Режим труда и отдыха при осуществлении международных автомобильных перевозок

 

Комментарий к статье 8 ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения"

 

Режим труда и отдыха

 

Анализируемая норма направлена на повышение безопасности дорожного движения, регламентацию условий труда на предприятиях международного автомобильного транспорта в соответствии с принципами Международной организации труда и реализацию некоторых мер для обеспечения соблюдения такой регламентации. В свою очередь, это призвано способствовать развитию и улучшению международных автомобильных перевозок пассажиров и грузов. В статье имеется ссылка на Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), заключенное 1 июля 1970 г. в Женеве. (Название Соглашения в комментируемой статье, однако, несколько изменено по сравнению с его официальным наименованием.) Собственно, этот документ несколько более подробно регламентирует следующие отношения, урегулированные анализируемой статьей:
1) режим труда и отдыха водителей и других членов экипажей, осуществляющих международные автомобильные перевозки, в частности такие вопросы, как:
- члены экипажа;
- продолжительность управления;
- перерывы;
- продолжительность отдыха;
2) установка и использование тахографов.
В соответствии с пунктом 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных соответствующим Приказом Министерства транспорта РФ от 7 июля 1998 г. N 86, под тахографом понимается контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя. В целях повышения безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и усиления контроля за выполнением требований Правил дорожного движения Российской Федерации более десяти лет назад Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 3 августа 1996 года N 922 "О повышении безопасности междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом", в соответствии с которым было предписано осуществить с 1 января 1998 года оснащение вновь изготавливаемых автобусов с числом мест более 20 и грузовых автотранспортных средств с полной массой свыше 15 тонн, предназначенных для междугородных и международных перевозок, тахографами - контрольными устройствами для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. Как видим, используемое в Постановлении понятие аналогично тому, что приведено в Правилах использования тахографов на автомобильном транспорте в РФ.

 

Режим труда и отдыха водителей

 

Как указано в абзаце 1 комментируемой статьи, водители транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации обязаны соблюдать режим труда и отдыха, установленный международным договором Российской Федерации о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, различает понятия "водитель" и "член экипажа". В соответствии с пунктом "j" статьи 1 "Определения" названного документа под водителем понимается любое лицо, независимо от того, работает ли оно по найму или нет, управляющее транспортным средством хотя бы в течение короткого периода времени или находящееся на транспортном средстве для того, чтобы управлять им в случае необходимости. Последнее определение водителя в приведенной норме несколько не согласуется с российским законодательством. Так, к примеру, статья 1 Федерального закона от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" приводит следующее определение: "водитель - лицо, управляющее транспортным средством. При обучении управлению транспортным средством водителем считается обучающее лицо". Соответственно, по российскому законодательству не всегда человек, сидящий за рулем и управляющий транспортным средством, может быть признан водителем.
Пункт "k" статьи 1 "Определения" Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, устанавливает, что под членом экипажа понимается водитель или любое из следующих лиц, независимо от того, работают ли они по найму или нет:
- сопровождающий, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя для оказания ему помощи при выполнении некоторых маневров и обычно принимающее активное участие в транспортных операциях, хотя и не являющееся водителем в значении, указанном в подпункте "j" статьи 1;
- кондуктор, т.е. любое лицо, сопровождающее водителя транспортного средства, производящего перевозки пассажиров, в частности, с целью выдачи или проверки билетов или других документов, дающих пассажирам право на проезд в этом транспортном средстве.
Полагаем, абзац 1 комментируемой статьи подлежит расширительному толкованию, поскольку под режим труда и отдыха, установленный Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, подпадают не только водители, но и другие члены экипажа: сопровождающий (к примеру, экспедитор) и кондуктор (контролер).
Комментируемая статья распространяется на всех водителей транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации, независимо от их гражданства, места регистрации юридического лица - владельца транспортного средства, на котором осуществляется перевозка в международном автомобильном сообщении, иных факторов. Важен сам факт такой перевозки по территории России.
Существуют некоторые общие требования к водителям. Они установлены в статье 5 Европейского соглашения. К ним относятся следующие требования:
1) для водителей, занятых в перевозках грузов, установлен следующий минимальный возраст:
1.1. Для водителей транспортных средств, включая, в случае необходимости, прицепы или полуприцепы, разрешенный максимальный вес которых не превышает 7,5 т, - не моложе 18 лет;
1.2. Для водителей других транспортных средств:
1.2.1. Не моложе 21 года или
1.2.2. Не моложе 18 лет при условии, что эти лица имеют удостоверение о профессиональной пригодности, признаваемое одной из Договаривающихся Сторон и подтверждающее окончание ими курсов подготовки водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки грузов. Договаривающиеся Стороны информируют друг друга о минимальном национальном уровне подготовки и других соответствующих условиях, касающихся водителей, занятых международной перевозкой грузов, в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки;
2) для водителей, занятых перевозкой пассажиров, установлен возраст не моложе 21 года;
2.1. Водитель, занятый перевозкой пассажиров по маршрутам в радиусе свыше 50 км от обычного места приписки транспортного средства, должен, кроме того, отвечать одному из следующих условий:
2.1.1. У него должен быть стаж работы не менее одного года в качестве водителя транспортных средств, разрешенный максимальный вес которых превышает 3,5 тонны;
2.1.2. У него должен быть стаж работы не менее одного года в качестве водителя транспортных средств, которые предназначены для пассажирских перевозок по маршрутам в радиусе 50 км от обычного места приписки этих транспортных средств или других типов пассажирских перевозок, не подпадающих под действие Соглашения, при условии, что компетентный орган сочтет, что в течение этого времени он приобрел необходимый опыт;
2.1.3. У него должно быть удостоверение о профессиональной пригодности, которое признается одной из Договаривающихся Сторон и которое подтверждает, что он окончил курсы подготовки водителей транспортных средств, предназначенных для перевозки пассажиров.

