Содержание договора воздушной перевозки

 

Права и обязанности сторон договора перевозки груза

 

1. Положения Варшавской и Монреальской конвенций об условиях выполнения международных перевозок довольно кратки и относятся в основном к перевозкам грузов.
Прежде всего гл. II Варшавской конвенции содержит целый ряд постановлений в отношении содержания авиагрузовой накладной, которые практически все сохранены в тексте гл. II Монреальской конвенции. В частности, обе Конвенции предусматривают, что содержащиеся в перевозочных документах данные о весе, размерах и упаковке груза, а также о числе мест считаются достоверными, если перевозчик не докажет иного (ст. 11). Для оспаривания этих данных недостаточно общих заявлений об их ошибочности. Необходимы конкретные, как правило, письменные доказательства: выписки из книг учета, официальные результаты расследований и т.п. Данные перевозочных документов о количестве, объеме и состоянии груза считаются достоверными лишь в том случае, если перевозчик произвел их проверку в присутствии отправителя с указанием об этом в авиагрузовой накладной или квитанции на груз либо если эти данные касаются внешнего состояния груза.
Отправителю предоставлен целый ряд прав, дающих ему возможность распоряжаться грузом в пути (ст. 12 Конвенций). Предъявив перевозчику экземпляр авиагрузовой накладной или квитанции на груз, отправитель может забрать груз в аэропорту отправления или назначения, задержать его в ходе перевозки в любом пункте посадки, потребовать выдачи новому получателю или возврата в аэропорт отправления. При этом отправитель обязан возместить все расходы, возникающие при осуществлении его права на распоряжение грузом. Если перевозчик выполняет указания отправителя, не требуя от него предъявления экземпляра перевозочного документа, перевозчик несет все риски, связанные с негативными для него последствиями несоблюдения указанного правила.
При невозможности выполнить распоряжения отправителя перевозчик обязан немедленно уведомить его об этом. Право распоряжения грузом принадлежит отправителю до выдачи груза получателю. Однако это право возобновляется, если получатель отказывается принять груз либо с ним невозможно связаться. Эти положения Варшавской и Монреальской конвенций соответствуют п. п. 2 и 4 ст. 430 ГК РФ, согласно которым с момента выражения третьим лицом должнику намерения воспользоваться своим правом по договору стороны уже не могут расторгать или изменять заключенный ими договор без согласия третьего лица (в данном случае получателя). Когда же третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор снова может воспользоваться этим правом.
Распоряжение грузом отправителем в пути не следует путать со свойством коносамента при морских перевозках как ценной бумаги, дающей ее владельцу возможность распоряжаться грузом как товаром (продавать, закладывать и т.п.). Как правило, перевозочные документы на воздушном транспорте не являются товарораспорядительными. Накладная не может быть передана по индоссаменту. Высокая скорость доставки груза лишает практического смысла существования авиагрузовой накладной со статусом ценной бумаги.

