Правила исчисления акцизов в Таможенном союзе

 

Основными документами, регулирующими вопросы взимания акцизов, в Таможенном союзе России, Республики Беларусь и Республики Казахстан являются Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", Протокол от 11.12.2009 "О внесении изменений в Соглашение о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе...", Протокол от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" и Протокол от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов".

Названным выше Соглашением провозглашены следующие основополагающие принципы, применяющиеся при исчислении акцизов во взаимной торговле государств - участников Таможенного союза:

- при экспорте (вывозе) товаров применяется освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта;

- при импорте (ввозе) товаров на территорию одного государства - участника Таможенного союза с территории другого государства - участника Таможенного союза акцизы взимаются налоговыми органами государства-импортера, если иное не установлено законодательством этого государства в части товаров, подлежащих маркировке акцизными марками;

- при импорте на территорию государства - участника Таможенного союза акцизы не взимаются по товарам, которые в соответствии с законодательством этого государства не подлежат налогообложению при ввозе на его территорию. На практике этот принцип означает, что при ввозе на территорию Российской Федерации акцизами облагаются товары, признаваемые подакцизными в соответствии со ст. 181 НК РФ;

- ставки акцизов на импортируемые товары во взаимной торговле не должны превышать ставки акцизов, которыми облагаются аналогичные товары внутреннего производства. Реализация этого принципа означает, что в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ, и товаров, произведенных на территории России, применяются единые ставки акцизов, установленные ст. 193 НК РФ.

Примечание. В настоящее время в соответствии с действующим законодательством маркировке акцизными марками при ввозе на территорию Российской Федерации подлежит алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% и табачная продукция.

 

Порядок исчисления и уплаты акцизов при экспорте товаров

 

Согласно Протоколу от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" освобождение от уплаты акциза осуществляется при представлении в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией определенного пакета документов или их копий.

Итак, для подтверждения обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы (их копии):

- договоры (контракты), на основании которых осуществляется экспорт товаров, договоры (контракты) на изготовление товаров, договоры (контракты) на переработку давальческого сырья;

- выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации экспортированных товаров на счет налогоплательщика-экспортера, если иное не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

- заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, составленное по форме, приведенной в Приложении 1 к Протоколу "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов", с отметкой налогового органа государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары, об уплате косвенных налогов (освобождении или ином порядке исполнения налоговых обязательств) (далее - заявление). Причем по усмотрению налоговых органов государств - членов Таможенного союза подается оригинал или копия заявления;

- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза;

- иные документы, подтверждающие обоснованность освобождения от уплаты акцизов, предусмотренные законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары.

Указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При непредставлении этих документов в установленный срок налогоплательщик обязан уплатить в бюджет акциз за налоговый (отчетный) период, на который приходится дата отгрузки подакцизных товаров (либо дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров, произведенных из давальческого сырья).

Справка. Подакцизные товары

К подакцизным товарам относится, в частности, спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного, спиртосодержащая продукция, алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, автомобили легковые, мотоциклы с мощностью двигателя свыше 150 л. с., автомобильный бензин, дизельное топливо, моторное масло для дизельных, карбюраторных и инжекторных двигателей, прямогонный бензин.

Обратите внимание: к подакцизным товарам относятся также товары, на которые ст. 193 НК РФ установлена нулевая ставка акциза (спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция и спиртосодержащая продукция бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке).

В то же время не признаются подакцизными товарами:

- лекарственные, лечебно-профилактические, диагностические средства, прошедшие государственную регистрацию и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, а также лекарственные, лечебно-профилактические средства, изготавливаемые аптечными организациями по индивидуальным рецептам и требованиям лечебных организаций, разлитые в емкости в соответствии с Требованиями государственных стандартов лекарственных средств (фармокопейных статей);

- препараты ветеринарного назначения, прошедшие государственную регистрацию, разлитые в емкости не более 100 мл;

- парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 80% включительно, разлитая в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% включительно, разлитая в емкости не более 100 мл, при наличии пульверизатора на упаковке;

- подлежащие дальнейшей переработке или использованию для технических целей отходы, образующиеся при производстве спирта этилового из пищевого сырья, водок, ликеро-водочных изделий.

В случае неуплаты, неполной уплаты акцизов или уплаты налога с нарушением установленного срока налоговый орган взыскивает акциз и соответствующие пени в порядке и размере, установленных Налоговым кодексом.

Предположим, налогоплательщик перечисленные выше документы представил в налоговые органы по истечении установленного срока. Тогда уплаченные суммы акцизов подлежат вычету (зачету), возврату в соответствии с порядком, установленным Налоговым кодексом. При этом суммы пеней, штрафов, начисленные и уплаченные за нарушение сроков уплаты акцизов, возврату не подлежат.

Примечание. В целях исчисления акцизов по подакцизным товарам, произведенным из собственного сырья, датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя (получателя) товаров. А по подакцизным товарам, произведенным из давальческого сырья, датой отгрузки признается дата подписания акта приема-передачи подакцизных товаров.

Кроме того, Протоколом от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе" установлено, что объем товаров, ставки акцизов, действующие на дату отгрузки вывозимых в государства - члены Таможенного союза подакцизных товаров, а также суммы акцизов подлежат отражению в соответствующей налоговой декларации по акцизам.

Налоговый орган проверяет обоснованность освобождения от уплаты акцизов и налоговых вычетов, а также выносит соответствующее решение.

