Регламент налогового администрирования в Таможенном союзе

 

21 мая 2010 г. в Санкт-Петербурге было принято Решение Межгоссовета (высшего органа Таможенного союза) о вступлении в силу с 1 июля 2010 г.:
- Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством РФ от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" (далее - Соглашение);
- Протокола о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11.12.2009 (далее - Протокол);
- Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009;
- Протокола о внесении изменений в Соглашение от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе" от 11.12.2009;
- денонсации действующих международных договоров и нормативных правовых актов, регулирующих вопросы косвенного налогообложения во взаимной торговле (в соответствии со ст. 59 Венской конвенции о праве международных договоров от 23.05.1969).
Основной задачей налоговых органов в ближайшее время становится введение налогового контроля за перемещением товаров, работ и услуг во взаимной торговле стран - участниц Таможенного союза.
Если ранее основным документом, регламентирующим перемещение товаров через таможенную границу государства, являлась грузовая таможенная декларация (ГТД), то теперь с созданием Таможенного союза на смену ГТД приходит налоговая декларация - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (далее - заявление).
Нормативно-правовая основа регулирования косвенного налогообложения в Таможенном союзе была рассмотрена в N 5 нашего журнала.
В настоящей статье рассмотрим положения Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов.
Оно определяет порядок обмена информацией в электронном виде по каналам связи с применением средств защиты информации, обеспечивающих безопасность информационного обмена. Форма заявления и Правила (порядок) заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов являются Приложениями названного выше Протокола.
Принятие Протокола было обусловлено заинтересованностью сторон в усилении контроля над импортом и экспортом товаров, выполнением работ, оказанием услуг, своевременным и полным поступлением косвенных налогов в бюджеты государств - членов Таможенного союза.

 

Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

 

Одним из основных документов, оформляемых при перемещении товаров через таможенную границу государства, была грузовая таможенная декларация. Теперь с созданием Таможенного союза и формированием единой таможенной территории ГТД заменяет налоговая декларация - заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов.
Заявление содержит 20 реквизитов, аналогичных реквизитам ГТД: наименование поставщика, товаров и их количество, сумму косвенных налогов, подлежащих уплате, т.е. является документом, подтверждающим как уплату косвенных налогов при ввозе товаров, так и совершение оборотов по экспорту.
Основная функция заявления, представляемого участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД), - свидетельствовать о законности сделки, т.е. соответствии всех действий в процессе экспортной и импортной операции законодательству государств - членов Таможенного союза.
Следующая функция заявления - подтверждение законности ввоза и вывоза товара перед органами налогового контроля. Заявление служит также учетно-статистическим документом взаимной торговли.
Заявление состоит из трех разделов и приложения: первый и третий разделы заполняет сам налогоплательщик, а второй обязателен для заполнения налоговым органом.
В первом разделе указываются продавец и покупатель товара, наименование товара, а также его количество и стоимость. Кроме того, указываются налоговые ставки, налоговая база, сумма налогов и т.д. Раздел имеет 20 основных количественных и качественных показателей (граф), обязательных для заполнения.
Во втором разделе должна стоять отметка о регистрации заявления при представлении в налоговый орган и отметка налогового органа об уплате косвенных налогов.
Третий раздел содержит данные о продавце, комитенте, доверителе или принципале, а также о покупателе, комиссионере, поверенном или агенте. Как и в первом разделе, в строках "Покупатель" или "Продавец" для налогоплательщиков Республики Беларусь указывается УНП (учетный номер плательщика), для налогоплательщиков Республики Казахстан - РНН (регистрационный номер налогоплательщика), либо БИН (бизнес-идентификационный номер), либо ИИН (индивидуальный идентификационный номер), для налогоплательщиков Российской Федерации - ИНН/КПП (идентификационный номер налогоплательщика/код причины постановки на учет) (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов).
Если продавец или покупатель не являются резидентами Республик Беларусь, Казахстан или Российской Федерации, а товар перемещается между названными государствами, в графах "Продавец" и "Покупатель" указываются реквизиты лиц, отгружающих (получающих) товары в Республиках Беларусь, Казахстан или Российской Федерации.
Заявление должно представляться налогоплательщиком на бумажном носителе в четырех экземплярах и в электронном виде в налоговый орган по месту постановки на учет.
Заявление обязательно должно быть подписано руководителем организации или ее представителем и главным бухгалтером или индивидуальным предпринимателем. Полномочия представителя должны быть подтверждены в порядке, установленном законодательством государства - члена Таможенного союза.
Один экземпляр заявления остается в налоговом органе, три экземпляра возвращаются налогоплательщику с отметкой налогового органа, подтверждающей уплату косвенных налогов в полном объеме (освобождение от обложения НДС и (или) акцизов или иной порядок уплаты в отношении товаров, которые в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза ввезены на территорию этого государства без уплаты косвенных налогов).
Два экземпляра заявления с отметкой налогового органа подлежат направлению налогоплательщику государства - члена Таможенного союза, с территории которого вывезены товары, реализованные со ставкой НДС в размере 0% (освобождением по акцизам) (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов).
Плательщик несет ответственность за достоверность заполнения реквизитов заявления.
Налоговые декларации представляются в налоговые органы по форме, установленной законодательством государства, на территорию которого импортированы товары, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров.
Соответствующие налоговые декларации представляются в налоговые органы в течение 180 календарных дней с момента передачи товаров.