Важное практическое значение имеют правила о порядке выдачи груза в пункте назначения (ст. 13 Конвенций). Перевозчик обязан немедленно известить получателя о прибытии груза, если иное не оговорено соглашением. Получатель как третье лицо, в пользу которого заключен договор перевозки, вправе требовать выдачи прибывшего в его адрес груза только после уплаты всех причитающихся платежей и выполнения других условий договора перевозки. Груз считается утраченным, если перевозчик сам заявил об этом или груз не прибыл к месту назначения в течение семи дней со дня, установленного для его прибытия. В этих случаях "получатель вправе осуществить по отношению к перевозчику права, вытекающие из договора перевозки" (п. 3 ст. 13 Конвенций).
Отправитель и получатель могут осуществлять права, вытекающие из ст. ст. 12 и 13 Конвенций, каждый только от своего имени, независимо от того, действуют ли они в своих собственных интересах или в интересах третьего лица (ст. 14). Не имеет значения, являются ли отправитель и получатель собственниками, владельцами грузов или действуют в качестве агентов таковых. Ведь получателем, равно как и отправителем, груза может быть лицо, не обладающее вещными правами на груз, например экспедитор. В числе основных обязанностей экспедитора, вытекающих из положения ст. 801 ГК РФ, организация перевозки груза, заключение от имени клиента или от своего имени договоров перевозки груза, обеспечение отправки и получения груза. Условием для осуществления этих прав отправителем и получателем является выполнение "обязательств, налагаемых договором перевозки". Имеется в виду прежде всего оплата стоимости перевозки. Кроме того, получатель в пункте назначения оплачивает дополнительные расходы перевозчика, возникшие в ходе перевозки (см. 3.3.3).
Отступление от правил Варшавской и Монреальской конвенций о распоряжении грузом в пути, его выдаче в пункте назначения возможно, однако, только путем внесения соответствующих специальных оговорок в накладную или квитанцию на груз (п. 2 ст. 15 Конвенций).
2. Более подробно условия перевозки грузов регламентируются в правилах перевозок авиакомпаний, разрабатываемых на основе рекомендуемой практики ИАТА, Общими правилами перевозок. Правилами регулируются условия приема грузов к перевозке, их доставки и выдачи в пункте назначения. Правила перевозок определяют требования к принимаемому грузу, связанные с обязательным наличием разрешений на его вывоз и ввоз в соответствии с законами стран отправления, транзита и назначения, с допустимыми габаритами и массой груза, его упаковкой и маркировкой, безопасностью его транспортировки. Некоторые особые виды грузов (опасные, скоропортящиеся, животные и др.) принимаются к перевозке только на специальных условиях.
Грузоотправитель вправе объявить ценность отправляемого груза. За объявление ценности взимается плата, установленная перевозчиком. Порядок перевозки груза с объявленной ценностью устанавливается перевозчиком (см. раздел 4.4.5).
В целях безопасности перевозки и сохранности груза перевозчику предоставляются возможности по изменению расписания, сроков и маршрута перевозки, типа воздушного судна, передачи груза другому перевозчику и на другой вид транспорта, если это вызвано обстоятельствами, не зависящими от перевозчика.
По прибытии в пункт назначения груз выдается только получателю либо уполномоченному им лицу под расписку. Выдачей груза получателю считается также передача его таможенным и иным государственным органам по их требованию или при отсутствии получателя. Груз выдается в аэропорту, если договором не была предусмотрена его доставка в адрес получателя. Уведомление о прибытии груза обычно должно быть направлено получателю в течение 12 часов с момента прибытия воздушного судна, а в отношении скоропортящегося, опасного груза или животных - в течение трех часов.
Получение груза без возражений создает презумпцию того, что он был получен в надлежащем состоянии и в соответствии с условиями договора (см. раздел 4.2).
В случае отказа грузополучателя от принятия груза перевозчик, направив отправителю соответствующее уведомление, может вернуть груз в пункт отправления или реализовать его после хранения в течение 30 дней, а скоропортящиеся грузы - немедленно.

 

Права и обязанности сторон договора перевозки пассажира и его багажа

 

Не менее подробно Условиями перевозок ИАТА и российскими Общими правилами перевозок урегулированы условия договора перевозки пассажира и его багажа.
1. Условия перевозок ИАТА, правила перевозок авиакомпаний устанавливают, что срок действия пассажирского билета составляет один год и может быть продлен в случае болезни пассажира или по причинам, зависящим от перевозчика.
Пассажир допускается к перевозке только при наличии у него действительного авиабилета, должным образом оформленного перевозчиком или его агентом на бумажном или электронном носителе. Если пассажир не имеет либо не предъявит билет, содержащий пассажирский купон и купон на его перевозку соответствующим рейсом, он к перевозке не допускается. Эти правила ни в коей мере не противоречат указаниям ст. 3 Варшавской и Монреальской конвенций о том, что "отсутствие, неправильность и утеря билета не влияют ни на осуществление, ни на действительность договора о перевозке".
При утрате билета пассажиром по его просьбе перевозчик обязан выдать взамен новый билет, если имеются доказательства того, что ему действительно был выдан билет для полета по соответствующему маршруту. Пассажир, в свою очередь, обязан дать перевозчику в письменном виде обязательство возместить (в пределах применяемого тарифа) убытки, которые у перевозчика могут возникнуть в случае, если утраченный билет будет кем-то использован. При выдаче дубликата билета с пассажира взимаются сборы, предусмотренные правилами перевозок авиакомпаний.
По старым Правилам внутренних перевозок (п. 3.1.1) утраченные билеты не возобновлялись, дубликаты не выдавались и уплаченные за билет деньги не возвращались. Решением ВС РФ от 23 августа 2005 г. N ГКПИ05-732 это положение Правил было признано недействующим. Оно справедливо было квалифицировано как допускающее односторонний отказ от исполнения обязательства и противоречащее ст. 310 ГК РФ и ст. 107 ВК РФ. Соответственно противоречащим действующему гражданскому законодательству было признано положение о возможности для перевозчика не возвращать деньги, уплаченные за проезд.

