Содержание таможенного дела, таможенного оформления и таможенного режима

 

В настоящее время проводится разработка положений проекта Таможенного кодекса, который будет действовать на таможенной территории таможенного союза "Республика Беларусь - Республика Казахстан - Российская Федерация". В ходе разработки проекта Таможенного кодекса представляется необходимым учесть имеющийся опыт применения положений, содержащихся в Таможенном кодексе Российской Федерации (далее - ТК РФ), что будет способствовать регулированию правоотношений, возникающих при перемещении товаров через таможенную границу.

Таможенное законодательство содержит ряд понятий (таможенное дело, таможенное оформление, таможенные режимы), которым придается системообразующее значение, в то же время содержание таких понятий либо не соответствует другим положениям рассматриваемого законодательства, либо вообще не раскрывается, что приводит к возникновению противоречий, которые оказывают влияние на состояние правового регулирования правоотношений в таможенной сфере.

В соответствии с п. 2 ст. 1 ТК РФ таможенное дело представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" под таможенно-тарифным регулированием рассматривает метод регулирования внешней торговли товарами, осуществляемый путем применения ввозных и вывозных таможенных пошлин.

Запреты и ограничения, исходя из положений приведенного Федерального закона, представляют собой комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, с учетом состояния экономики, национальных интересов (для соблюдения общественной морали или правопорядка; охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды; для обеспечения обороны страны и безопасности государства и т.д.).

Таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения как меры регулирования обеспечиваются своими методами и средствами. Таможенно-тарифное регулирование включает в себя ввозные и вывозные пошлины, запреты и ограничения - квотирование, лицензирование, разрешение, сертификация и т.д.

Таможенно-тарифное регулирование и запреты и ограничения обеспечиваются государством рядом средств, в том числе установлением административной, уголовной ответственности за соответствующие нарушения. Представляется, что включать указанные средства в таможенное дело оснований не имеется.

Таможенное дело, как указано выше, представляет собой совокупность методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений, т.е. можно сделать вывод, что предполагается использование каких-то своих методов и средств, о которых в ТК РФ каких-либо положений не содержится. В этой связи возникает необходимость определения соотношения понятий "таможенное дело" и "таможенный контроль".

В соответствии со ст. 3 ТК РФ таможенное законодательство регулирует отношения в области таможенного дела, в том числе отношения по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, отношения, возникающие в процессе таможенного оформления и таможенного контроля, обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также отношения по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Из приведенного следует, что таможенное дело имеет иное содержание, чем это определено п. 2 ст. 1 ТК РФ. Статья 3 ТК РФ определяет круг общественных отношений, которые регулируются таможенным правом, т.е. правоотношений. Правоотношение - это возникающая на основе юридических норм общественная связь между лицами, которая характеризуется наличием у них юридических прав и обязанностей. Таким образом, таможенное дело выступает как совокупность перечисленных выше правоотношений.

Статья 1 ТК РФ определяет компетенцию государственных органов по руководству таможенным делом: общее руководство таможенным делом осуществляет Правительство Российской Федерации, федеральное министерство и федеральная служба, уполномоченные в области таможенного дела, в пределах своей компетенции обеспечивают единообразное применение таможенного законодательства всеми таможенными органами на территории Российской Федерации. Из положений приведенной статьи можно сделать вывод, что осуществление таможенного дела является прерогативой государственных органов, которые обеспечивают соблюдение мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений.

Глава 3 ТК РФ содержит положения, регулирующие деятельность в области таможенного дела, которую осуществляют таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения и таможенных складов и таможенные брокеры. В связи с этим возникает вопрос: каким образом перечисленные лица осуществляют свою деятельность с точки зрения "совокупности методов и средств обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений"?

