О присоединении к Киотской конвенции

 

В целях приведения таможенных механизмов в соответствие с требованиями международной торговли Всемирная таможенная организация провела работу по обновлению Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г., в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г.
По данным Всемирной таможенной организации, насчитывается 63 страны, которые выполнили все условия и являются участницами данной Конвенции. Тем не менее многие государства используют элементы этой Конвенции на своей территории. Первоначально Конвенция носила рекомендательный характер. Но поскольку многие годы стоял вопрос, как сделать так, чтобы таможня была помощником, а не барьером во внешнеэкономической деятельности, было принято стратегическое решение пересмотреть Киотскую конвенцию, чтобы страны, которые к ней присоединяются, обязательно применяли ее положения. Это поистине мировая революция в таможенном деле.
В июне 1999 г. сессия Всемирной таможенной организации единогласно решила, что исправленная Киотская конвенция должна вступить в силу, став обязательной для исполнения во всем мире. Но, чтобы она начала действовать, новый ее вариант должны ратифицировать не менее 40 стран, а по состоянию на 1 сентября 2010 г. в Конвенции участвует 71 страна.
Это очень важно, потому что Киотская конвенция - единственная стопроцентно таможенная конвенция, это процедуры, за которые полностью отвечают таможенники, это имидж таможен. Поэтому в настоящее время в мировом таможенном сообществе проводится большая разъяснительная работа по подписанию Конвенции, в том числе проводилась активная работа в этом направлении и в Российской Федерации. И как результат 3 ноября 2010 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подписал Федеральный закон N 279-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года". Следует отметить, что Российская Федерация присоединилась к Конвенции Киото в объеме Генерального приложения.
После вступления для Российской Федерации Генерального приложения в силу Российская Федерация в течение 36 месяцев должна обеспечить выполнение принятых стандартов Генерального приложения и в течение 60 месяцев должна обеспечить выполнение принятых рекомендаций Генерального приложения.
Следует сказать, что бизнес в этом направлении поддерживает таможню. И если та или иная сторона присоединяется к Конвенции об унификации таможенных процедур, значит, бизнес готов идти в эту сторону, готов инвестировать в ее экономику, потому что он получает для себя условия: доверие, стабильность, определенность, прозрачность.
Чем обычно участник ВЭД недоволен? Тем, что при перемещении товара через границу приходится собирать массу справок у различных ведомств. Все это тормозит торговлю. И участник ВЭД справедливо спрашивает: нельзя ли все вопросы решать в одном ведомстве, в одном "окне"? Что касается этой проблемы, то 19 - 20 ноября 2009 г. в Санкт-Петербурге в Парламентском центре состоялся Международный научно-практический семинар по вопросам упрощения процедур торговли "Вопросы государственно-частного сотрудничества в сфере упрощения процедур торговли и их правового регулирования".
На данной конференции были выработаны совершенно четкие рекомендации, среди других, в частности, предложения по внедрению мер по упрощению процедур торговли в государствах - членах ЕврАзЭС, в том числе по созданию систем "единого окна". Разработана программа развития системы "единого окна". В части оптимизации таможенных процедур в рамках Таможенного союза предложено обеспечить координацию деятельности и требований всех пограничных служб и ведомств по контролю над внешнеторговой деятельностью, с целью максимального внедрения принципов "единого окна" при сборе торговой информации, комплексного управления границей в пунктах пропуска и уполномоченного оператора путем повышения совместимости и стандартизации требований к импортно-экспортной документации и данных использования информационно-коммуникационных технологий.
Решением коллегии ФТС России от 29 августа 2008 г. "О проекте Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к Государственной границе Российской Федерации" отмечена необходимость перевода таможенного оформления и таможенного контроля в приграничные субъекты Российской Федерации, что обусловливается ростом внешнеторгового оборота Российской Федерации, усугубляющейся неравномерностью инфраструктурного развития между центральными и приграничными субъектами страны, заострением проблемы чрезмерной транспортной нагрузки на крупные российские города. Практически решен вопрос о том, что на границе выполняет функции пограничного контроля за товарами только таможня. Потому что она - логический партнер в каждой международной сделке. Например, в США таможня осуществляет на границе функции контроля за применением законодательства от имени 50 федеральных ведомств.
Почему это решение важно? Потому, что торговля развивается темпами, четырехкратно превышающими темпы развития промышленного производства. Значит, тот, кто сумеет правильно организовать контроль за торговлей, извлечь выгоду из этого, сможет вложить полученные дивиденды в развитие экономики страны. Россия в этом смысле находится сейчас в оптимальной ситуации. Российская таможня в этом смысле вполне решит поставленную задачу.
Современное производство и системы доставки грузов, соединенные с потенциалом новых форм электронной коммерции (электронное декларирование, цифровая электронная подпись, электронное информирование и т.д.), делают быстрые и прогнозируемые таможенные формальности и процедуры одной из предпосылок для национального процветания.
В процессе пересмотра Конвенции Киото были соединены важные современные концепции и подходы в отношении таможенного регулирования. Они включают применение новых технологий, внедрение современных форм таможенного контроля, готовность и желание к партнерству коммерческого сектора с таможенными органами на взаимно выгодных условиях.
