Применение таможенного законодательства

 

В целях формирования единообразных подходов к разрешению вопросов, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел, связанных с применением таможенного законодательства, Пленум ВАС РФ подготовил разъяснения по этим вопросам (Постановление от 08.11.2013 N 79).

 

Какие нормы имеют приоритет?

В силу п. 2 ст. 1 ТК ТС таможенное регулирование в Таможенном союзе осуществляется согласно:

- таможенному законодательству Таможенного союза;

- законодательству государств - членов Таможенного союза, но только в части, не урегулированной таможенным законодательством Таможенного союза (до установления соответствующих правоотношений на уровне этого законодательства). Если таможенное регулирование осуществляется согласно законодательству государства - члена Таможенного союза, данное законодательство действует на территории именно этого государства.

Таможенное законодательство Таможенного союза (действует на всей таможенной территории Таможенного союза) состоит:

- из ТК ТС. Предметом регулирования данного Кодекса являются, в частности, отношения, связанные с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза. Пленум ВАС подчеркнул, что ТК ТС является неотъемлемой частью международного договора РФ, поэтому ТК ТС выступает в качестве акта прямого действия на территории РФ, если не содержит требований об издании внутригосударственных актов, необходимых для его применения;

- из международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе;

- из решений комиссии Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе, принимаемых в соответствии с ТК ТС и международными договорами государств - членов Таможенного союза (из решений наднационального регулятора).

Согласно п. 2 ст. 4 Закона о таможенном регулировании в РФ (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации") официально опубликованные международные договоры, составляющие договорно-правовую базу Таможенного союза, и решения органов Таможенного союза действуют в РФ непосредственно, если не содержат требований по изданию внутригосударственных актов для их применения. Указанный Закон обеспечивает выполнение РФ международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также решений органов Таможенного союза в сфере таможенного регулирования и таможенного дела.

Высшие арбитры рассмотрели две проблемы. Первая связана с возникновением коллизии между нормами таможенного законодательства Таможенного союза (состоящего из ТК ТС, международных договоров государств - членов Таможенного союза и решений наднационального регулятора) и нормами законодательства РФ. Вспомним, что общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Причем, если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотрены законом, применению подлежат правила международного договора (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ). Поэтому в описанной ситуации применению подлежат нормы таможенного законодательства Таможенного союза.
Вторая затрагивает коллизию положений международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, и актов, принятых Евразийской экономической комиссией (то есть коллизии возникают между самими нормами таможенного законодательства Таможенного союза). Решение данной проблемы намного сложнее. По мнению Пленума ВАС, в приведенном случае суды должны руководствоваться толкованиями, которые дает Суд Евразийского экономического сообщества. Это связано с тем, что в силу п. 3 ст. 13 Статуса суда Евразийского экономического сообщества, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 N 502, именно указанный суд осуществляет толкование положений международных договоров, действующих в рамках ЕврАзЭС, и решений органов ЕврАзЭС. Причем толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам государств - членов Евразийского экономического сообщества, их высших судебных органов, Межгосударственного Совета, Межпарламентской Ассамблеи и Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. (Обратите внимание: хозяйствующий субъект не может направить запрос.)

 

Возврат излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов

Исходя из п. 1 ст. 147, п. 1 ст. 149 Закона о таможенном регулировании в РФ таможенный орган при соблюдении плательщиком определенных условий должен вернуть ему излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов, а также суммы денежного залога.

Обратите внимание! По правилам ст. 147 Закона о таможенном регулировании в РФ осуществляется и возврат НДС, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Поэтому таможенный орган не вправе отказать в рассмотрении по существу заявления о возврате сумм НДС со ссылкой на то, что возврат излишне уплаченных сумм НДС или возмещение названного налога производятся налоговыми органами на основании положений ст. 78 или гл. 21 НК РФ. Не является аргументом и то, что уплаченный (взысканный) при ввозе НДС в полном объеме был предъявлен к вычету согласно ст. 171 НК РФ. С целью предоставления налоговому органу возможности скорректировать сумму предоставленного ранее налогового вычета таможенный орган уведомляет его об уменьшении суммы НДС, подлежавшей уплате в рамках таможенных процедур.

Основанием для этого является заявление плательщика (его правопреемника), к которому прилагаются соответствующие документы. Так, к заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны быть приложены:

- платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

- документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

- документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

- документы, указанные в п. п. 4 - 7 ст. 122 поименованного Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

- документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате);

- иные документы, которые могут быть представлены лицом для подтверждения обоснованности возврата.

