Продление срока временного ввоза таможенным постом

Организация в устной форме обратилась в таможенный орган за продлением срока таможенного режима временного ввоза в связи с тем, что в установленный срок таможенный режим по объективным причинам не может быть завершен. Кроме того, после истечения срока вывоза запрос о продлении был направлен в письменной форме в адрес таможенного поста. Могут ли указанные обстоятельства являться основаниями для освобождения организации от ответственности за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в случае если он не был продлен таможенным органом?

 

Согласно ст. 209 Таможенного кодекса РФ временный ввоз - это таможенный режим, при котором иностранные товары используются в течение определенного срока (срока временного ввоза) на таможенной территории РФ с полным или частичным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к этим товарам запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 213 ТК РФ срок временного ввоза товаров устанавливается таможенным органом в пределах сроков, указанных в п. 1 ст. 213 ТК РФ, исходя из заявления лица, обратившегося за разрешением на временный ввоз, с учетом цели и обстоятельств такого ввоза.

Из п. 3 ст. 213 ТК РФ следует, что по мотивированному запросу лица, получившего разрешение на временный ввоз, установленный срок временного ввоза товаров продлевается по решению таможенного органа (при отсутствии нарушений требований и условий, предусмотренных гл. 19 ТК РФ).

Согласно Приказу ГТК России от 04.12.2003 N 1388 "О совершении отдельных таможенных операций при использовании таможенного режима временного ввоза" продление срока временного ввоза производится таможенным постом, осуществляющим таможенный контроль за временно ввезенными товарами, по мотивированному запросу лица, получившего разрешение на временный ввоз, составленному в произвольной письменной форме. Решение о продлении срока временного ввоза направляется письмом таможенного поста в адрес заявителя. В случае принятия решения о непродлении срока временного ввоза лицу, получившему разрешение на временный ввоз, направляется письменный ответ с изложением причин принятого решения.

Пунктом 1 ст. 214 ТК РФ установлено, что не позднее дня истечения срока временного ввоза товаров, установленного таможенным органом (ст. 213 ТК РФ), товары должны быть вывезены с таможенной территории РФ либо заявлены к иному таможенному режиму в соответствии с ТК РФ.

Частью 3 ст. 16.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях за незавершение в установленные сроки таможенного режима, в отношении которого установлено требование о его завершении, установлена ответственность в виде административного штрафа для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; для должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; для юридических лиц - от одной второй до однократного размера стоимости товаров и (или) транспортных средств, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

При этом, несмотря на то что из изложенных норм не следует, что запрос о продлении срока таможенного режима временного ввоза должен быть сделан в письменной форме, подобная форма подразумевается существом такого запроса (в том числе мотивированным изложением причин для продления).

Кроме того, ФТС России в п. 2 Обзора правоприменительной практики, направленной Письмом от 31.10.2007 N 01-06/40711, отметил, что незавершение в установленный срок таможенного режима временного ввоза свидетельствует о совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ, при этом обращение лица в таможенный орган в устной форме за продлением срока таможенного режима временного ввоза при наличии оснований для такого продления не является обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины.

ФАС Московского округа в Постановлении от 21.02.2008 N КА-А41/481-08 отметил: так как организация обратилась в таможню за продлением срока ввоза товаров лишь после истечения срока вывоза товаров, она не предприняла всех зависящих от нее мер к соблюдению таможенного законодательства и, как следствие, правомерно привлечена к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 16.19 КоАП РФ.

Между тем, в случае если бы запрос о продлении срока таможенного режима временного ввоза был в письменной форме подан организацией до окончания срока временного ввоза товаров и содержал мотивированное ходатайство о продлении срока временного ввоза товара, суд мог бы признать, что подобные действия свидетельствуют о стремлении организации добросовестно исполнять требования таможенного законодательства и реализовывать предоставленные ей законом права, а также о принятии организацией всех зависящих от нее мер для соблюдения срока временного ввоза и, как следствие, о неправомерности привлечения к ответственности (см. Постановление ФАС Северо-Западного округа от 20.04.2009 по делу N А56-22477/2008).

Таким образом, из изложенного следует, что в данном случае указанные в вопросе обстоятельства не свидетельствуют о наличии оснований для освобождения организации от ответственности за незавершение в установленные сроки таможенного режима временного ввоза.