 

Режим труда и отдыха для экипажей транспортных средств

 

Режим труда и отдыха для экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, наряду с требованиями к водителям, осуществляющим такие перевозки, регламентирован в статьях 5 - 8 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. Однако действует и законодательная оговорка, установленная в статье 4 этого нормативно-правового акта ("Общие принципы"), в которой говорится, что каждая Договаривающаяся Сторона может применять более высокие минимальные или более низкие максимальные требования по сравнению с теми, которые указаны в статьях 5 - 8 включительно. Тем не менее положения Соглашения по-прежнему будут применяться к водителям, осуществляющим международные перевозки на транспортных средствах, зарегистрированных в другом государстве, являющемся или не являющемся Договаривающейся Стороной.
Рассмотрим требования, установленные статьями 6 - 8 Соглашения, подлежащие применению к водителям и другим членам экипажа, осуществляющим международные автомобильные перевозки по территории Российской Федерации, а также их режиму труда и отдыха. Предварительно оговоримся относительно двух терминов, упоминаемых в пунктах "l" и "m" статьи 1 "Определения" названного Соглашения. Под неделей понимается период времени с 00.00 часов в понедельник до 24.00 часов в воскресенье; под отдыхом - любой непрерывный период, продолжительностью не менее часа, в течение которого водитель может свободно располагать своим временем. Также необходимо учитывать исключения, установленные статьей 9 Соглашения, именуемой "Изъятия", в соответствии с которой, для того чтобы не ставить под угрозу безопасность дорожного движения и достичь удобного места стоянки, водитель может отходить от положений Соглашения в той мере, в которой это необходимо для обеспечения безопасности находящихся в транспортном средстве лиц, транспортного средства или находящегося на нем груза. В этом случае водитель должен указать характер и причину отхода от этих положений в регистрационном листке контрольного устройства или в своей ведомости.
Итак, Европейским соглашением установлены следующие требования к режиму труда и отдыха членов экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки:
1) для всех водителей установлена максимальная продолжительность управления транспортным средством:
- общая продолжительность управления (под которой понимается продолжительность управления на протяжении любых двух недель) не должна превышать девяносто часов;
- ежедневная продолжительность управления (под которой понимается продолжительность управления между любыми двумя периодами ежедневного отдыха или между ежедневным периодом отдыха и еженедельным периодом отдыха) не должна превышать девяти часов. Она может быть увеличена дважды в течение любой одной недели до десяти часов;
- после максимум шести ежедневных периодов управления водитель должен получить еженедельный период отдыха, составляющий в общей сложности сорок пять последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до минимум тридцати шести последовательных часов, если он используется в обычном месте приписки транспортного средства или в месте приписки водителя, или до минимум двадцати четырех последовательных часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано эквивалентным временем отдыха, если оно используется целиком до конца третьей недели, которая следует за данной неделей. Еженедельный период отдыха может быть отложен до конца шестого дня, если общая продолжительность управления на протяжении шести дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления транспортным средством;
- в случае международных пассажирских перевозок, за исключением перевозок на регулярных линиях, еженедельный период отдыха предоставляется после максимум двенадцати ежедневных периодов управления и, соответственно, этот отдых может быть отложен до конца двенадцатого дня, если общая продолжительность управления на протяжении двенадцати дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления транспортным средством;
2) для водителей, управляющих транспортными средствами, производящими перевозки в международном автомобильном сообщении, установлены следующие перерывы:
- после управления в течение четырех с половиной часов водитель должен сделать перерыв по крайней мере на сорок пять минут, если не наступает период отдыха;
- указанный перерыв может быть заменен перерывами продолжительностью не менее пятнадцати минут каждый, распределенными на протяжении периода управления или сразу после этого периода таким образом, чтобы это соответствовало в целом продолжительности управления четыре с половиной часа плюс продолжительности отдыха сорок пять минут;
- в течение рассмотренных перерывов водитель не должен выполнять никакой другой работы. Время ожидания и время, не используемое для управления и проведенное в движущемся транспортном средстве, на пароме или в поезде, не рассматривается в качестве другой работы. Соблюдаемые перерывы не могут рассматриваться в качестве ежедневных периодов отдыха.
Продолжительность отдыха для водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, устанавливается по следующей схеме:
- в течение каждых двадцати четырех часов водитель должен иметь непрерывный ежедневный отдых продолжительностью не менее одиннадцати часов, который может быть сокращен до минимум девяти часов непрерывного отдыха не более трех раз в течение любой одной недели при условии, что до конца следующей недели в качестве компенсации водителю предоставляется отдых эквивалентной продолжительности. Ежедневный период отдыха может использоваться на транспортном средстве, если на нем имеется спальное место и это транспортное средство находится на стоянке;
- в те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, период отдыха может быть разбит на два или три отдельных периода в течение двадцати четырех часов, один из которых должен составлять не менее восьми последовательных часов. В этом случае минимальная продолжительность отдыха увеличивается до двенадцати часов;
- если в течение каждых тридцати часов транспортным средством управляли по крайней мере два водителя, каждый водитель должен иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми последовательных часов;