Ссылка же суда при этом на ст. 3 Варшавской конвенции, как имеющей в данном деле обязательное значение для РФ, представляется не совсем корректной, поскольку речь шла о внутренней перевозке, на которую эта Конвенция распространяться не может.
Теперь, согласно п. 69 Общих правил перевозок, перевозчик обязан немедленно принять все зависящие от него меры для установления факта заключения договора воздушной перевозки пассажира, если билет утрачен пассажиром, либо неправильно оформлен, либо поврежден. Если при этом установлено, что договор воздушной перевозки пассажира действительно был заключен, то перевозчик принимает пассажира к перевозке согласно условиям заключенного договора воздушной перевозки пассажира с соответствующим оформлением билета.
Очевидно, что длительность процедуры оформления дубликата, как правило, не дает пассажиру, явившемуся к регистрации на рейс без билета, возможность вылететь рейсом, в нем указанным. По желанию пассажира вместо выдачи дубликата ему может быть возвращена стоимость утраченного билета с взиманием соответствующих сборов.
2. Правилами перевозок устанавливается возраст детей, которых перевозчик обязан перевезти вместе с пассажиром на льготных условиях. Согласно российским Общим правилам перевозок за перевозку одного ребенка не старше двух лет без предоставления ему отдельного места взимается 10% тарифа. За перевозку других детей до двух лет, а также детей от двух до 12 лет с предоставлением им отдельных мест - 50% тарифа.
Пассажир вправе сдавать к перевозке вещи и предметы в качестве багажа, с оплатой по установленному тарифу, для доставки их к месту назначения в специальных багажных помещениях под ответственность перевозчика. Пассажир вправе объявлять ценность сданного багажа с уплатой установленного сбора. Как правило, багаж доставляется тем же рейсом, что и пассажир. Авиакомпаниями устанавливаются нормы бесплатного провоза багажа по весу. Как правило, это составляет 20 кг для пассажиров экономического класса и 30 кг по билету 1-го класса. ВК РФ предусматривает минимальную норму - 10 кг (ст. 106). По условиям перевозок ИАТА перевозчиками могут устанавливаться требования по весу одного места багажа, его габаритам, содержимому, упаковке. Информацию о таких требованиях и правилах можно получить у перевозчика. За перевозчиком закрепляется право досмотра багажа и ручной клади.
Не сданные в багаж и оставленные при себе вещи пассажир может провозить при условии, что они по своим размерам и весу без затруднения могут быть размещены в специально отведенных для них местах салона воздушного судна и будут находиться под наблюдением пассажира.
3. Перевозчик обязан предоставить пассажиру место согласно купленному билету, а при невозможности этого - другое место. При согласии пассажира занять место меньшей стоимости ему возвращается разница, однако пассажир вправе отказаться от предложенной замены. Это так называемый случай "вынужденного отказа" пассажира от перевозки (подробнее см. раздел 3. 3.5).