Глава 11 ТК РФ, содержащая нормы об условиях деятельности таможенного перевозчика, включена в раздел II "Таможенные процедуры" и далее в подраздел 1 "Таможенное оформление", таким образом, деятельность таможенного перевозчика в определенной степени связывается с выполнением таможенных процедур и таможенного оформления, хотя указанные положения регулируют общие условия деятельности указанного лица: национальная принадлежность, включение в Реестр таможенных перевозчиков, регионы деятельности и т.д.

Указанная глава рассматривает также порядок рассмотрения заявления о включении в Реестр таможенных перевозчиков, содержание, срок действия и основания отзыва свидетельства о включении в Реестр, обязанности таможенного перевозчика.

В соответствии со ст. 93 ТК РФ таможенный перевозчик осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК РФ, т.е. из характера деятельности таможенного перевозчика не вытекает, что данное лицо обеспечивает "совокупность методов и средств соблюдения таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений", т.е. не прослеживается связь с осуществлением таможенного дела.

Об этом не свидетельствуют и обязанности таможенного перевозчика, перечисленные в ст. 97 ТК РФ:

1) соблюдать условия и требования, установленные ТК РФ в отношении перевозки товаров, находящихся под таможенным контролем;

2) вести учет перевозимых товаров, находящихся под таможенным контролем, и представлять в таможенные органы отчетность о перевозке таких товаров;

3) уплачивать таможенные пошлины, налоги в случае, предусмотренном п. 1 ст. 90 ТК РФ;

4) соблюдать конфиденциальность информации, полученной от отправителя товаров, их получателя или экспедитора.

Такое же положение в отношении владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров. Из содержания глав 12 "Временное хранение товаров", 15 "Таможенный брокер (представитель)", § 5 главы 19 "Таможенный склад" не следует, что указанные лица используют в своей деятельности "совокупность методов и средств обеспечения соблюдения таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений".

Деятельность перечисленных лиц направлена на оказание услуг лицам, перемещающим товары и транспортные средства через таможенную границу, с соблюдением условий, установленных таможенным законодательством.

Вызывает вопросы не только содержание таможенного дела, но и место данного понятия в ТК РФ, поскольку в последующих положениях, кроме ст. 1, его содержательная часть не находит своего отражения.

Следует отметить, что понятие "таможенное дело" содержалось в ТК РФ в редакции 1993 г., в соответствии со ст. 1 таможенное дело составляют таможенная политика, а также порядок и условия перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства проведения таможенной политики в жизнь. Таким образом, содержание данного понятия претерпело существенное изменение.

Понятие "таможенное оформление" впервые нашло свое отражение в Таможенном кодексе СССР в редакции 1991 г. в разделе V без законодательного определения данного понятия. Более того, операции по таможенному оформлению должностные лица таможенных органов проводили в целях обеспечения таможенного контроля перемещения через границу товаров и иных предметов (ст. 45), т.е. таможенному оформлению не придавалось самостоятельного значения.

В соответствии с ТК РФ в редакции 1993 г. таможенное оформление - это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенный режим и завершения действия этого режима (ст. 18, пп. 15).

В то же время последующие нормы, содержавшиеся в ТК РФ (1993 г.), придавали таможенному оформлению более широкий характер. Таможенному оформлению посвящался раздел IV, в который входили глава 21, содержавшая общие положения о таможенном оформлении, глава 22, рассматривавшая предварительные операции, глава 23 (временное хранение), глава 24 (таможенный брокер), глава 25 (таможенный перевозчик), глава 26 (декларирование).

Таможенный кодекс РФ в редакции 2003 г. широко использует понятие "таможенное оформление" без раскрытия его содержания, придавая ему самостоятельное значение, причем таможенное оформление, по существу, подменяет таможенный контроль, осуществление которого вызывает необходимость совершения действий, вызывающих возникновение таможенных правоотношений. Так, в соответствии со ст. 14 ТК РФ все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю.

Такая неопределенность отразилась в подходах к определению таможенного оформления со стороны авторов, исследовавших данное правовое явление. Существующие точки зрения по поводу содержания таможенного оформления не дают однозначного определения рассматриваемого понятия, которое занимает свое место в регулировании отношений, возникающих при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу.

