Принудительное взыскание таможенных платежей

 

Правовая природа принудительного взыскания обязательных платежей до настоящего времени остается понятием дискуссионным. Наиболее верна, на наш взгляд, позиция, в соответствии с которой это явление рассматривается как "одна из разновидностей финансово-правового принуждения, которое представляет собой особый вид (метод) государственного принуждения, состоящий в применении органами судебной власти, субъектами общего руководства финансами, финансовым аппаратом государства и муниципальных образований, а также органами финансового контроля установленных нормами финансового права принудительных мер в целях недопущения и пресечения неправомерного поведения участников финансовых правоотношений, а также устранения общественно вредных последствий такого поведения". Однако автор избегает конкретики и не уточняет, к какому виду мер государственного принуждения (предупреждение, пресечение, восстановление, процессуальное обеспечение, ответственность) относится принудительное взыскание таможенных платежей. Между тем финансовое принуждение обладает чертами восстановительной и карательной ответственности.

Не представляется возможным согласиться с некоторыми авторами, считающими, что "принудительное изъятие сумм налогов и сборов является санкцией, имеющей определенное своеобразие, и правомерно в силу самой природы налогового обязательства". Санкция в теории права отождествляется с мерой ответственности, наказанием и является в первую очередь карой для виновного лица. Хотя, конечно, кара не самоцель. Она есть "необходимое средство воспитания, предупреждения правонарушений".

Любое наказание характеризуется для виновного субъекта определенного рода лишениями морального, физического, имущественного, материального характера. В данном же случае речь идет не о лишениях лица, а о понуждении его выполнить те требования, которые он должен был исполнить в добровольном порядке, о восстановлении нарушенного правопорядка. Учитывая данное обстоятельство, представляется целесообразным отнести принудительное взыскание таможенных платежей к мерам финансово-правового восстановления.

Принудительное взыскание таможенных платежей применяется в случае их неуплаты или неполной уплаты, если ответственное за это лицо не удовлетворило законное требование таможенных органов. Принудительное взыскание невозможно, если требование уплаты таможенных платежей не выставлено в течение трех лет со дня истечения срока их уплаты либо со дня наступления события, влекущего обязанность внести таможенные платежи.

К запретам также относятся ситуации, когда размер таможенных пошлин и налогов для товаров, указанных в одной таможенной декларации либо отправленных в адрес одного получателя в одно и то же время одним и тем же лицом, составляет менее 150 руб. Последнее правило базируется на одном из положений Киотской конвенции (глава 4 Генерального приложения), согласно которому национальным законодательством определяется минимальная сумма пошлин и налогов, меньше которой такие платежи не взимаются.

Анализ действующего законодательства позволяет выделить основания принудительного взыскания таможенных пошлин и налогов. Их возможно подразделить на материальные и процессуальные. К материальным основаниям относится неуплата или неполная уплата таможенных платежей в установленные сроки. В процессуальные основания включаются:

- наличие субъекта, ответственного за внесение таможенных платежей, а также денежных средств или имущества, с помощью которых можно произвести взыскание;

- выставление предварительного требования о внесении таможенных платежей не позднее трех лет со дня истечения срока исковой давности.

Наличие материальных и процессуальных оснований дает возможность таможенному органу провести принудительное взыскание таможенных платежей.

Просрочка платежа влечет уплату пени начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты. Следовательно, основание начисления пени - неуплата таможенных пошлин и налогов в установленный срок или просрочка. Исключение составляют случаи нарушения срока подачи таможенной декларации при нахождении товаров на складе временного хранения. Согласно п. 5 ст. 349 ТК РФ пени в данной ситуации не начисляются и уплате не подлежат.

Установление такой нормы обусловлено применением ст. 99 ТК РФ при помещении товаров под процедуру временного хранения, не предусматривающей уплаты таможенных пошлин и налогов, и ст. 129 ТК РФ, устанавливающей срок подачи таможенной декларации и возможность продления срока. Однако такое продление не должно приводить к нарушению срока временного хранения товаров (максимум четыре месяца). Соответственно, если продление срока подачи таможенной декларации распространяется на товары, находящиеся на складе временного хранения, нет правовых оснований для начисления пеней по истечении установленных сроков уплаты таможенных пошлин и налогов из-за отсутствия их декларирования.

Иная ситуация возникает при временном хранении товаров на складе получателя либо в зоне таможенного контроля. Согласно разъяснению ГТК РФ одно из условий применения п. 5 ст. 349 ТК РФ (нахождение товара на складе временного хранения) при этом не соблюдается. В указанном случае пени подлежат начислению и уплате в общеустановленном порядке независимо от нарушения срока подачи таможенной декларации или продления такого срока.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой ставки рефинансирования Банка России, действующей в период просрочки (ч. 2 ст. 349 ТК РФ). Пени уплачиваются помимо сумм недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства.

Пени уплачиваются одновременно со взысканными суммами таможенных платежей или после того, но не позднее одного месяца со дня такой уплаты.

До начала принудительного взыскания, но не позднее 10 дней со дня обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты таможенный орган обязан представить плательщику требование по установленной форме. Оно представляет собой письменное извещение о невнесенной в установленный срок сумме платежей и об обязанности ее уплатить в срок не менее 10 рабочих дней и не более 20 дней со дня получения требования. При этом таможенные органы обязаны информировать лицо, ответственное за уплату таможенных пошлин и налогов, что в случае уплаты дополнительно исчисленных сумм таможенных пошлин и налогов в течение 10 рабочих дней со дня получения требования пени, начисленные на сумму таможенных платежей, уплате не подлежат.

Принудительное взыскание может быть бесспорным и оспариваемым. Взыскание бесспорно для юридических лиц, если оно налагается на безналичные денежные средства на счетах плательщика, а также на его иное имущество. Предполагается, что такие лица в соответствии с ч. 1 ст. 351 ТК РФ не исполнили в установленные сроки требование об уплате таможенных платежей. При этом начальник таможенного органа составляет решение по установленной форме. Если взыскание проводится в судебном порядке (для физических лиц), оно считается оспариваемым и проводится в соответствии с нормами ГАК РФ.

Решение о бесспорном взыскании служит основанием для направления в банк плательщика инкассового поручения на списание с его счетов и перечисление на счет таможенного органа необходимых денежных средств. При отсутствии таких средств взыскание может быть обращено на товары, не выпущенные для свободного обращения; на неизрасходованный остаток невостребованных сумм авансовых платежей; на денежный залог или иное имущество плательщика, в том числе на наличные денежные средства.

Право таможенного органа на бесспорное взыскание денежных средств весьма дискуссионно. Как отмечает Г.В. Петрова, законодатель в данном случае, по-видимому, исходит из презумпции недобросовестности или непрофессионализма налогоплательщиков и одновременно высокого уровня квалификации и беспристрастности государственных служащих. Очевидно, отсутствие ответа на требование о внесении таможенных платежей таможенные органы рассматривают, ориентируясь на принцип гражданского права: молчание - знак согласия. Однако выяснить причины такого отказа было бы нелишним.

Урегулировать вопрос о принудительном взыскании таможенных платежей представляется возможным без нарушения конституционной нормы, гарантирующей право частной собственности (ч. 3 ст. 35). По нашему мнению, взыскание таможенных платежей в административном порядке возможно лишь при письменном согласии плательщика. В противном случае взыскание возможно только в порядке судопроизводства.