 

Провозная плата

 

Поскольку договор воздушной перевозки является возмездным, стоимость перевозки является существенным его условием. При заключении договора перевозки регулярными рейсами перевозчиком с пассажиров и грузовладельцев взимается провозная плата, которая указывается в перевозочном документе. В некоторых случаях оплата перевозки и оформление билета могут производиться до бронирования: оформление билета с открытой датой отправления, со статусом ожидания или после окончания регистрации и оформления багажа.
Перевозка грузов в кредит выполняется только в исключительных случаях и при условии предварительного согласия перевозчика. Если расходы по перевозке не могут быть определены при заключении договора, перевозчик вправе потребовать внесения денежного депозита. В свою очередь, грузоотправитель обязан возместить все расходы перевозчика, связанные с доставкой груза. В ходе перевозки могут начисляться штрафы за простои по вине отправителя или вызванные неправильным оформлением им перевозочных документов. Возникают расходы в связи с включением в грузовую отправку запрещенных законом предметов, с неправильной, неполной маркировкой или неудовлетворительной упаковкой груза отправителем, неверным указанием количества мест, массы, объема, ценности груза или адреса получателя, отсутствием или поздним предоставлением разрешений на экспорт и иных требуемых документов и т.п. Такие расходы перевозчика также подлежат оплате.
В силу общих норм гражданского законодательства (ст. ст. 359, 360 ГК РФ) за перевозчиком остается право удержания груза в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей.
Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками (п. 3 ст. 64 ВК РФ). Таким образом, воздушные перевозчики самостоятельно устанавливают тарифные ставки исходя из себестоимости перевозок с учетом разумной прибыли. Двусторонние межправительственные соглашения о воздушном сообщении, как правило, предусматривают, что тарифы на международных линиях подлежат согласованию между назначенными авиапредприятиями и одобрению авиационными властями обоих государств. В целях исключения нездоровой конкуренции на международных авиалиниях ИАТА определяет минимальные тарифные ставки, которые должны применять ее члены на регулярных линиях и уровень которых весьма высок. На практике авиакомпании для привлечения клиентуры часто используют конфиденциальные тарифы. Тем не менее официальные тарифы перевозчика должны быть зарегистрированы и опубликованы. Правилами перевозок определяется общий порядок применения и построения тарифов, различных сборов, исчисления платы за перевозку. Сами тарифы и правила их применения содержатся в публикуемых сборниках тарифов авиакомпаний, в основе которых лежат рекомендованные ИАТА ставки провозных платежей и расчетов по перевозкам.
Плата за перевозку взимается за кратчайшее расстояние, на которое осуществляются перевозки, независимо от фактического расстояния, если оно увеличивается по причинам, зависящим от перевозчика. Плата за перевозку груза исчисляется путем умножения соответствующего грузового тарифа на общую массу грузовой отправки. При перевозке легковесного груза плата исчисляется на основе его объема. Для отдельных категорий грузов имеются специальные правила о расчетах за перевозки. Все налоги, пошлины и сборы, налагаемые на перевозимый груз государственными органами, в опубликованные тарифы и сборы не входят и подлежат уплате отправителем или получателем.
В целях защиты интересов перевозчиков, обеспечивающих регулярное воздушное сообщение, законодательство многих стран предусматривает возможность установления минимальных цен на нерегулярные (чартерные) перевозки, если они осуществляются на маршрутах, совпадающих с регулярной линией (см., например, п. 2 ст. 64 ВК РФ). За основу при исчислении цены чартера обычно берется себестоимость летного часа того типа воздушного судна, который фрахтуется. Сюда включаются амортизационные отчисления, эксплуатационные расходы, главной статьей которых являются расходы на топливо, оплата содержания и работы экипажа, аэронавигационные и аэропортовые сборы и т.п. Перевозчики, специализирующиеся на чартерных (нерегулярных) рейсах, для обеспечения 100-процентной загрузки своих рейсов нередко снижают расходы, используя изношенную авиатехнику, экономя на борт-питании и других услугах, предоставляемых пассажирам на регулярных рейсах. ИАТА не регулирует чартерные цены, а чартерные перевозчики часто не являются членами этой организации. Одной же из основных задач государственного управления воздушным транспортом является поддержание и развитие регулярного воздушного сообщения.
Стандартные формы чартеров сохраняют за фрахтовщиком право повышать согласованную стоимость чартерной перевозки в связи с изменением цен на топливо в период между датой заключения договора и датой выполнения рейса. Если государственные органы устанавливают минимальные цены для чартерных перевозок и эти цены превышают согласованные в чартере, фрахтователь также обязан доплатить разницу.
Условия и порядок оплаты чартерных рейсов также определяются договором фрахтования, проформами чартеров. Полная оплата цены чартера, как правило, производится до начала выполнения рейса. При заключении договора предусматривается уплата задатка, как правило, не менее 10% его цены, который имеет обеспечительную функцию и не возвращается в случае расторжения договора по инициативе фрахтователя.
В выдаваемом пассажиру чартерного рейса авиабилете цена его перевозки обычно не указывается и делается отсылка к чартеру. То же самое можно сказать о грузовой накладной, выдаваемой при приеме груза к чартерной перевозке.