Нормативно-правовая база, правоприменительная практика, связанные с таможенным оформлением, позиции ряда авторов позволяют сделать вывод, что таможенное оформление представляет собой совокупность действий лиц, перемещающих товары и транспортные средства, и таможенных органов по поводу такого перемещения и порядок их совершения.

Если рассматривать таможенное оформление как совокупность всех действий, которые совершаются заинтересованными лицами и таможенными органами в процессе перемещения товаров через таможенную границу, то к таким действиям следует отнести, например, передачу в таможенный орган лицензии для регистрации; подачу заявления для получения разрешения на переработку; обращение в таможенный орган для получения разрешения на перегрузку, выгрузку, погрузку, иные грузовые операции с товарами, перевозимыми по правилам внутреннего таможенного транзита; сообщение в таможенный орган об аварии, обстоятельствах непреодолимой силы и т.д. Рассматриваемые действия вряд ли можно отнести к таможенному оформлению. На практике таможенное оформление связывается с подачей грузовой таможенной декларации, когда определяется правовое положение товаров. Такой вывод вытекает также из анализа положений, содержащихся в ст. 357.6 ТК РФ, устанавливающей сроки уплаты таможенных сборов. Таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с ее подачей.

При рассмотрении понятия "таможенное оформление" как всех действий, которые надлежит выполнить в соответствии с ТК РФ, следует обратить внимание на такие понятия, как "ввоз" и "вывоз товаров". ТК РФ рассматривает ввоз товаров и (или) транспортных средств на таможенную территорию Российской Федерации как фактическое пересечение товарами и (или) транспортными средствами таможенной границы и все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до их выпуска таможенными органами.

Вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации - подача таможенной декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз товаров и (или) транспортных средств, а также все последующие предусмотренные ТК РФ действия с товарами и (или) транспортными средствами до фактического пересечения ими таможенной границы.

К действиям, непосредственно направленным на вывоз товаров и (или) транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации, относятся вход (въезд) физического лица, выезжающего из Российской Федерации, в зону таможенного контроля, въезд автотранспортного средства в пункт пропуска через Государственную границу Российской Федерации в целях убытия его с таможенной территории Российской Федерации, сдача транспортным организациям товаров либо организациям почтовой связи международных почтовых отправлений для отправки за пределы таможенной территории Российской Федерации, действия лица, непосредственно направленные на фактическое пересечение таможенной границы товарами и (или) транспортными средствами вне установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации мест.

Как видно из приведенных определений, как ввоз, так и вывоз включает в себя все действия, предусмотренные ТК РФ, с товарами и транспортными средствами международной перевозки, т.е. ввоз и вывоз представляют собой таможенное оформление. Если это не совпадающие понятия, как и должно быть, то в чем заключается их различие? С другой стороны, если осуществлены действия по ввозу, например, пересечена таможенная граница и товар находится на таможенной территории, но не выполнены "все последующие действия", то в таком случае можно прийти к выводу, что отсутствует ввоз.

При определении таможенного оформления как каких-то действий необходимо иметь в виду понятие "таможенные операции", которые представляют собой отдельные действия, совершаемые лицами и таможенными органами при таможенном оформлении товаров и транспортных средств (ст. 11 ТК РФ), т.е. такие действия совершаются при совершении каких-то других действий, образующих таможенное оформление.

Какова взаимосвязь таможенного оформления и таможенного контроля? Содержание таможенного оформления в законе не раскрывается, таможенный контроль определяется как совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства (ст. 11 ТК РФ).