- в течение каждой недели один из рассмотренных периодов отдыха должен составлять в качестве еженедельного отдыха в общей сложности сорок пять последовательных часов. Этот период отдыха может быть сокращен до минимум тридцати шести последовательных часов, если он используется в обычном месте приписки транспортного средства или в месте приписки водителя, или до минимум двадцати четырех последовательных часов, если он используется в любом другом месте. Любое сокращение продолжительности отдыха должно быть компенсировано эквивалентным временем отдыха, если оно используется целиком до конца третьей недели, которая следует за данной неделей;
- еженедельный период отдыха, который начинается в течение одной недели и продолжается в течение следующей недели, может быть присоединен к одной из этих недель;
- как указано выше, в случае международных пассажирских перевозок, за исключением перевозок на регулярных линиях, еженедельный период отдыха предоставляется после максимум двенадцати ежедневных периодов управления и, соответственно, этот отдых может быть отложен до конца двенадцатого дня, если общая продолжительность управления на протяжении двенадцати дней не превышает максимального времени, соответствующего шести ежедневным периодам управления транспортным средством. В этом случае еженедельный период отдыха может быть перенесен на ту неделю, которая следует за неделей, за которую полагается этот отдых, и присоединен к еженедельному периоду отдыха этой второй недели;
- любой отдых, который используется в качестве компенсации за сокращение ежедневного и/или еженедельного периода отдыха, должен присоединяться к другому периоду отдыха продолжительностью не менее восьми часов и предоставляться по просьбе заинтересованного лица в месте стоянки транспортного средства или приписки водителя.
Для водителей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, продолжительность отдыха устанавливается по следующей схеме:
- та часть ежедневного периода отдыха, которая проводится на суше, должна использоваться до или после той части ежедневного периода отдыха, которая проводится на борту парома или в поезде;
- период между двумя промежутками ежедневного отдыха должен быть, по возможности, короче и ни в коем случае не может превышать одного часа до погрузки или после выгрузки, причем таможенные формальности должны быть включены в операции по погрузке или выгрузке. Ежедневный период отдыха, прерываемый, таким образом, должен увеличиваться на два часа;
- в течение обоих промежутков отдыха водитель должен располагать спальным местом.
Несмотря на то что комментируемой статьей и Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, установлена обязательность соблюдения водителями при осуществлении международных автомобильных перевозок режима труда и отдыха, установленного названным международным договором, в работе международных автоперевозчиков нередко случаются вынужденные простои, нарушения режима труда и отдыха, неизбежные в процессе многочасовых стояний в пробках и очередях на пограничных пунктах пропуска, которые практически выбивают перевозчиков из графика. Пытаясь наверстать упущенное, они нередко превышают скорость движения, что приводит к тяжелым авариям.
Российские и зарубежные компании, занимающиеся грузоперевозками, стремятся к Рождеству завершить годовые контракты. Подстегивает грузоперевозчиков обычно и тот факт, что за несколько дней до конца года в российских банках закрываются расчетные счета. Однако такая и подобные ей ситуации представляются вполне разрешимыми при надлежащей предварительной подготовке автоперевозчиков. Федеральная таможенная служба России проводит комплекс мероприятий, направленных на ускорение таможенного оформления автотранспортных средств. Примером этого может служить внедрение в деятельность таможенных органов новых информационных технологий, таких как электронное декларирование и предварительное информирование.
Смысл предварительного информирования заключается в том, что перевозчик либо иное лицо, действующее по его поручению, передает информацию о перемещаемом товаре и транспортном средстве в электронном виде до фактического прибытия (убытия) на территорию РФ в единую автоматизированную информационную систему таможенных органов. Эта информация во избежание несанкционированных изменений и корректировки подтверждается электронно-цифровой печатью. В рамках системы предварительного информирования таможенных органов вся поступившая информация разделяется на пять видов:
- о лицах, перемещающих товар;
- о перемещаемых товарах;
- о транспортных средствах, используемых в международном автомобильном сообщении;
- о товаросопроводительных и транспортных документах;
- дополнительная информация.
Полученная информация хранится в центральной базе данных главного научного информационно-вычислительного центра Федеральной таможенной службы России и передается в таможенные органы для использования в работе.
Смысл электронного декларирования в том, что декларант либо по его поручению таможенный брокер представляет в электронной форме декларацию и документы, необходимые для таможенного оформления товаров. Дальнейшее взаимодействие между участником внешнеэкономической деятельности и таможенным органом происходит посредством электронной связи и дает возможность этому участнику не присутствовать на таможне; при этом достоверность сведений также подтверждается электронно-цифровой печатью.
Активное внедрение и широкое применение рассмотренных таможенных технологий способствует упрощению таможенного оформления, минимизации времени выполнения таможенных процедур в пунктах пропуска благодаря возможности использования дополнительной информации и ускорению товарооборота. Таможенные службы России, Финляндии и Швеции уже накопили определенный опыт обмена информацией о товарах, перемещаемых в рамках действующего на протяжении последних лет проекта "Зеленый коридор". В настоящее время в рамках подкомитета Россия - ЕС по таможенному и трансграничному сотрудничеству достигнута принципиальная договоренность с Комиссией европейских сообществ об организации автоматизированного обмена предварительной таможенной информацией, который, как планируется, станет возможным в первом квартале 2009 года и является одним из приоритетных направлений сотрудничества между Россией и Евросоюзом.

