Сколково: таможенные пошлины и НДС при импорте

 

В конце июня Минфин России разъяснил налоговым инспекторам вопросы по восстановлению НДС и возмещению затрат по уплате таможенных пошлин налогоплательщикам, участвующий в реализации проекта инновационного центра "Сколково". Возможно налоговики станут единственными проверяющими резидентов Сколково.

 

Майское Постановление

 

Из положений ст. 11 Федерального закона от 28.09.2010 N 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" (далее - Закон N 244-ФЗ) следует, что услуги таможенного брокера (представителя) юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, участвующим в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного центра "Сколково" (далее - Участники), выгоднее приобретать у российского юридического лица, реализующего проект "Сколково" (далее - Управляющая компания) или у его дочернего общества. Дело в том, что только в этом случае можно получить возмещение расходов на уплату таможенных пошлин и НДС в отношении товаров (за исключением подакцизных), ввозимых на территорию Российской Федерации:
- для использования при строительстве, оборудовании и техническом оснащении объектов недвижимости на территории инновационного центра "Сколково" (далее - Сколково);
- для осуществления исследовательской деятельности в Сколково.
Возмещение (восстановление) производится в виде перечисления субсидий на расчетный счет Управляющей компании в порядке, установленном бюджетным законодательством РФ. При этом Управляющая компания должна предоставить в Федеральную таможенную службу (далее - ФТС России) подтверждение в письменной форме, которое содержит сведения о номенклатуре (количестве, стоимости ввезенных товаров и об организациях, которые осуществляют ввоз и декларирование товаров).
В 2010 г. Закон N 244-ФЗ определил возможность возмещения НДС и таможенных пошлин, а п. 4 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ был установлен источник субсидий - средства федерального бюджета. Однако конкретные Правила были утверждены не так давно Постановлением Правительства РФ от 05.05.2011 N 339 (далее - Правила).
В роли таможенного брокера Управляющая компания или ее дочернее общество декларируют ввозимые товары Участника и уплачивают ввозную таможенную пошлину и НДС. Соответствующие субсидии будут перечисляться Управляющей компании на основании соглашения, заключаемого с ФТС России. В соглашении должно быть отражено:
- целевое назначение субсидий;
- условия перечисления субсидий;
- размер субсидий;
- обязательство Управляющей компании представлять отчеты об использовании субсидий;
- обязательство Управляющей компании о возврате субсидий в случае неисполнения условий предоставления субсидий лицам, участвующим в реализации проекта;
- обязательство Управляющей компании представлять в ФТС России информацию о потребности в бюджетных ассигнованиях для предоставления субсидий на очередной финансовый год и плановый период, а также информацию о прогнозе кассовых выплат по расходам федерального бюджета;
- порядок осуществления контроля за исполнением условий соглашения;
- ответственность сторон за нарушение условий соглашения и пр.
Управляющая компания может получить субсидии в пределах ассигнований согласно закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, а также лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных ФТС России.
Субсидии поступают на расчетный счет Управляющей компании в форме авансового платежа. Запрос о перечислении средств формируется Управляющей компанией ежеквартально и отправляется в форме письма в ФТС России. Срок отправки - до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (п. 7 Правил).
ФТС России перечисляет аванс платежа в размере, указанном в запросе Управляющей компании. В том случае, если 60% средств будет использовано, Управляющая компания вправе обратиться в ФТС за дополнительными средствами (п. 11 Правил). При этом ответственность за достоверность представляемых в ФТС России сведений и целевое использование субсидий возлагается на Управляющую компанию.

 

Июньские разъяснения

 

