Регулярная авиаперевозка пассажиров и грузов

 

Бронирование мест, тоннажа (объема) воздушного судна

 

На регулярных линиях, согласно Условиям авиаперевозок ИАТА, российским Общим правилам авиаперевозок, обязательным является закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости на определенный рейс и дату (бронирование) с отражением его в системе автоматизированного бронирования авиаперевозчика. Согласно Условиям авиаперевозок ИАТА авиаперевозчик не гарантирует пассажиру предоставления какого-либо определенного места и в целях безопасности полета оставляет за собой право его замены даже после посадки в самолет.
Информация о произведенном бронировании предоставляется авиаперевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру и грузоотправителю в письменном виде. Пассажир при бронировании сообщает свои персональные данные, контактный номер телефона, информацию об особых условиях авиаперевозки (авиаперевозка пассажира с ребенком до двух лет и ребенка, не сопровождаемого совершеннолетним, тяжелобольного пассажира, животных и т.п.). Грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить авиаперевозчику данные о себе и грузополучателе, наименование груза, предполагаемую дату отправки, вес брутто, объем груза, габариты каждого грузового места, количество грузовых мест, информацию об условиях обращения с грузом, его свойствах, требующих специальных условий или мер предосторожности при его авиаперевозке, согласовать авиаперевозку груза с объявленной ценностью. авиаперевозчик проверяет груз на предмет отнесения его к категории опасных, определяет возможность и условия авиаперевозки опасного груза.
Персональные данные о пассажире, информация о грузовладельце используются авиаперевозчиком исключительно в целях бронирования, оформления договора авиаперевозки, для предоставления иммиграционным и иным государственным службам и авиаперевозчикам, связанным с осуществлением авиаперевозки. При бронировании пассажиру и грузоотправителю предоставляется полная информация о расписании движения судов, тарифах и условиях их применения, правилах авиаперевозчика, об условиях договора авиаперевозки, обслуживания на борту, типе воздушного судна, авиаперевозчике, который будет фактически осуществлять авиаперевозку, производится подбор оптимального маршрута и провозной платы. Номер пассажирского места указывается уже при регистрации пассажира на рейс при вылете. авиаперевозчики с высоким уровнем обслуживания практикуют бронирование конкретного места на воздушном судне, однако без гарантий соблюдения этого обязательства.
Заявка на бронирование считается принятой авиаперевозчиком с момента извещения отправителя о произведенном бронировании. В принципе с этого момента авиаперевозчик не вправе отказаться от заключения договора авиаперевозки. Однако Общие правила авиаперевозок, Условия авиаперевозок ИАТА обходят вопрос об ответственности авиаперевозчика за произведенное бронирование. В практике оно считается условным до заключения договора авиаперевозки. Бронирование аннулируется, только если пассажиром не произведена оплата авиаперевозки в установленный авиаперевозчиком срок и ему соответственно не оформлен билет. Бронирование аннулируется, только если грузоотправитель не предъявил груз к авиаперевозке в установленный срок или предъявил его с неправильно оформленными документами, необходимыми для прохождения пограничного, таможенного, иммиграционного, санитарно-карантинного, ветеринарного и других видов контроля.
При бронировании авиаперевозки с пересадкой (перегрузкой) пассажира, багажа, груза в аэропорту, указанном в авиаперевозочном документе, в течение 24 часов с одного рейса на другой рейс для дальнейшего следования по маршруту авиаперевозки (аэропорт трансфера) авиаперевозчик обязан обеспечить бронирование и получить подтверждение о бронировании на всех участках авиаперевозки пассажира, багажа, груза, в том числе на участках, авиаперевозка по которым выполняется другими авиаперевозчиками.

 

Договоры о систематических авиаперевозках

 

Крупные грузовладельцы при необходимости осуществления систематических авиаперевозок грузов могут также заключать с авиационными предприятиями долгосрочные договоры об организации авиаперевозок, которые предусматривают обязательства сторон по приемке пассажиров и грузов к авиаперевозке регулярными рейсами в установленные сроки и в обусловленном объеме. Заключаются также так называемые блок-чартеры, по которым определенное количество мест на регулярном рейсе за определенную плату изымается из общей продажи в пользу одного клиента, который получает исключительное право использовать эти места, бронируя их для авиаперевозки, например, групп туристов.
Действующий ВК РФ, в отличие от ВК СССР 1983 г. и вопреки ст. 794 ГК РФ, не регулирует этих отношений. Заключение такого договора в отношении организации грузовых авиаперевозок предусмотрено ст. 798 ГК РФ, согласно которой в нем определяются условия принятия грузов к авиаперевозке, порядок расчетов и иные условия организации авиаперевозки. Договором авиаперевозки по своей природе он не является, но без его заключения осуществление грузового сообщения во многих случаях при значительных объемах авиаперевозок или в силу их систематического характера практически невозможно. Ответственность грузоотправителя и авиаперевозчика по договору об организации авиаперевозок грузов в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств регулируется ст. 794 ГК РФ. Она основана на началах предпринимательского риска. авиаперевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности вследствие непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий, прекращения или ограничения авиаперевозки грузов в определенных направлениях. Других случаев освобождения от ответственности ни ГК, ни ВК РФ не предусматривают, а соглашение сторон об изменении правила ст. 794 ГК РФ не допускается в силу его п. 2 ст. 793.
При организации пассажирских авиаперевозок, поскольку в отношении их ГК РФ специальных норм не содержит, должны применяться общие положения гл. 25 ГК об ответственности за нарушение обязательств.
Размеры соответствующих неустоек согласуются в договорах об организации авиаперевозок, однако их взыскание в силу отсутствия каких-либо специальных указаний в ВК РФ не лишает стороны права требовать возмещения непокрытых ими убытков в полном объеме независимо от вины причинителя, если иное не предусмотрено договором.