Главным среди новых принципов Конвенции Киото является обязательство таможенных администраций обеспечить прозрачность и стабильность осуществляемых таможенных формальностей и процедур во всех аспектах международной торговли.
Кроме того, таможенным органам надлежит вводить в использование технологии риск-менеджмента, чтобы, взаимодействуя с другими органами власти, торговым сообществом, внедрить в практику международные стандарты Конвенции Киото.
Измененная Конвенция Киото также содержит новые и обязательные правила для применения, которые все договаривающиеся стороны должны принять без оговорок.
Следует отметить, что существуют ключевые элементы измененной Конвенции, которые должны применять таможенные администрации. Это прежде всего максимальное использование автоматизированных систем; использование предварительной информации о прибытии товара для внедрения программ выборочного контроля; использование электронной передачи данных; применение технологии риск-менеджмента и т.д.
Для таможенной администрации всегда существует элемент риска при оказании содействия передвижению товаров и лиц. Расширение методов контроля для обеспечения соблюдения таможенных законов и положений, исполнение которых возложено на таможенные органы, должно осуществляться пропорционально уровню риска, который должен быть определен.
На сегодняшний день таможенная администрация должна оказать широкое содействие развитию торговли одновременно с поддержанием таможенного контроля за международным передвижением товаров, транспортных средств и лиц. Это определяет контекст для процесса управления риском внутри таможенного органа. Уровень риска определяется в контексте приоритетов таможенной администрации, например является ли первоочередным взимание пошлин и налогов, проверка запрещений и ограничений или любая другая область, которая была определена.
Измененная Конвенция обеспечивает внедрение руководящих принципов, которые гарантируют, что принципы упрощения и гармонизации, содержащиеся в Конвенции, применяются таможенными администрациями эффективно. Руководящие принципы Конвенции направлены на упрощение, которое реализуется через использование эффективных технологий и автоматизацию, а также включает лучшие примеры практики и развивается для каждой процедуры Генерального и Специального приложения к Конвенции.
Следует в несколько кратком изложении сказать о структуре Генерального приложения к Конвенции, в котором, как правило, даны определения понятий. Всего в данном приложении 10 глав, 119 стандартных правил, которые в полном объеме дают пояснения по конкретным проблемам таможенных процедур и охватывают практически весь спектр вопросов таможенного регулирования, которое существует на данном этапе научно-технического развития и состояния международной торговли.
15 - 19 ноября 2010 г. в Российской таможенной академии в рамках учебного центра Всемирной таможенной организации прошел Международный семинар ВТО "Пересмотренная Киотская конвенция", в работе семинара принимали участие представители таможенных органов 11 стран. Практика применения положений Киотской конвенции показала, что в целом ряде стран существуют принципиальные различия между положениями Киотской конвенции и таможенным законодательством конкретной страны. Существует несоответствие и в понятийном аппарате.
Необходимо также отметить, что во многих случаях в отношении тех или иных таможенных процедур или операций есть возможность определить конкретные условия их проведения. На данном семинаре экспертом ВТО было отмечено, что государству - участнику Конвенции предоставляется возможность самостоятельно определять национальным законодательством соответствующие правила, в зависимости от состояния экономических отношений в стране, ее уровня развития и т.д. В то же время практически во всех случаях, где мировая практика показала возможность "бюрократизации" этих процедур, дается соответствующая детализация стандартов для того, чтобы установить единые подходы, обеспечивающие прозрачность правовых норм законодательства в сфере таможенного регулирования.
Далее уместно сказать и о том, что по условиям Конвенции не просто допускается, но и приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции. То есть, если в какой-либо части таможенное регулирование страны предоставляет более благоприятные условия, чем это предусмотрено в Конвенции, менять их и приводить в строгое соответствие с Конвенцией необходимости нет.
Анализируя положения Конвенции, следует отметить, что в соответствии со ст. 15 (ч. 4) Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, как и понятийный аппарат, закрепленный в международных правовых актах по таможенным вопросам. Как указывалось выше, Российская Федерация присоединилась к Конвенции Киото, соответственно данное решение повлечет определенные изменения в российском законодательстве в сфере таможенного регулирования, в частности, это повлечет изменение в 16 федеральных законах и 72 подзаконных актах.
В условиях глобализации мировой экономики, сопровождающейся объединением мировых рынков торговли и установлением общих правил торговли, таможенное регулирование оказывает существенное влияние на процессы международной торговли. С учетом предстоящего присоединения Российской Федерации к Генеральному соглашению по тарифам и торговле, а также иным соглашениям, принятым в рамках Всемирной торговой организации, которые содержат основополагающие принципы осуществления таможенных формальностей в странах - членах Всемирной торговой организации, актуальной становится унификация российского законодательства с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования.
Различия между применяемыми таможенными правилами и процедурами в различных странах способны затруднить или нанести ущерб международной торговле и другим видам международного обмена.
И наоборот, высокая степень гармонизации и упрощения таможенных процедур и практики их применения рассматривается одним из условий, благоприятных для международной торговли и других видов международного обмена и их развития.
Очевидно, что присоединение к Киотской конвенции потребует в дальнейшей работе взвешенных и продуманных подходов, в том числе и исходя из прогнозов бюджетного планирования социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие годы.