Обратите внимание: в случае непредставления налогоплательщиком заявления налоговый орган вправе принять решение о подтверждении обоснованности освобождения от уплаты акцизов, а также налоговых вычетов по операциям реализации подакцизных товаров, экспортированных с территории РФ в рамках Таможенного союза, при наличии в налоговом органе подтверждения в электронном виде от налогового органа другого государства - члена Таможенного союза факта уплаты акцизов в полном объеме (освобождения от уплаты акцизов).

При экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию другого государства - члена Таможенного союза налогоплательщик имеет право на налоговые вычеты в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом и применяемом в отношении товаров, экспортированных с территории РФ за пределы Таможенного союза.

Обратите внимание! Если предварительное декларирование товара произведено декларантом - резидентом Казахстана до 1 июля 2010 г., а отгрузка товара - после этой даты

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 293 установлено следующее. Во взаимной торговле по товарам, в отношении которых до 1 июля 2010 г. таможенному органу государства-импортера произведено предварительное декларирование и декларантом (в данном случае - резидентом Казахстана) уплачены акцизы, экспортер (российский налогоплательщик) таких товаров, отгруженных после 1 июля 2010 г., для подтверждения обоснованности применения освобождения от уплаты акцизов представляет в налоговый орган в пакете документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе", вместо заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов копию таможенной декларации, оформленной таможенными органами Казахстана при выпуске товаров в свободное обращение.

 

Порядок взимания акцизов при импорте товаров

 

Взимание акцизов по товарам, импортируемым на территорию Российской Федерации с территории государства, входящего в Таможенный союз, осуществляется налоговым органом, на территорию которого импортированы товары, по месту постановки на учет в России налогоплательщиков - собственников товаров.

Если товары приобретаются на основании договора (контракта) между налогоплательщиками РФ и государства - члена Таможенного союза и при этом товары импортируются в Россию с территории третьего государства - члена Таможенного союза, акцизы уплачиваются налогоплательщиком РФ - собственником товаров.

Допустим, товары реализуются налогоплательщиком одного государства, входящего в Таможенный союз, на основании договора комиссии, договора поручения или агентского договора налогоплательщику другого государства - члена Таможенного союза и в то же время импортируются с территории третьего государства, входящего в Таможенный союз. В этом случае уплата акцизов осуществляется налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза, на территорию которого импортированы товары их собственником.

Налоговая база для исчисления акцизов определяется на дату принятия на учет налогоплательщиком импортированных подакцизных товаров. Акцизы, за исключением акцизов по маркируемым подакцизным товарам, уплачиваются не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.

Примечание. Налоговой базой при исчислении акцизов является объем, количество импортированных подакцизных товаров в натуральном выражении, в отношении которых установлены твердые (специфические) ставки акцизов, либо стоимость импортированных подакцизных товаров, в отношении которых установлены адвалорные ставки акцизов.

Налогоплательщик обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров. Одновременно с налоговой декларацией налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:

- заявление на бумажном носителе (в четырех экземплярах) и в электронном виде;

- выписку банка, подтверждающую фактическую уплату акцизов по импортированным товарам;

- транспортные (товаросопроводительные) документы, подтверждающие перемещение товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза. Указанные документы не представляются в случае, если для отдельных видов перемещения товаров оформление таких документов не предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

- счета-фактуры, оформленные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза при отгрузке товаров, в случае если их выставление (выписка) предусмотрено законодательством государства - члена Таможенного союза;

- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию Российской Федерации с территории государства, входящего в Таможенный союз, об изготовлении товаров, на переработку давальческого сырья;

- информационное сообщение, представленное налогоплательщику одного государства - члена Таможенного союза налогоплательщиком другого государства - члена Таможенного союза либо налогоплательщиком государства, не являющегося членом Таможенного союза (подписанное руководителем (индивидуальным предпринимателем) и заверенное печатью организации), реализующим товары, импортированные с территории третьего государства - члена Таможенного союза. Оно должно содержать такие сведения о налогоплательщике третьего государства - члена Таможенного союза и договоре (контракте) о приобретении импортированных товаров, заключенном с налогоплательщиком этого третьего государства, как номер, идентифицирующий данное лицо в качестве налогоплательщика государства - члена Таможенного союза, полное наименование налогоплательщика (организации или индивидуального предпринимателя), его место нахождения (жительства), номер и дату договора (контракта), а также номер и дату спецификации;

- договоры (контракты) комиссии, поручения или агентский договор (контракт) (в случаях их заключения);

- договоры (контракты), на основании которых приобретены товары, импортированные на территорию государства - члена Таможенного союза с территории другого государства, входящего в Таможенный союз, по договорам (контрактам) комиссии, поручения или агентскому договору (контракту).

Примечание. Налоговая база для исчисления акцизов по товарам, произведенным из давальческого сырья, определяется как объем подакцизных товаров, выработанных из давальческого сырья, в натуральном выражении.

В случаях неуплаты, неполной уплаты акцизов по импортированным товарам, уплаты их в более поздний срок по сравнению с установленным, а также при выявлении фактов непредставления налоговых деклараций, представления их с нарушением срока либо в случаях несоответствия сведений, указанных в налоговых декларациях, данным, полученным в рамках обмена информацией между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза, налоговый орган взыскивает акцизы и пени в порядке и размере, установленных законодательством Российской Федерации.

Российские налогоплательщики - производители подакцизных товаров, использующие в качестве сырья импортированные из государств, входящих в Таможенный союз, подакцизные товары, имеют право на вычет суммы акциза, уплаченной при ввозе этих товаров в порядке, предусмотренном гл. 22 НК РФ.