Пленум ВАС подчеркнул, что залог успеха - наличие всех необходимых документов, при их представлении таможенный орган должен принять положительное решение в течение месяца (п. 6 ст. 147, п. 5 ст. 149 Закона о таможенном регулировании в РФ). А вот непредставление в таможенный орган документов является основанием для того, чтобы поданное в суд заявление плательщика о возврате соответствующих сумм было оставлено без рассмотрения.
Если же все в порядке и заявление принято к рассмотрению, судьи должны исходить из того, что требования о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов, а также сумм денежного залога должны рассматриваться по существу. Им не нужно учитывать, оспаривалось ли плательщиком в судебном порядке:

- решение таможенного органа (должностного лица), влияющее на исчисление таможенных платежей (в частности, по классификации товаров, по корректировке таможенной стоимости товаров);

- решение о возвращении без рассмотрения заявления о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или заявления о возврате сумм денежного залога.

То же самое касается ситуации, когда указанные решения к моменту обращения заявителя в суд отменены в порядке ведомственного контроля.
Кстати, вышеуказанный месячный срок не может быть приостановлен, например, для проведения проверки представленных при декларировании документов и сведений, поскольку такими возможностями таможенный орган не наделен. Поэтому в случае нарушения срока возврата соответствующих сумм проценты, подлежащие уплате в связи с названным нарушением, взыскиваются судом по полной программе. Пояснения таможенного органа о том, что пропуск указанного месячного срока связан с проведением дополнительной проверки заявленных при декларировании сведений, в частности сведений о стране происхождения товаров, влияющих на предоставление тарифных преференций и, соответственно, на размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов или на применение мер нетарифного регулирования, во внимание не принимаются.

 

Взыскание таможенных платежей

Если плательщик таможенных пошлин, налогов не исполняет свои обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, данные платежи подлежат взысканию в принудительном порядке. Но прежде чем применять крайние меры, плательщику дается еще один шанс - ему выставляется требование об уплате таможенных платежей (п. 3 ст. 150 Закона о таможенном регулировании в РФ). Пунктом 5 ст. 152 данного Закона установлено, что требование об уплате таможенных платежей должно быть направлено плательщику таможенных пошлин, налогов не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения фактов неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей. Пленум ВАС указал, что упомянутый срок не является пресекательным (его истечение не означает, что право требования уплаты таможенных платежей прекращается).
Таким образом, направление требования об уплате таможенных платежей за пределами десятидневного срока не препятствует принудительному взысканию таможенных платежей, главное, чтобы требование было выставлено в пределах трехлетнего пресекательного срока, исчисляемого в соответствии с пп. 1 п. 5 ст. 150 Закона о таможенном регулировании в РФ со дня:

- истечения срока уплаты таможенных платежей;

- обнаружения факта неуплаты таможенных пошлин, налогов при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами;

- наступления события, влекущего обязанность лиц уплачивать таможенные пошлины, налоги, предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством РФ о таможенном деле.

Отметим еще один момент: выставление плательщику требования об уплате таможенных платежей может явиться результатом ведомственного контроля деятельности таможенных органов. В силу п. 1 ст. 24 Закона о таможенном регулировании в РФ вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе (если только иное не предусмотрено указанным Законом и иными федеральными законами):

- отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства РФ о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела;

- принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.

Если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в сроки, установленные для проведения таможенного контроля.
Например, после выпуска товаров таможенный контроль проводится в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем (ст. 99 ТК ТС, п. 2 ст. 164 Закона о таможенном регулировании в РФ). Именно этим сроком ограничивается период, в течение которого декларанту или иному заинтересованному лицу может быть направлено требование об уплате таможенных платежей - результат проведения ведомственного контроля.

 

Ошибка в коде ТН ВЭД ТС

Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров - административно наказуемое деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ. По п. 2 этой статьи придется отвечать в случае заявления при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по единой ТН ВЭД ТС, о стране происхождения, об их таможенной стоимости либо других сведений, если таковые послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера. Пленум ВАС пояснил, что данная норма подлежит применению и в случае, когда освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижение их размера явилось следствием неполного указания декларантом в таможенной декларации сведений о товаре.
Что касается кода товара по ТН ВЭД ТС, он является информацией о товаре, производной от основных сведений о нем. В случае заявления декларантом в таможенной декларации полных, достоверных сведений о товаре, но не соответствующего ему кода таможенный орган предпринимает одно из следующих действий:

- отказывает в регистрации таможенной декларации на основании п. 4 ст. 190 ТК ТС;

- отказывает в выпуске товара в соответствии с п. 2 ст. 201 ТК ТС;

- предпринимает меры по довзысканию с декларанта таможенных пошлин, налогов в силу ст. 93 ТК ТС.