 

Требованиях установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов)

 

Помимо требований, устанавливаемых комментируемой статьей к режиму труда и отдыха для водителей транспортных средств при осуществлении международных автомобильных перевозок по территории Российской Федерации, в анализируемой законодательной конструкции говорится о требованиях установки на транспортных средствах и использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств. Эти требования, согласно статье, должны выполняться на территории Российской Федерации независимо от гражданства водителей и других членов экипажа, места регистрации юридического лица - владельца транспортного средства и других факторов. Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, под контрольным устройством понимает оборудование, предназначенное для установки на дорожных транспортных средствах в целях показания или регистрации в автоматическом или полуавтоматическом режиме данных о движении этих транспортных средств или об определенных периодах работы их водителей. Такие контрольные устройства регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографы) должны устанавливаться во всех случаях на транспортных средствах, принадлежащих:
- российским перевозчикам, - при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- иностранным перевозчикам - перевозчикам государств - участников Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
- иностранным перевозчикам - перевозчикам государств, с которыми имеются международные договоры Российской Федерации, предусматривающие соблюдение указанного в настоящей статье требования.
Нужно отметить, что в международно-правовой практике термин "тахограф" отсутствует; существует понятие "контрольное устройство". В частности, в названном Европейском соглашении, касающемся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, заключенном 1 июля 1970 г. в Женеве (в статье оно названо Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки), употребляется именно определение - "контрольное устройство". В комментируемой же статье понятия "тахограф" и "контрольное устройство" употребляются как синонимичные. Кроме этого, в соответствии с пунктом 1 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных соответствующим Приказом Министерства транспорта РФ от 7 июля 1998 г. N 86, под тахографом понимается контрольное устройство для непрерывной регистрации пройденного пути и скорости движения, времени работы и отдыха водителя (это определение установлено также в пункте 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 922). То есть в приведенном определении термины "тахограф" и "контрольное устройство" являются также взаимозаменяемыми. На практике же контрольным устройством можно назвать не только тахограф. К примеру, автоматическая система GPRS-навигации, имеющаяся на транспортных средствах, также осуществляет своего рода контроль за деятельностью водителя и его автомобиля (автобуса, прицепа и др.). Условимся, однако, что, поскольку в комментируемой статье термин "тахограф" приравнен к определению "контрольное устройство", мы будем также использовать указанные понятия как тождественные.
В соответствии со статьей 13 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, положения статьи 10, регламентирующей требования к контрольному устройству и его эксплуатации, стали обязательными для стран - Договаривающихся Сторон этого Соглашения с 24 апреля 1995 года (несмотря на то что заключено это Соглашение было 1 июля 1970 г., а открыто для подписания до сдачи Генеральному Секретарю ООН до 31 марта 1971 г.).
В соответствии с пунктом 2 Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, тахографы, применяемые в Российской Федерации на автобусах и грузовых автомобилях, предназначенных для междугородных и международных перевозок, должны соответствовать требованиям Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки (ЕСТР), и иметь выданный Госстандартом России сертификат об утверждении типа средств измерений, допускающий тахографы к применению в Российской Федерации, а также действующее свидетельство о проведении их государственного метрологического контроля (поверки) или поверительное клеймо. Пункт 3 же указанных Правил устанавливает, что тахографы, применяемые на транспортных средствах иностранных владельцев при осуществлении ими перевозок по территории Российской Федерации, должны соответствовать требованиям ЕСТР. Таким образом, требования российского законодательства в отношении установки и использования тахографов для российских граждан представляются более жесткими, чем для иностранных владельцев транспортных средств.