Правила предельно просты, однако из-за того что субсидии перед отправкой Участникам аккумулируются на расчетном счете таможенного брокера, возникает много вопросов по НДС и налогу на прибыль. Исчерпывающие разъяснения даны в Письме Минфина России от 31.05.2011 N 03-07-15/55 (направлено для сведения и использования в работе Письмом ФНС России от 28.06.2011 N ЕД-4-3/10246@).
Минфин разъяснил, в частности, что уплаченные при ввозе льготируемых товаров суммы НДС не подлежат вычетам. Более того, "входящий" НДС по указанным товарам, ранее принятый к вычету, необходимо восстановить. Восстановление должно быть отражено в том налоговом периоде, в котором были получены суммы предоставляемых субсидий.
Субсидии, поступающие управляющей компании, оказывающей услуги таможенного брокера, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Дело в том, что субсидии являются доходом Участников. Если Участник не воспользовался освобождением от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль (ст. 264 НК РФ), то при формировании налоговой базы суммы предоставленных субсидий учитываются Участником в составе внереализационных доходов.
Кроме того, Минфин России разъяснил, каким образом сумма субсидий не подпадает под налогообложение. В частности, был рассмотрен пп. 1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В нем сказано, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся суммы налогов и сборов, таможенных пошлин и сборов, начисленные в установленном законодательством РФ порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 НК РФ. Так как таможенные пошлины подлежат учету в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, то дополнительного налогообложения получаемых субсидий не возникает.
Таможенные пошлины по ввозимым основным средствам подлежат включению в первоначальную стоимость данных основных средств (ст. 257 НК РФ). При вводе их в эксплуатацию суммы таможенных пошлин подлежат списанию через механизм начисления амортизации. В этом случае дополнительного налогообложения получаемых субсидий также не происходит.
Другая ситуация с НДС. В соответствии с п. 2 ст. 170 гл. 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ в стоимость товаров включаются суммы НДС, уплаченные по ввозимым товарам, используемым для осуществления операций, освобождаемых от налогообложения.
Случаи восстановления ранее принятого к вычету налога установлены и другими положениями гл. 21 НК РФ. Вместе с тем гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ не предусматривает порядок уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль на суммы расходов на уплату НДС в отношении ввозимых товаров, на которую выделяются субсидии.

 

Временная отсрочка

 

Льготы по таможенным платежам и НДС, определенные ст. 11 Закона N 244-ФЗ, в Правилах трактуются несколько шире. Перечень льготируемых товаров, естественно, остается неизменным. Однако в п. 6 Правил сказано о том, что если Участники импортировали товары "для иных целей", то нужно будет возместить таможенную пошлину и НДС, которые Управляющая компания по умолчанию оплатит за счет субсидий. Причем, чтобы обязать Участника возместить бюджетные расходы, условие возмещения должно быть прописано в договоре на оказание брокерских услуг.
Никакой ответственности за то, что Участник предложит Управляющей компании растаможить товары "для иных целей", а та осуществит такую растаможку, не предусмотрено. Главное - вернуть субсидии в случае нецелевого использования (пп. "д" п. 5 Правил).
Примечателен и отчет об использовании субсидий, который Управляющая компания должна представлять в ФТС России "в письменной и электронной формах не позднее 15 рабочих дней, следующих за месяцем выпуска соответствующих товаров" согласно п. 10 Правил (далее - Отчет). Управляющая компания указывает в Отчете:
- реквизиты Участника и таможенной декларации;
- наименование товара и его таможенную стоимость;
- суммы уплаченных таможенных пошлин и НДС.
В самой последней графе указывается сумма, которую Участник должен возместить. Факт возмещения в Отчете не отражается.
Крайне неудачна формулировка п. 10 Правил, в которой указаны критерии, по которым нужно определять, подлежит Участник отражению в Отчете или нет. Основное условие, конечно, целевое назначение товара. Однако никаких критериев для определения указанной целевой направленности Правила не устанавливают.
ФТС России проверяет Отчет в течение 20 дней со дня его регистрации (пп. "б" п. 12 Правил). При этом ФТС России не проверяет соответствие Отчета подпунктам п. 3 Правил, которыми установлена целевая направленность ввозимых товаров.
Сверка между Управляющей компанией и ФТС России оформляется ежемесячно актом по форме, установленной Приложением N 2 к Правилам (далее - Акт). Судя по форме Акта, сверка проводится не для определения целевого использования средств. Акт содержит сведения о выделенных субсидиях и о субсидиях использованных, также в нем выводится остаток неизрасходованных бюджетных ассигнований, подлежащих возврату. Контролю за соблюдением условий предоставления субсидий посвящен лишь самый последний пункт Правил, в котором сказано лишь, что контролирующая функция возложена на Федеральную службу финансово-бюджетного надзора.
Возможно, фактически формулировки Правил могут привести к созданию двоякой ситуации. С одной стороны, недобросовестный Участник сможет воспользоваться возможностью растаможить нецелевой товар за счет бюджета. И проверить его сможет только Росфиннадзор. Участник, ввезенный товар которого поменял целевое назначение по объективным причинам, может не сообщить об этом Управляющей компании из опасения того, что в будущем к его заявкам будет приковано повышенное внимание.
С другой стороны, Управляющая компания или ее дочерние компании, занимающиеся растаможкой, могут установить свои правила взаимоотношений с Участниками, которые, по субъективному мнению специалистов Управляющей компании, обеспечат соблюдение условий соглашения с ФТС России. Обратиться к другому таможенному брокеру Участники не имеют права и поэтому будут вынуждены соблюдать навязанные им обязательства. В конечном итоге такое положение вещей может привести к тому, что Сколково из инновационной зоны превратится в коррупционную.