Характер любого вида контроля, включая таможенный, имеет активную направленность и осуществляется действиями, например прием и проверка декларации, проведение осмотра и досмотра, проверка документов и т.д. Как уже указывалось выше, таможенное оформление - это действия, которые совершаются таможенными органами и лицами, перемещающими товары и транспортные средства. Таможенный контроль также складывается из действий, тогда чем отличаются контрольные действия от действий, совершаемых при таможенном оформлении? Тем более что действия, связанные с контролем, выполняются в рамках таможенных процедур. Может ли таможенное оформление существовать самостоятельно без таможенного контроля и наоборот? Все действия, которые выполняются при перемещении товаров и транспортных средств, вызываются проведением таможенного контроля, представляется, что таможенное оформление в сложившемся понимании дублирует таможенный контроль.

Несмотря на то что ТК РФ не определяет понятие "таможенное оформление", тем не менее таможенному оформлению выделяется самостоятельное место в разделе II "Таможенные процедуры", в подразделе 1 "Таможенное оформление". Данный подраздел содержит несколько глав и начинается с главы 8 "Основные положения, относящиеся к таможенному оформлению", далее следуют главы: 9 "Прибытие товаров на таможенную территорию Российской Федерации", 10 "Внутренний таможенный транзит", 11 "Таможенный перевозчик", 12 "Временное хранение товаров", 13 "Убытие товаров с таможенной территории Российской Федерации", 14 "Декларирование товаров", 15 "Таможенный брокер", 16 "Выпуск товаров".

Такая структура подраздела 1 приводит к заключению, что только перечисленные главы относятся непосредственно к таможенному оформлению, другие подразделы имеют самостоятельное содержание.

Если таможенное оформление рассматривать как совокупность действий, связанных с перемещением товаров и транспортных средств, возникает вопрос о включении в подраздел 1 таких глав, как "Таможенный перевозчик", "Таможенный брокер". Нормы, содержащиеся в главе "Таможенный перевозчик", регулируют отношения, связанные с предпринимательской деятельностью указанного перевозчика: лица, которые могут выступать в качестве перевозчика, характер отношений между перевозчиком и отправителями товаров либо экспедиторами; условия включения в Реестр таможенных перевозчиков, порядок подачи заявления о включении в Реестр, его содержание; свидетельство о включении в Реестр; обязанности таможенного перевозчика; отзыв свидетельства о включении в Реестр.

Нормы главы 15 регулируют отношения, связанные с деятельностью таможенного брокера (представителя): требования к лицам, которые могут выступать в качестве таможенного брокера, условия включения в Реестр таможенных брокеров и т.д.

Перечисленные нормы с учетом их содержания вряд ли можно отнести к производству таможенного оформления как совокупности действий, подлежащих выполнению в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, вызывающих возникновение в связи с этим правоотношений. Таможенный перевозчик и таможенный брокер могут выступать в качестве субъектов правоотношений по перемещению товаров и других действий после того, как приобретут статус перевозчика или брокера в соответствии с нормами, содержащимися в главах 11 и 15 ТК РФ. Таким образом, правоотношения, связанные с приобретением статуса перевозчика или брокера, возникают не в связи с перемещением товаров через таможенную границу, они носят самостоятельный характер, имеющий цель организовать определенную деятельность. С включением в реестры лица становятся субъектами права, но это не значит, что они могут стать субъектами правоотношений по таможенному оформлению.

Представляется, что данные нормы необоснованно включены в главу 8, содержащую основные положения, относящиеся к таможенному оформлению.

Что представляют по своему содержанию нормы, относящиеся к основным положениям, регулирующим таможенное оформление? Данные нормы регулируют порядок производства таможенного оформления, т.е. процедуру или процесс.

В главу 8 включены нормы, регулирующие порядок производства таможенного оформления (ст. 59), начало и завершение таможенного оформления (ст. 60), разрешение таможенного органа на совершение таможенных операций (ст. 61), место и время производства таможенного оформления товаров (ст. 62), документы и сведения, необходимые для таможенного оформления (ст. 63), таможенные сборы за таможенное оформление (ст. 63.1), присутствие заинтересованных лиц и их представителей для производства таможенного оформления (ст. 64), язык, на котором производится таможенное оформление (ст. 65), таможенное оформление и контроль иных государственных органов (ст. 66), первоочередной порядок таможенного оформления (ст. 67), специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных лиц (ст. 68).