Следовательно, указание в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС, не связанное с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, влияющих на его классификацию по данной Номенклатуре, само по себе не может служить основанием для привлечения декларанта к административной ответственности по п. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Кстати, если декларант к моменту обжалования постановления о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование товаров в самостоятельном порядке не оспорил законность решения таможенного органа о классификации товара, суд в целях установления события административного правонарушения вправе проверить правомерность осуществленной таможенным органом классификации товара, названного в декларации. (На основании п. 7 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.) Это касается ситуации, когда решение, принятое в рамках осуществления таможенного контроля, влияет на вывод о наличии или отсутствии события правонарушения.
В случае установления судом факта неверного определения таможенным органом классификационного кода товара по ТН ВЭД ТС решение таможенного органа о привлечении к административной ответственности за недостоверное декларирование будет признано незаконным и будет отменено (основание - п. 2 ст. 211 АПК РФ).

 

Отдельные моменты привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил

Начнем с правонарушения, мера ответственности за которое установлена ст. 16.5 КоАП РФ. Речь идет о перемещении товаров и (или) транспортных средств либо лиц, включая должностных лиц государственных органов, за исключением должностных лиц таможенных органов, через границу зоны таможенного контроля или в ее пределах либо осуществление производственной или иной хозяйственной деятельности без разрешения таможенного органа, если таковое обязательно. Пленум ВАС разъяснил, что под перемещением товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля следует понимать физическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами данных границ. Помимо этого, он заострил внимание на ситуации, когда в рамках одной поставки (то есть в одно и то же время одним и тем же лицом) без разрешения таможенного органа через указанные границы перемещено нескольких групп товаров и (или) транспортных средств, на каждую из которых имеются отдельные сопроводительные документы. При таких обстоятельствах действия нарушителя подлежат квалификации как одно правонарушение независимо от того, имеются ли документы на поставку в целом.
Следующие комментарии касаются дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 16.11 и п. 1 ст. 16.13 КоАП РФ. Первой нормой установлено наказание за уничтожение, удаление, изменение либо замену средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа или за повреждение либо утрату приведенных средств идентификации. Ответственность по п. 1 ст. 16.13 КоАП РФ наступает в случае совершения без разрешения таможенного органа, если таковое обязательно, названных далее действий:

- проведения операций по разгрузке, погрузке, выгрузке, перегрузке (перевалке) или иных грузовых операций с товарами, находящимися под таможенным контролем;

- взятия проб и образцов таких товаров;

- вскрытия помещений или других мест, где могут находиться такие товары;

- замены транспортного средства международной перевозки, перевозящего товары, находящиеся под таможенным контролем.

Субъектом перечисленных правонарушений может являться не только лицо, фактически осуществившее действия, перечисленные в диспозициях приведенных норм, но и перевозчик, не исполнивший обязанностей, определенных п. п. 2, 3 ст. 223 ТК ТС, а именно:

- не обеспечивший сохранность средств идентификации;

- допустивший совершение грузовых операций с товарами без разрешения таможенных органов, если будет установлено наличие вины перевозчика в неисполнении этих обязанностей.

Разъяснения Пленума ВАС также затрагивают размер административного штрафа, установленного ст. ст. 16.1, 16.2, 16.18 - 16.21 КоАП РФ. Он ставится в зависимость от стоимости товаров, явившихся предметом административного правонарушения. Поэтому при рассмотрении дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, предусмотренной указанными статьями, таможенный орган в силу п. 3 ст. 189 АПК РФ обязан доказать обоснованность определения стоимости товара, которая применена им для расчета размера административного штрафа. В свою очередь суд проверяет (в том числе по своей инициативе) примененную таможенным органом для исчисления размера административного штрафа стоимость товаров, явившихся предметом административного правонарушения, независимо от того, оспаривались ли декларантом в суде решения таможенного органа, касающиеся определения таможенной стоимости товара.

* * *

При рассмотрении дел, связанных с применением таможенного законодательства, арбитражные суды должны учитывать разъяснения Пленума ВАС, дабы сформировались единообразные подходы к разрешению вопросов по обозначенной тематике. Так, в случае возникновения коллизии между нормами таможенного законодательства Таможенного союза и нормами законодательства РФ суды должны применять положения таможенного законодательства Таможенного союза. А вот при обнаружении коллизий между положениями международных договоров, составляющих договорно-правовую базу Таможенного союза, и нормами актов, принятых Евразийской экономической комиссией, приоритет нужно устанавливать с учетом толкований Суда Евразийского экономического сообщества.
В случае выставления плательщику требования об уплате таможенных пошлин, налогов по результатам осуществленного после выпуска товаров ведомственного контроля деятельности таможенных органов нужно учитывать, что такое требование может быть направлено декларанту в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем.
Указание в таможенной декларации неверного кода по ТН ВЭД ТС не может служить единственным основанием для привлечения декларанта к административной ответственности за недостоверное декларирование товаров при условии, что данная ошибка не связана с заявлением при описании товара неполных, недостоверных сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара.

Февраль 2014 г.