 

Требования к контрольным устройствам регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств (тахографам)

 

Контрольное устройство регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств (тахограф) должно отвечать требованиям, установленным в статье 10 Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки.
Работа контрольного устройства (тахографа) заключается в следующих функциях, каждая из которых осуществляется строго регламентированным образом.
Измерение пройденного расстояния. Пройденное расстояние может быть измерено и зарегистрировано либо:
- при движении вперед и движении задним ходом либо
- при движении только вперед.
Любая регистрация движения задним ходом ни в коем случае не должна отрицательно влиять на четкость и точность других регистрируемых данных.
Измерение скорости:
- диапазон измерения скорости должен соответствовать положениям, указанным в свидетельстве официального утверждения типа;
- собственная частота и демпфирование измерительного прибора должны быть таковыми, чтобы приборы, показывающие и регистрирующие скорость, могли в рамках диапазона измерения реагировать на изменения ускорения до 2 кв. м/сек в пределах допустимых погрешностей.
Измерение времени (часы):
- орган управления механизма запуска часов должен быть расположен внутри корпуса, содержащего регистрационный листок; каждое вскрытие этого корпуса должно автоматически регистрироваться на регистрационном листке;
- если механизм движения регистрационного листка вперед контролируется часами, то период, в течение которого эти часы идут правильно после полного завода, должен по крайней мере на 10% превышать период регистрирования, соответствующий максимальному запасу листков, содержащемуся в оборудовании.
Освещение и защита:
- визуальные приборы контрольного устройства должны быть оборудованы соответствующими неослепляющими приборами освещения;
- для целей обеспечения нормальных условий использования все внутренние части контрольного устройства должны быть защищены от попадания влаги и пыли. Кроме того, они должны быть защищены от несанкционированного вскрытия путем использования корпусов, которые можно опечатывать.
В контрольное устройство (тахограф) входят визуальные приборы, к которым установлены следующие требования:
1) индикатор пройденного расстояния (счетчик расстояния):
- минимальная цена деления шкалы контрольного устройства, показывающего пройденное расстояние, должна составлять 0,1 километра. Цифры, показывающие гектометры, должны быть четко отличимы от цифр, показывающих целые километры;
- цифры на шкале счетчика расстояния должны быть четко различимы, и их размер по высоте должен составлять не менее 4 мм для обеспечения их легкой считки;
- счетчик расстояния должен регистрировать не менее 99999,9 километра пробега;
2) индикатор скорости (спидометр):
- в рамках диапазона измерения шкала скорости должна быть равномерно градуирована на деления по 1, 2, 5 или 10 километров в час. Цена деления шкалы скорости (расстояние между двумя соседними делениями) не должна превышать 10% от максимальной скорости, указанной на шкале. Участок шкалы, выходящий за пределы диапазона измерения, цифрами может не отмечаться;
- длина каждого промежутка шкалы, соответствующего разнице скорости в 10 километров в час, должна быть не менее 10 миллиметров;
- на индикаторе стрелочного типа расстояние между стрелкой и циферблатом контрольного устройства не должно превышать 3 миллиметра;
3) индикатор времени (часы) должен быть видимым снаружи контрольного устройства и должен обеспечивать четкую, устойчивую и недвусмысленную считку его показаний.
В контрольное устройство (тахограф) входят регистрирующие приборы, к которым и функциям которых установлены следующие требования:
1) на всем оборудовании, независимо от формы регистрационного листка (лента или диск), должен быть нанесен знак, обеспечивающий правильную установку регистрационного листка, с тем чтобы время, показываемое часами, и отметка времени на листке совпадали. Механизм, обеспечивающий подачу регистрационного листка, должен быть таким, чтобы последний двигался равномерно и мог быть без труда установлен и извлечен.
Для регистрационных листков в форме диска устройство, обеспечивающее движение вперед, должно контролироваться часовым механизмом. В этом случае круговое движение листка должно быть непрерывным и равномерным, с минимальной скоростью 7 миллиметров в час, измеряемой по внутреннему краю кольца, обозначающего границу зоны записи скорости. В оборудовании ленточного типа, где устройство, обеспечивающее движение листков вперед, контролируется часовым механизмом, скорость прямолинейного движения вперед должна быть не менее 10 миллиметров в час.
Регистрация пройденного расстояния, скорости транспортного средства и любого вскрытия корпуса, содержащего регистрационный листок или листки, должна быть автоматической;
2) регистрация пройденного расстояния: каждый километр пройденного расстояния должен быть отражен на записи в виде отклонения по крайней мере на один миллиметр в соответствующей системе координат. Даже на скоростях, приближающихся к верхнему пределу диапазона измерения, регистрация расстояний должна оставаться четкой;
3) регистрация скорости:
- независимо от формы регистрационного листка, перо самописца, регистрирующего скорость, должно обычно двигаться по прямой линии и под прямым углом по отношению к направлению движения регистрационного листка;
- каждое изменение скорости на 10 километров в час должно отражаться на записи в виде отклонения по крайней мере на 1,5 миллиметра в соответствующей системе координат;
4) регистрация времени:
- конструкция контрольного устройства должна быть таковой, чтобы период управления всегда регистрировался автоматически и чтобы можно было, в случае необходимости, при помощи прибора включения отдельно зарегистрировать другие периоды времени (например, продолжительность управления; другие периоды работы; перерывы в работе и периоды ежедневного отдыха; другие периоды нахождения на рабочем месте: время ожидания, т.е. период, в течение которого водители должны оставаться на своих местах в ожидании сигналов к началу или возобновлению движения или к выполнению другой работы; время, проведенное рядом с водителем во время движения транспортного средства; время, проведенное на спальном месте во время движения транспортного средства).
Закрывающее устройство тахографа должно отвечать следующим требованиям:
- корпус, содержащий регистрационный листок или листки и прибор управления механизмом запуска часов, должен быть оборудован замком;
- каждое вскрытие корпуса, содержащего регистрационный листок или листки и прибор управления механизмом запуска чатов, должно автоматически регистрироваться на регистрационном листке или регистрационных листках.
Кроме этого, Европейским соглашением установлены следующие требования к маркировке тахографов:
1) на циферблате контрольного устройства должна быть нанесена следующая маркировка:
- рядом с цифрой, показываемой счетчиком расстояния, - единица измерения расстояния, обозначенная сокращением "км";
- рядом со шкалой скорости - знак "км/ч";
- диапазон измерения спидометра - в форме "V мин. ... км/ч, V макс. ... км/ч". Эта маркировка не нужна, если она указана на табличке описания оборудования.
Однако эти требования не должны распространяться на контрольные устройства, официально утвержденные до 10 августа 1970 года;
2) табличка описания должна быть наглухо закреплена на устройстве и должна иметь следующую маркировку, которая должна быть видимой при установке контрольного устройства:
- название и адрес завода - изготовителя оборудования;
- номер, присвоенный заводом-изготовителем, и год изготовления;
- знак официального утверждения типа контрольного устройства;
- постоянная оборудования в форме "k = ... об./км" или k = ... имп./км";
- факультативно: диапазон измерения скорости в форме "V мин. ... км/ч, V макс. ... км/ч";
- если влияние чувствительности прибора к углу наклона на регистрируемые данные, поступающие с оборудования, может выходить за пределы допустимых отклонений, допустимый угол.
Контрольное устройство должно быть установлено на транспортном средстве таким образом, чтобы водитель мог со своего места наблюдать за показаниями спидометра, счетчика расстояния и часов и чтобы при этом все части этих приборов, включая приводные элементы, были защищены от случайной поломки.
После проверки контрольного устройства, проводимой после его установки, на транспортном средстве рядом с устройством или на самом устройстве крепится табличка с данными об установке таким образом, чтобы ее было хорошо видно. После каждого осмотра, который проводится утвержденным механиком или мастерской, когда требуется изменение самой установки, на месте предыдущей таблички должна быть установлена новая табличка.
На табличке должны быть указаны по крайней мере следующие данные:
- фамилия/название, адрес или фирменное название утвержденного механика или мастерской;
- характеристический коэффициент транспортного средства в форме "w = ... об./км" или "w = ... имп./км";
- эффективная окружность шин колес в форме "L = ... мм";
- даты определения характеристического коэффициента транспортного средства и измерения эффективной окружности шин колес.
На следующие части контрольного устройства накладываются пломбы:
- табличка с данными об установке, за исключением тех случаев, когда она установлена таким образом, что ее нельзя снять без уничтожения указанной на ней маркировки;
- два конца соединения между самим контрольным устройством и транспортным средством;
- непосредственно адаптер и участок его включения в цепь;
- переключающий механизм для транспортных средств с двумя или более передаточными числами ведущего моста;
- участки, соединяющие адаптер и переключающий механизм с остальной частью контрольного устройства;
- корпуса.
В особых случаях в ходе официального утверждения типа контрольного устройства может требоваться установка дополнительных пломб, в этом случае в свидетельстве официального утверждения должна производиться запись об установке этих пломб.
Ответственность за обеспечение надлежащего функционирования контрольного устройства (тахографа) несут работодатель и водители.
Правила использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 7 июля 1998 г. N 86, регламентируют процедуру установки и метрологического обеспечения тахографов. Эти Правила также обязательны к выполнению для экипажей передвигающихся по территории России транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки. Установлены следующие требования:
- установка тахографов на транспортных средствах производится в соответствии с нормативными документами, регламентирующими требования по установке данных контрольных устройств;
- каждый тахограф подлежит поверке, которая проводится органами государственной метрологической службы, государственными научными метрологическими центрами. Результатом поверки является подтверждение пригодности (или непригодности) тахографа к применению. Положительные результаты поверки тахографа удостоверяются свидетельством о его поверке или поверительным клеймом. Свидетельство о поверке тахографа хранится в течение установленного срока и предъявляется по требованию инспектирующих органов;
- поверки тахографов осуществляются при выпуске из производства или ремонта, при ввозе по импорту и в процессе эксплуатации;
- в соответствии со статьей 16 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" деятельность по ремонту тахографов может осуществляться юридическими и физическими лицами лишь при наличии лицензии, выдаваемой в установленном порядке.

