Кто и в каких случаях имеет право применять специальные упрощенные процедуры таможенного оформления

 

Упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля не является индивидуальной таможенной льготой для отдельного хозяйствующего субъекта, а представляет собой особый институт правоотношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации, если участником внешнеэкономической деятельности соблюден значительный объем требований и условий, предусмотренных законом.

Упрощение таможенных процедур в настоящее время предусмотрено Таможенным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс). На основании ст. 68 Кодекса специальные упрощенные процедуры устанавливает ФТС России в соответствии с Порядком установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления для отдельных лиц (далее - Порядок), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 27.01.2005 N 9 (зарегистрирован Минюстом России 03.03.2005 N 6377).

Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления могут устанавливаться для лиц, которые осуществляют ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации, на которых в соответствии со ст. 16 Кодекса возложена обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров и которые удовлетворяют требованиям, определенным п. 1 ст. 68 Кодекса:

а) лица на день обращения в таможенный орган о применении в отношении них специальных упрощенных процедур не должны иметь вступивших в силу и неисполненных постановлений по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела и считаться подвергнутыми административному наказанию за совершение административных правонарушений, предусмотренных ст. ст. 16.2, 16.7, ч. 1 ст. 16.9, ч. 3 ст. 16.12, ст. 16.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

б) лица обязаны вести систему учета своей коммерческой документации в соответствии с Порядком, позволяющим таможенным органам сопоставлять сведения, содержащиеся в ней, со сведениями, представленными таможенным органам при производстве таможенного оформления товаров;

в) лица осуществляют внешнеэкономическую деятельность не менее трех лет.

В соответствии с Порядком при таможенном оформлении могут устанавливаться следующие специальные упрощенные процедуры:

а) временное хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, на складе (складах) заявителя;

б) предварительное декларирование товаров с подачей неполной или неполной периодической таможенной декларации;

в) декларирование товаров, находящихся под таможенным контролем на складе (складах) заявителя, с подачей периодической таможенной декларации;

г) выпуск товаров до подачи таможенной декларации.

Для установления специальных упрощенных процедур таможенного оформления лицо, претендующее на применение специальных упрощенных процедур, в соответствии с п. п. 5, 8 Порядка обращается в ФТС России или в региональное таможенное управление с письменным заявлением и дает обязательство о ведении системы учета своей коммерческой документации в соответствии с требованиями, приведенными в указанном Приказе, и о согласии обеспечивать доступ должностных лиц таможенных органов к указанной системе учета. В п. п. 7, 8 Порядка установлен исчерпывающий перечень сведений, которые должны быть указаны в заявлении, а также перечень документов, которые должны быть к этому заявлению приложены. Отсутствие каких-либо сведений и документов является основанием для отказа в установлении специальных упрощенных процедур.

Таким образом, можно заключить, что специальные упрощенные процедуры - это не льгота, устанавливаемая таможней отдельным лицам, а право, предоставленное законом участникам внешнеэкономической деятельности, отвечающим определенным требованиям, использовать более простые таможенные процедуры, чем те, которые применяются при производстве таможенного оформления в общеустановленном порядке (свои склады вместо складов временного хранения, периодические таможенные декларации, выпуск товаров под обязательство о представлении таможенной декларации после выпуска). При этом участник внешнеэкономической деятельности принимает на себя обязательство вести свою систему учета коммерческой документации так, чтобы таможенные органы могли проследить судьбу каждой партии ввезенных им товаров вплоть до сведений о лице, которому товары были реализованы на внутреннем рынке, а также обеспечить доступ сотрудников таможенных органов к этой системе учета.

В целом упрощение процедур таможенного оформления и таможенного контроля призвано содействовать международному товарообмену, расширению приемлемой для международного сообщества практики таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, а также повышению прозрачности и предсказуемости действий таможенных органов в отношении участников внешнеэкономической деятельности, постоянно соблюдающих требования таможенного законодательства Российской Федерации.

Между тем упрощение процедур действительно дает преимущества для субъекта внешнеэкономической деятельности: применение ускоренных процедур таможенного оформления значительно сокращает сроки выпуска товаров и сроки высвобождения транспортных средств.