 

Сроки перевозки

 

1. Каких-либо указаний в отношении продолжительности сроков доставки пассажиров, багажа и грузов международные конвенции не содержат. Это относится и к внутренним законам большинства государств. Согласно ст. 792 ГК РФ перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок.
О сроках доставки пассажира, багажа и груза в ВК РФ сказано, что они определяются установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок и договором (п. 1 ст. 103 и ст. 109). Общие правила перевозок отсылают по этому вопросу к договору воздушной перевозки.
Поэтому ответственность перевозчика, как правило, наступает в случае нарушения сроков перевозки, определенных перевозчиком в объявленном расписании и (или) в договоре. При отсутствии твердых сроков перевозки в любом случае на авиакомпании лежит обязанность осуществить ее в разумные, нормально необходимые для этого сроки с учетом скоростных особенностей воздушного транспорта. Такой вывод находит свое подтверждение как в судебно-арбитражной практике, так и в специальной юридической литературе. Согласно Условиям перевозок ИАТА перевозчик обязан принять все меры к тому, чтобы избежать задержек при перевозке.

Российский законодатель, международные правила, отдавая приоритет интересам безопасности перевозки, сохранности жизни и здоровья граждан, фактически не вмешиваются в вопрос о сроках перевозки и предоставляют перевозчику полную свободу самому их регулировать.
Условия перевозок ИАТА, Общие правила перевозок на законном основании устанавливают порядок определения сроков воздушной перевозки, возможность внесения изменений в расписание перевозок, договор воздушной перевозки.
2. Общие условия перевозок ИАТА, правил перевозок авиакомпаний, а также условия, содержащиеся в авиабилете, предусматривают, что время отправления и прибытия, указанное в билетах, расписании, не гарантируется и не является условием договора перевозки, что расписание может быть изменено, а перевозчик может, если того требуют обстоятельства, изменить маршрут, пропустить пункт посадки, указанный в билете или в расписании, без предупреждения заменить тип воздушного судна, указанный в расписании, отменить, прервать, перенести, задержать выполнение любого своего рейса. При этом интересы клиента обеспечены предоставлением ему законом ряда прав, среди которых предусмотренное ст. 106 ВК РФ право бесплатного пользования услугами комнат отдыха, комнат матери и ребенка, а также местом в гостинице при перерыве в воздушной перевозке по вине перевозчика или при вынужденной задержке воздушного судна при отправке и (или) в полете.
Отменяя, прерывая, перенося, задерживая выполнение любого своего рейса, перевозчик по согласованию с пассажиром и с учетом его интересов обязан выполнить перевозку другим своим рейсом, или передать пассажира другому перевозчику, или организовать перевозку другим видом транспорта.
При этом пассажир или грузоотправитель вправе потребовать расторжения или изменения договора перевозки. При отказе от перевозки рейсом, который задержан по причинам, не зависящим от пассажира, сбор с него при возврате стоимости авиабилета не взыскивается.
Эти условия являются стандартными для перевозчиков стран мира. Они находятся в полном соответствии со ст. 9 Общих условий перевозки (пассажиров и багажа) ИАТА и в том или ином виде включены в правила перевозок и бланки авиабилетов авиакомпаний мира. Они ни в коей мере не умаляют ответственности перевозчика за задержку при перевозке, установленной международными конвенциями и внутренним законодательством государств, если такая задержка произошла по вине перевозчика (см. раздел 4.6.5).
Рассматриваемые, часто критикуемые в литературе, положения правил перевозок предоставляют широкие полномочия перевозчикам, и некоторые недобросовестные перевозчики нередко пытаются использовать их при защите своих интересов в суде. Однако эти положения базируются не на "отношении к пассажирам как к бесправному источнику доходов" и не на "сложившихся с советских времен абсолютной монополии транспортных ведомств представлениях", а на принципах обеспечения безопасности полетов, на таких постулатах воздушного права, как, например, ст. 58 ВК РФ, согласно которой только командир судна имеет право принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке, в частности в целях сохранения жизни людей. Причем согласно той же статье такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний органов единой системы организации воздушного движения и задания на полет.