Таким образом, рассмотренные нормы по своему содержанию более относятся к процессуальным нормам.

Классификация норм, содержащихся в главе 8, на материальные и процессуальные должна отразиться на содержании понятия "таможенное оформление", которое можно определить как совокупность процессуальных норм, регулирующих общий порядок выполнения таможенных операций. Следовательно, таможенное оформление представляет собой совокупность действий процессуального характера, предусмотренных общим порядком выполнения таможенных операций.

Если исходить из места таможенного оформления в структуре ТК РФ, то следует определить отношение таможенного оформления к таможенным процедурам. Представляет интерес то, что таможенное оформление входит в подраздел 1 раздела II "Таможенные процедуры". В рассматриваемом подразделе содержатся не все процедуры, предусмотренные ТК РФ. Так, таможенные режимы, которые также определяются как таможенные процедуры, перечислены в самостоятельном подразделе 2, специальные таможенные процедуры - подразделе 3.

Исходя из положения в ТК РФ (раздел II "Таможенные процедуры"), таможенное оформление - это процедура, но содержание процедуры, которое раскрывается в ст. 11 ТК РФ, совершенно иное, т.е. совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей. Содержание положений главы 8 ТК РФ не подходит к понятию "процедура" с точки зрения определения правового статуса товаров и транспортных средств.

Таможенный режим представляется как таможенная процедура, определяющая совокупность требований и условий, включающих порядок применения таможенных пошлин, налогов, запретов и ограничений в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки, а также статус товаров и транспортных средств международной перевозки для таможенных целей в зависимости от целей их перемещения через таможенную границу и использования на таможенной территории либо за ее пределами.

В чем заключаются различия двух указанных таможенных процедур? Как следует из определений рассматриваемых процедур, и та и другая устанавливает правовое положение товаров и транспортных средств. Таможенный режим дополнительно включает в себя требования и условия в отношении таможенных пошлин, налогов и запретов и ограничений, но данные требования и условия характерны и для других таможенных процедур. Так, таможенный транзит - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения мер нетарифного регулирования (ст. 188 проекта). Следует отметить, что временное хранение товаров - хранение иностранных товаров под таможенным контролем в местах временного хранения до их выпуска в соответствии с заявленной таможенной процедурой либо до совершения иных действий, предусмотренных ТК, происходит без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к ним ограничений.

В ТК РФ приведена классификация режимов: основные таможенные режимы; экономические режимы; завершающие режимы и специальные режимы; но значение такой классификации и ее цель в последующих положениях проекта не раскрываются.

В научной литературе уже указывалось на опыте ТК РФ, что "при избрании данного наименования (основные таможенные режимы. - Прим. авт.) законодатель, вероятно, учел наибольшую распространенность этой группы таможенных режимов. Несовершенство данного наименования, на наш взгляд, состоит в том, что по правилам дихотомического деления при этом необходимо было выделить и "частные таможенные режимы".

"Несколько видов таможенных режимов (реимпорт, реэкспорт, уничтожение, отказ в пользу государства) законодателем впервые объединены в группу завершающих таможенных режимов. На наш взгляд, такой термин является условным и с позиции формальной логики - несовершенным. В юридической литературе на это обстоятельство не обращается внимания и, что является более важным, отсутствует правовое обоснование использования в таможенном законодательстве термина "завершающие таможенные режимы".

Выделение некоторых режимов в категорию экономических не свидетельствует об отсутствии такого признака в характеристике других режимов, поскольку все они имеют экономическое значение. Очевидно, что появление режимов вызвано хозяйственной практикой.

Классификация режимов в приведенном виде не исключает других ее вариантов, например, ряд режимов отвечает интересам торговли (таможенный склад, беспошлинная торговля), промышленности (режимы переработки). Возможна классификация, в основе которой может быть освобождение от уплаты таможенной пошлины, налогов и т.д.