 

Ведение водителями транспортных средств регистрационных листков режима труда и отдыха

 

Если нормальное и надлежащее использование контрольного устройства, установленного на транспортном средстве, невозможно, то каждый член экипажа должен вносить от руки с использованием соответствующих графических обозначений сведения, соответствующие его производственной деятельности и периодам отдыха, в регистрационный листок. При этом работодатель выдает водителям достаточное количество регистрационных листков, имея при этом в виду их персональный характер, продолжительность их использования и необходимость их замены в случае повреждения или предоставления лицу, уполномоченному осуществлять контроль. Работодатель выдает водителям листки только установленного образца, пригодные для использования на том оборудовании, которое установлено на транспортном средстве. Под регистрационным листком Европейское соглашение, касающееся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, понимает листок, который предназначен для внесения в него и хранения зарегистрированных данных, который вводится в контрольное устройство и на котором пишущие устройства последнего ведут непрерывную запись информации, подлежащей регистрации. Как и Европейское соглашение, комментируемая статья также предусматривает, что в случаях, не указанных в этой статье, вместо использования контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств допускается ведение водителями транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха.
В тех случаях, когда члены экипажа, находясь вне транспортного средства, не могут использовать контрольное устройство, они должны от руки вписать в регистрационный листок, используя соответствующие графические обозначения, различные периоды времени, относящиеся к их производственной деятельности вне транспортного средства. Если в результате нахождения вне транспортного средства водитель не может использовать устройство, установленное на транспортном средстве, то периоды времени должны быть занесены в листок либо от руки, либо путем автоматического регистрирования, либо другими способами, отчетливо и без загрязнения листка.
Необходимо, чтобы члены экипажа всегда имели при себе и могли представить для проверки регистрационные листки за текущую неделю и за последний день предыдущей недели, во время которого они управляли транспортным средством.
В соответствии со статьей 11 Европейского соглашения, водители не должны использовать загрязненные или поврежденные регистрационные листки. В этом отношении листки должны быть надлежащим образом защищены. В случае повреждения листка с внесенными в него записями водители должны прикладывать поврежденный листок к дополнительному листку, используемому для его замены.
Водители должны использовать регистрационные листки каждый день, в течение которого они управляли транспортным средством, начиная с момента его принятия. Регистрационный листок не должен изыматься до конца ежедневного периода работы, если нет официального разрешения на его изъятие. Регистрационный листок не может быть использован на период, продолжительнее того, для которого он предназначен.
Если на борту транспортного средства находится более одного водителя, то водители должны вносить необходимые пометки в регистрационные листки таким образом, чтобы обязательная к заполнению информация заносилась на регистрационный листок того водителя, который фактически управляет транспортным средством.
Европейское соглашение устанавливает следующие требования к регистрационным листкам и порядку их заполнения.
Регистрационные листки должны быть такими, чтобы они не затрудняли нормальное функционирование прибора и чтобы содержащиеся на них записи были нестираемыми, легко читаемыми и четкими. Регистрационные листки должны сохранять свои размеры и все занесенные на них записи при нормальных условиях влажности и температуры.
Каждый член экипажа должен иметь возможность заносить на листки без их повреждения и ухудшения четкости записей следующую информацию:
- в начале использования листка: свои фамилию и имя;
- дату и место начала использования листка и дату и место завершения его использования;
- регистрационный номер каждого транспортного средства, для работы на котором он назначен, как в начале первой поездки, зарегистрированной на листке, так и впоследствии, в случае смены транспортного средства в ходе использования листка;
- показания одометра:
- в начале первой поездки, зарегистрированной на листке;
- в конце последней поездки, зарегистрированной на листке;
- в случае смены транспортного средства в течение рабочего дня (показание по транспортному средству, для работы на котором он был назначен, и показание по транспортному средству, для работы на котором он будет назначен);
- время каждой смены транспортного средства.
При нормальных условиях хранения записи должны сохранять свою четкость по крайней мере в течение одного года.