 

Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

 

В строках "Продавец/Покупатель" помимо учетных или регистрационных номеров указываются наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, а также код страны, адрес местонахождения или места жительства юридического лица или индивидуального предпринимателя.
При заполнении заявления используются сведения из соответствующих договоров (контрактов) и информационных сообщений.
На каждом листе налогоплательщик обязательно указывает номер и дату заполнения заявления.
Для определения сумм косвенных налогов при импорте товаров необходимо заполнить определенную таблицу заявления, в которой указываются:
- в графе 2 - наименование товара;
- в графе 3 - код товара (10 знаков) по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) Таможенного союза, по которому применяется пониженная ставка налога на добавленную стоимость;
- в графе 4 - единица измерения количества товара;
- в графе 5 - количество товара в единицах измерения, предусмотренных в гр. 4;
- в графах 6 и 7 - стоимость товара (работы) и код валюты на основании сведений из счета-фактуры или транспортных (товаросопроводительных) документов;
- в графе 8 - установленный центральным банком государства - члена Таможенного союза курс национальной валюты к валюте, указанной в счете-фактуре или транспортном (товаросопроводительном) документе, на дату принятия на учет товаров;
- в графе 9 - серия и номер транспортных (товаросопроводительных) документов;
- в графе 10 - дата транспортных (товаросопроводительных) документов;
- в графе 11 - номер счета-фактуры;
- в графе 12 - дата счета-фактуры;
- в графе 13 - дата принятия налогоплательщиком товара на учет;
- в графе 14 - налоговая база по подакцизным товарам в национальной валюте лица, заполнившего заявление;
- в графе 15 - налоговая база по НДС в национальной валюте лица, заполнившего заявление;
- в графах 16 - 18 - налоговые ставки по акцизам и НДС, установленные законодательством государства - члена Таможенного союза. Если законодательством предусмотрена льгота по косвенным налогам при ввозе товаров, в графах проставляется слово "льгота";
- в графе 19 - сумма акцизов;
- в графе 20 - сумма НДС.
Если в поставке товара участвуют более трех лиц, налогоплательщик в приложении должен указать сведения о сделках по реализации товаров (перемещении товаров) от продавца (налогоплательщика государства - члена Таможенного союза, с территории которого были вывезены товары, представляющего в налоговый орган документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС 0% и освобождение от уплаты акцизов) до покупателя (налогоплательщика, представляющего заявление) и указать всех лиц - участников соответствующих сделок, а также сведения из договоров (контрактов): наименование (УНП, ИНН/КПП, РНН, либо БИН, либо ИИН), код страны, место нахождения (место жительства), номер и дата договора (контракта), номера и даты спецификаций.
Если налогоплательщиком государства - члена Таможенного союза ввезены на территорию данного государства товары, являющиеся продуктами переработки давальческого сырья, приобретенного на территории другой стороны и переработанного на территории третьей стороны, заявление заполняется в двух экземплярах (Протокол об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов).
В течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных Протоколом, должностное лицо налогового органа, принявшего заявление, должно его рассмотреть и подтвердить факт уплаты косвенных налогов (освобождения либо иного способа уплаты).

