
Кроме того, п. 13 Приказа ГТК России от 08.09.2003 N 973 "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" (Приказ ГТК России от 08.09.2003 N 973 (ред. от 10.09.2009) "Об утверждении Инструкции о совершении таможенных операций при внутреннем и международном таможенном транзите товаров" (зарегистрировано в Минюсте России 13.11.2003 N 5228)), которым закреплено, что в качестве транзитной декларации лицо, получающее разрешение на ВТТ или МТТ, вправе представить, а таможенный орган отправления обязан принять любые коммерческие, транспортные (перевозочные) документы и (или) таможенные документы, содержащие сведения, указанные в п. 13.1 настоящей Инструкции.

В качестве коммерческих документов могут представляться счета-фактуры, счета-проформы, отгрузочные спецификации, упаковочные листы, декларации о грузе, грузовые ведомости.
В качестве транспортных (перевозочных) документов могут представляться международная или внутренняя товаротранспортная накладная, коносамент или иной документ, подтверждающий наличие и содержание договора морской (речной) перевозки, авиагрузовые накладные, железнодорожные накладные, документы, предусмотренные актами Всемирного почтового союза, экспедиторские документы, а также другие стандартные документы, предусмотренные международными соглашениями в области транспорта, транспортными уставами и кодексами, другими законами и издаваемыми в соответствии с ними правовыми актами.
В качестве таможенных документов могут представляться таможенная декларация, оформленная таможенными органами Российской Федерации на вывоз товаров, таможенная декларация, оформленная таможенными органами иностранных государств, книжка МДП, оформленная в соответствии с требованиями Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 г. (Конвенции МДП 1975 г.), транзитная декларация, заполненная в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения грузовой таможенной декларации (далее - ГТД) и транзитной декларации.
Между тем, по мнению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, рассматривающего аналогичные дела по заявлению лица, привлекаемого к административной ответственности (N N А76-12306/2010, А76-12154/2010, А76-8496/2010, А76-12300/2010), в качестве документов, однозначно свидетельствующих о том, что товар является единым и неделимым, являются контракт, по которому приобретается товар (тот же "технологический комплекс"), ГТД, которая зачастую оформляется спустя 1,5 - 2 месяца после поступления товаров на СВХ. Кроме того, по мнению суда, немаловажным обстоятельством является помещения товара на один и тот же СВХ, при этом тот факт, что товары поступают в разное время, на различных транспортных средствах по различным товаросопроводительным документам, которые зачастую одновременно являются единственными документами, на основании которых заполняются документы учета формы ДО1 при помещении товаров на СВХ, во внимание не принимается.
При этом для таможенных целей, а именно при помещении конкретного товара, поступившего на конкретном транспортном средстве, по конкретным товаросопроводительным документам, с определенным весом и стоимостью, который по конкретному документу учета формы ДО1 должен быть помещен на СВХ, не имеет значения, что из себя представляет поступивший товар (отдельный товар либо часть "единого технологического комплекса"), тем более не имеет значения, как данный товар в дальнейшем планирует заявить декларант в ГТД, так как это разные административные процедуры, каждая из которых должна выполняться в строго определенном порядке и в определенные сроки. Помещение товара на СВХ предшествует подаче ГТД; поступившие товары могут быть продекларированы и как отдельные товары, и как "единая технологическая линия", но данное обстоятельство не освобождает получателя товара от обязанности по помещению поступающих товаров на СВХ.