Воздушный перевозчик не имеет возможностей обычного предпринимателя дать гарантии на свой продукт в части, касающейся сроков исполнения своих обязательств по договору перевозки. Как добросовестный предприниматель, он предупреждает клиента в авиабилете и своих правилах перевозок о том, что иногда возникают ситуации, при которых он по причинам, как правило, не зависящим от него, вынужден изменять время выполнения рейса, а время, указанное в расписании, просто не может быть гарантировано.
Эта правовая позиция, изложенная автором в литературе, позже нашла свое отражение в решении ВС РФ от 17 мая 2006 г. N ГКПИ06-498, оставившем без удовлетворения иск о признании недействительными названных положений прежних Правил перевозок, многие из которых правомерно сохранены в новых российских Общих правилах перевозок.

Как подчеркнуто в решении ВС РФ, эти положения Правил перевозок регламентируют деятельность перевозчика по соблюдению расписания и не регулируют вопросы ответственности перевозчика за просрочку доставки пассажира. Предусмотренная этим пунктом возможность изменения расписания без предупреждения относится к организации осуществления воздушной перевозки и не может рассматриваться как условие договора, которое требуется согласовывать с пассажиром. Возможность изменения маршрута, пропуска пункта посадки, указанного в билете или в расписании, допускается, если того требуют обстоятельства.

На случай просрочки доставки багажа правила перевозок авиакомпаний содержат указания о выплате (в установленных пределах) денежных сумм для приобретения предметов первой необходимости. На международных российских авиалиниях сумма таких выплат, как правило, составляет 30 долл. США.

 

Расторжение договора

 