 

2011 - 2014 годы

 

На официальном сайте Сколково опубликована информация о том, что в настоящее время рассматривается проект изменений в ст. 11 Закона N 244-ФЗ. Изменения направлены на то, чтобы для целей применения таможенных льгот до 2014 г. не требовалось проводить исследовательскую деятельность исключительно на территории только инновационного центра (http://www.i-gorod.com/faq/).
Дело в том, что непосредственно в Сколково резиденты начнут работать только в 2014 г. Сейчас 69 Участников из-за отсутствия оборудованных площадей проводят исследования по месту своего фактического нахождения. К концу 2011 г. количество Участников планируется довести до 116.
Пока принимаются поправки и обустраиваются площади, Участники вполне обоснованно могут импортировать не только научное оборудование, реагенты и прочее, необходимое для исследований. В число необходимых товаров попадает весь импорт, необходимый для строительства, оборудования и технического оснащения недвижимости на территории Сколково. Также в эту категорию попадает мебель и прочее, что может счесть необходимым любой из Участников.
Очевидно, что недобросовестный Участник начнет использовать удобный канал растаможки для личных целей. Добросовестный тоже может попытаться компенсировать свои расходы за счет ввоза нецелевых товаров для перепродажи, если, например, Управляющая компания объявит слишком высокую плату за услуги склада временного хранения.
Если размер годовой выручки Участника не превысит 1 млрд руб. за год, то ни Росфиннадзор, ни налоговый инспектор не смогут ознакомиться с привычными регистрами бухгалтерского учета - п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" освобождает Участников от ведения бухгалтерского учета. Учет доходов и расходов ведется в том же порядке, что и у плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения.
Однако даже при УСН организации обязаны вести бухгалтерские регистры по учету основных средств. Таким образом, оборудование, мебель и прочее имущество стоимостью более 20 тыс. руб. обнаружить все-таки возможно. Сравнить увиденное с таможенными декларациями - дело техники. Причем для сверки документов не обязательно назначать выездную проверку: достаточно провести камеральную.

На заметку. Освобождение от налога на прибыль - участникам проекта "Сколково"
С 1 января 2011 г. согласно ст. 246.1 НК РФ организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Законом N 244-ФЗ (далее - участники проекта), в течение 10 лет со дня получения ими такого статуса имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщиков по налогу на прибыль (далее - право на освобождение).
Кроме того участник проекта вправе использовать право на освобождение с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором был получен статус участника проекта.
Участник проекта, начавший использовать право на освобождение, должен направить в налоговую инспекцию по месту своего учета письменное уведомление и документы, указанные в абз. 2 п. 7 ст. 246.1 НК РФ, не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем, с которого этот участник проекта начал использовать право на освобождение.
Согласно п. 7 ст. 246.1 НК РФ документами, подтверждающими в соответствии с п. п. 4 и 6 ст. 246.1 НК РФ право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
- документы, подтверждающие наличие статуса участника проекта и предусмотренные Законом N 244-ФЗ;
- выписка из книги учета доходов и расходов участника проекта, подтверждающая годовой объем выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав).
По окончании налогового периода не позднее 20-го числа последующего месяца участник проекта, использовавший право на освобождение, направляет в налоговый орган:
- документы, которые указаны в п. 7 ст. 246.1 НК РФ;
- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующего налогового периода или об отказе от освобождения.
Если участником проекта не будут направлены документы, поименованные в п. 7 ст. 246.1 НК РФ (либо представлены документы, содержащие недостоверные сведения), а также при наличии одного или нескольких обстоятельств, указанных в п. 2 ст. 246.1 НК РФ, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с участника проекта соответствующих сумм пеней (п. 6 ст. 246.1 НК РФ).

Обратите внимание! Участник проекта, который направил в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), вправе отказаться от освобождения, направив соответствующее уведомление в ИФНС России по месту учета в качестве участника проекта не позднее 1-го числа налогового периода, с которого он намерен отказаться от освобождения. При этом участнику проекта, отказавшемуся от освобождения, повторно освобождение не предоставляется. Об этом говорится в п. 5 ст. 246.1 НК РФ.
Вышерассмотренные указания даны в Письме Управления ФНС России по г. Москве от 14.04.2011 N 16-15/036416.