 

Регламент информационного обмена

 

Исходя из вышеизложенного, для обмена информацией о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств, о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) используются реестры заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в виде файлов, соответствующих требованиям к составу и структуре информации в электронном виде.
Обмен информацией между налоговыми органами осуществляется ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была произведена отметка налогового органа на заявлении о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Прием информации каждым из государств подтверждается уведомлением со стороны получателя в течение трех дней. Налоговые органы обязаны предоставить и обеспечить полноту и достоверность информации о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза.
Если выявлены ошибки в протоколе контроля, налоговый орган - отправитель должен принять меры по их устранению и направить правильную и дополненную информацию налоговому органу - получателю в течение 10 рабочих дней со дня получения этого протокола.
Если налогоплательщик представляет необходимую информацию на бумажном носителе, налоговый орган обязует его представить эту же информацию и в электронном виде либо направляет стороне-отправителю запрос о представлении заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в электронном виде.
Ответ на запрос в форме заявления либо уведомление об его отсутствии направляется стороне-получателю не позднее 10 рабочих дней с момента получения запроса (Протокол от 11.12.2009). При этом взаимный обмен информацией по запросам осуществляется сторонами по каналам связи до 25-го числа ежемесячно.
О нарушениях порядка обмена информацией, а также целостности и защиты данных в процессе обмена информацией налоговые органы обязуются информировать друг друга в течение двух рабочих дней с момента обнаружения упомянутых нарушений.
Весь информационный обмен осуществляется на русском языке.
Налоговые органы самостоятельно разрабатывают программное обеспечение для формирования, приема и передачи информации о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза, и о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения).
Применение необходимых средств для защиты информации при осуществлении обмена согласовывается налоговыми органами в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.
Споры и разногласия между сторонами, возникшие при толковании или применении Протокола об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов, решаются путем консультаций и переговоров, а в случае недостижения согласия передаются на рассмотрение в Суд Евразийского экономического сообщества.
Таким образом, Протоколом и его приложениями предусматриваются процедуры ежемесячного обмена информацией между налоговыми органами государств - членов Таможенного союза о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты этих государств, о налоговых льготах (об освобождении от налогообложения) в форме реестров заявлений о ввозе товаров и уплате косвенных налогов, а также взаимных запросов о предоставлении дополнительной информации. Реализация этих процедур требует создания электронной системы передачи данных и дополнительного технического оснащения налоговых служб.

 

Особенности налогового администрирования

 

При пересечении границы Республики Казахстан с 1 июля 2010 г. по 1 июля 2011 г. таможенными органами через центр оперативного управления (в режиме on-line) будут передаваться в налоговые органы документы контроля за доставкой с указанием сведений об импортере, экспортере, транспортном средстве, товаре, а также отсканированные документы (товаросопроводительные документы, счета-фактуры и т.д.).
В случае непредставления налогоплательщиком заявления об уплате косвенных налогов при импорте налоговые органы будут осуществлять камеральный контроль, включающий обследования, налоговые проверки, в т.ч. при необходимости проводить мероприятия совместно с правоохранительными органами.
Вариантом противодействия в отношении недобросовестных налогоплательщиков при пересечении ими таможенной границы будет являться сверка с базой данных бездействующих налогоплательщиков. В случае установления импортеров, состоящих в списке бездействующих, информация будет оперативно передаваться в налоговые и правоохранительные органы для проведения соответствующих мероприятий.
Добросовестность импортера также будет обеспечиваться информированием со стороны его контрагента-экспортера, поскольку подтверждением вывоза для российского экспортера будет являться заявление казахстанского импортера об уплате НДС. Это будет обеспечено посредством информационного взаимодействия между налоговыми органами сторон.
После внедрения с 1 июля 2011 г. информационного обмена с уполномоченными органами, владеющими сведениями о перевозке товаров (грузов) через границу Республики Казахстан, если экспортеры Республики Беларусь или Российской Федерации не получат заявление, информация об этом будет направляться ими в налоговые органы Республики Беларусь и Российской Федерации, которые должны будут информировать налоговые органы Казахстана о ввозе импортером товаров и неуплате косвенных налогов посредством информационной системы.
В целях обеспечения эффективного взаимодействия в Москве и Минске будут создаваться налоговые представительства Республики Казахстан. На сегодня странами-участницами выполнены внутригосударственные процедуры вступления в силу межправительственных актов, принятых Решением Межгоссовета (высшего органа Таможенного союза) от 11.12.2009 N 26.
До 1 июля 2010 г. национальные законодательства сторон будут приведены в соответствие с положениями международных договоров, указанных во введении к настоящей статье, а также прекратится действие следующих международных договоров:
- Соглашения между Правительством Республики Казахстан и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ) от 02.02.1999;
- Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15.09.2004 и протоколов к нему;
- Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Казахстан о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 09.10.2000.
Кроме того, в соответствии с планом мероприятий по реализации Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 25.01.2008 реализованы меры по организации информационного обмена, утверждены Правила заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов и формы заявления, предусмотренные Протоколом об обмене информацией между налоговыми органами о суммах косвенных налогов, уплаченных в бюджеты государств - членов Таможенного союза.