Следует отметить, что вопросы, связанные с использованием понятий "таможенное оформление", "таможенные режимы", достаточно широко обсуждались в литературе, поскольку Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур не содержит таких понятий. Введение их в ТК РФ не упрощает, а делает более сложным для понимания и применения его положений.

В публикациях по проблемам таможенного права отмечалось, что "понятия "таможенные процедуры", "таможенные режимы" сформулированы таким сложным образом, что они явно не соответствуют требованию простоты и ясности изложения, которые, так же как и в Киотской конвенции, зафиксированы в ТК РФ", с чем приходится согласиться.

Представляется, что построение и содержание Конвенции должны более полно учитываться при разработке проекта Кодекса, поскольку их логика является последовательной и более простой.

Специальные приложения Конвенции можно классифицировать на приложения, содержащие правила, регулирующие выполнение действий, 1) предшествующих подаче декларации на товары и 2) необходимых для помещения товаров под процедуры выпуска товаров для внутреннего потребления, экспорта и т.д., т.е. связанных с подачей декларации на товары, т.е. для "очистки".

Таким образом, перечисленные действия проводятся в два этапа. Первый этап включает в себя все действия, осуществляемые заинтересованными лицами и таможенным органом с момента ввоза товаров на таможенную территорию до момента помещения их под "очистку".

Таможенные формальности, предшествующие подаче декларации на товары, включают в себя действия по ввозу товаров на таможенную территорию с пересечением таможенной границы и временным хранением товаров под таможенным контролем в специальных помещениях или на участках территории в ожидании подачи декларации на товары.

По выполнении указанных действий заинтересованное лицо должно подать декларацию на товары, представляющую собой заявление, составленное по установленной форме, в котором указывается процедура, подлежащая применению в отношении товаров, и сведения, необходимые для осуществления данной процедуры.

Выделение двух этапов выполнения таможенных формальностей позволяет определить последовательность их проведения и придания особого места подаче декларации на товары, когда определяется в таможенных целях правовой статус товаров. Подача декларации на товары выступает в качестве основного этапа, предшествующие формальности, хотя и носят самостоятельный характер, направлены на подготовку к подаче декларации. Кроме того, обособление таможенных формальностей на основе этапов их осуществления позволяет выделить круг действий, связанных с подачей декларации на товары.

Выполнение таможенных формальностей, т.е. определенных действий, должно проходить в соответствии с правилами и процедурами, которые содержатся в Генеральном приложении и Специальных приложениях. Кроме правил и процедур в Конвенции употребляется понятие "операция". Содержание приведенных понятий в Конвенции не раскрывается, однако анализ соответствующих положений позволяет сделать вывод, что процедура представляет собой совокупность действий, выполняемых с соблюдением правил, которые являются правовыми нормами, устанавливающими порядок их совершения. Операцию можно рассматривать как отдельное действие в ряду других, установленных конкретной процедурой. Таможенные формальности в соответствии с главой 2 Генерального приложения означают все операции, которые должны совершаться лицами, которых это касается, и таможенной службой в целях соблюдения таможенного законодательства. Операции, которые выполняются при помещении товаров для внутреннего потребления, экспорта и т.д., объединяются в соответствующие процедуры.

Введение в российское таможенное законодательство понятий "таможенное оформление", "таможенный режим" привело к возникновению внутренних противоречий, поскольку таможенный режим определяется как таможенная процедура одновременно с другими процедурами и таможенным оформлением без его содержания.

Рассмотренные выше положения Конвенции более отражают взаимосвязь между действиями, подлежащими выполнению по поводу перемещения товаров и средств перевозки через таможенную границу.

Необходимо принять во внимание, что понятия "таможенное дело", "таможенное оформление", "таможенный режим" за свою короткую историю уже меняли свое содержание и до настоящего времени их содержание вызывает различные подходы, что свидетельствует о не совсем удачном опыте использования данных понятий в российском таможенном праве.