 

Правила использования тахографов на автомобильном транспорте

 

Члены экипажа должны обеспечивать своевременное включение и правильную эксплуатацию контрольного устройства, а в случае его поломки они должны как можно скорее обеспечить его ремонт. Водитель транспортного средства:
- обеспечивает правильную эксплуатацию тахографа, его своевременное включение и переключение ручек тахографа на соответствующие режимы работы;
- своевременно производит установку, замену и надлежащее заполнение регистрационных листов, а также обеспечивает их сохранность;
- использует регистрационные листы каждый день, в течение которого водитель управлял транспортным средством, начиная с момента его приемки;
- при выходе тахографа из строя ведет запись режима труда и отдыха на обороте своего регистрационного листа от руки с использованием нанесенной на него сетки с соответствующими графическими обозначениями и информирует об этом владельца транспортного средства;
- имеет при себе и предъявляет для контроля сотрудникам инспектирующих органов заполненные регистрационные листы за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством;
- предоставляет возможность сотрудникам инспектирующих органов производить контроль оттиска клейма и установленных на тахографе табличек с параметрами его настройки (см. раздел III Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных соответствующим Приказом Министерства транспорта РФ от 7 июля 1998 г. N 86).
Что касается регистрационных листков, то предприятия должны сохранять заполненные в соответствии с Европейским соглашением, касающимся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки, такие листки в течение не менее 12 месяцев со дня последней записи и предъявлять их по требованию контрольных органов.
Установка же на транспортных средствах российских перевозчиков и использование контрольных устройств (тахографов) регистрации режима труда и отдыха водителей транспортных средств, в соответствии с комментируемой статьей, не являлись обязательными до 1 января 2005 года при осуществлении международных автомобильных перевозок на территориях государств, не являющихся участниками Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, если иное не было предусмотрено международным договором Российской Федерации. На данный момент тахографы обязательны к использованию во всех предусмотренных комментируемым Законом (а именно анализируемой статьей) случаях использования на территории Российской Федерации в международном автомобильном сообщении транспортных средств, принадлежащих:
- российским перевозчикам, - при осуществлении международных автомобильных перевозок;
- иностранным перевозчикам - перевозчикам государств - участников Европейского соглашения о работе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки;
- иностранным перевозчикам - перевозчикам государств, с которыми имеются международные договоры Российской Федерации, предусматривающие соблюдение указанного в комментируемой статье требования.
Правилами использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденными Приказом Минтранса России от 7 июля 1998 г. N 86, регламентирован контроль за использованием тахографа. Так, в соответствии с пунктом 10 указанных Правил, контролю подлежат:
- наличие, исправность и соответствие тахографа требованиям Правил, а также соблюдение водителем условий его использования, указанных в Правилах;
- записи на регистрационных листах за текущую неделю и за последний день предшествовавшей недели, в течение которого водитель управлял транспортным средством;
- соблюдение скоростных режимов движения;
- соблюдение режима труда и отдыха водителем;
- состояние оттиска клейма на тахографе, наличие табличек с параметрами настройки;
- соблюдение регламента периодичности поверки тахографа;
- соответствие данных, указанных в табличках с параметрами настройки тахографа, фактическим параметрам транспортного средства.
Более подробно государственный контроль за соблюдением порядка осуществления международных автомобильных перевозок регламентирован статьей 11 комментируемого Закона.
Одной из проблем всех водителей автотранспортных средств является опасность угона - неправомерного завладения транспортным средством без цели хищения, или же, собственно, хищения транспортного средства. В январе 2007 года в Москве была создана первая профессиональная ассоциация противодействия угонам транспортных средств. Это добровольное некоммерческое объединение участников рынка охранно-поисковых и навигационных систем с организациями, так или иначе противодействующими угонам транспорта, в том числе с научно-техническими организациями, производителями автомобилей и специального оборудования, страховыми компаниями и т.п. Ассоциация занимается разработкой стандартов защиты автомобилей от угона, исследованием защищенности автомобилей, оценкой штатных противоугонных систем автопроизводителей, формированием рейтингов защищенности автомобилей. Одна из задач ассоциации - объединить профессиональных участников рынка охранно-поисковых и навигационных систем с организациями, заинтересованными в противодействии угонам транспортных средств, в том числе научно-техническими организациями, производителями автомобилей и специального оборудования, страховыми компаниями.