1. Международные конвенции не содержат положений, касающихся расторжения договора международной воздушной перевозки. В качестве исключения можно рассматривать лишь ст. 12 Варшавской и Монреальской конвенций, дающую право отправителю распоряжаться грузом, забирая его в аэропорту отправления. Из содержания Конвенций следует, что указанное право возникает у отправителя при условии оплаты за перевозку (выполнения им всех обязательств, вытекающих из договора перевозки) и при условии, что его осуществление не наносит ущерба перевозчику или другим отправителям. При этом он обязан возместить перевозчику все расходы, вытекающие из применения этого права.
В остальном возможность и условия расторжения договора международной воздушной перевозки регулируются внутренним законодательством и правилами перевозок.
2. Перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира или груза только в строго ограниченных случаях, предусмотренных ст. 107 ВК. Прежде всего это случаи нарушения пассажиром, грузоотправителем или их отказа выполнять касающиеся воздушной перевозки требования федеральных авиационных, паспортных, таможенных, санитарных и иных законов и правил Российской Федерации и государства вылета, назначения или транзита. Перевозчик, в частности, может расторгнуть договор при наличии в вещах, находящихся при пассажире, а также в багаже (грузе) запрещенных к перевозке предметов или веществ, при нарушении пассажиром правил поведения на борту воздушного судна, создающем угрозу безопасности полета либо угрозу жизни или здоровью других лиц, невыполнении пассажиром распоряжений командира воздушного судна, предъявленных в соответствии со ст. 58 ВК. Перевозчик вправе также расторгнуть договор при отказе пассажира оплатить провоз своего багажа, вес которого превышает установленные нормы бесплатного провоза багажа, перевоз следующего с ним ребенка.
Последним основанием расторжения перевозчиком договора перевозки в одностороннем порядке согласно ст. 107 ВК является состояние здоровья пассажира, требующее особых условий его перевозки, либо угрожающее безопасности самого пассажира или других лиц, либо создающее беспорядок и неустранимые неудобства для них. Такое состояние здоровья должно быть подтверждено медицинскими документами.
В случае прекращения действия договора перевозки по инициативе перевозчика пассажиру, грузовладельцу, грузоотправителю возвращается сумма, уплаченная за воздушную перевозку. Исключение составляет случай расторжения в связи с нарушением пассажиром правил поведения на борту и невыполнением им распоряжений командира судна. Содержащийся в ст. 107 перечень оснований одностороннего расторжения договора является исчерпывающим. Так, например, утрата пассажиром билета не является основанием для расторжения договора перевозчиком.

Согласно п. 3 ст. 85 ВК РФ при отказе пассажира воздушного судна от предполетного досмотра договор воздушной перевозки пассажира считается расторгнутым. Это положение ВК представляет собой изъятие из принципа свободы договора, обусловленное интересами безопасности перевозки.
Изложенные положения ВК РФ дублируются Общими правилами перевозок. Между тем условия перевозок ИАТА содержат в этом отношении некоторые дополнительные указания. Например, перевозчик вправе отказать пассажиру в перевозке, если имеются основания полагать, что его поведение и совершенные в предыдущем полете проступки могут повториться. Перевозчик может расторгнуть договор при отсутствии у пассажира документов, разрешений на въезд в страну пункта назначения или транзит и потребовать возмещения убытков в связи с его депортацией.
Как право перевозчика на односторонний отказ от договора часто истолковываются упоминавшиеся выше положения правил перевозок о возможности перевозчика отменить, прервать, перенести, задержать выполнение любого своего рейса.
На самом деле эти положения условий перевозок ИАТА и российских Общих правил перевозок (п. 76) не допускают одностороннего отказа перевозчика от исполнения обязательства, возникшего из договора воздушной перевозки пассажира, а служат интересам безопасности полетов воздушных судов. Они не противоречат ни ГК, ни ВК и направлены на надлежащее исполнение перевозчиком обязательства по перевозке пассажира в пункт назначения. К такому выводу пришел и ВС РФ, который, как уже было сказано, оставил без удовлетворения иск о признании недействительными этих положений Правил.

3. Согласно Правилам Европейского союза N 261/2004 при отмене рейса перевозчиком (Cancellation) пассажиру выплачивается компенсация, если перевозчик не докажет, что он был вынужден отменить рейс в связи с чрезвычайными, не зависящими от него обстоятельствами и что им были приняты все разумные меры к тому, чтобы избежать такой отмены. Правила устанавливают сроки уведомления пассажира об отмене рейса и пределы отклонения от указанного в расписании времени отправления и прибытия рейса, соблюдение которых перевозчиком освобождает его от ответственности. В противном случае пассажиру выплачивается компенсация, размер которой составляет от 250 евро, если протяженность рейса менее 1500 км, и до 600 евро, если протяженность рейса свыше 3500 км, независимо от стоимости билета.

4. Пассажир также может прекратить действия договора воздушной перевозки. Причем в практике международных воздушных перевозок различают случаи добровольного и вынужденного отказа пассажира от перевозки. Это предусмотрено Условиями перевозок ИАТА (ст. 10), ВК РФ, российскими Общими правилами перевозок.
Статья 108 ВК регулирует прекращение действия договора воздушной перевозки по инициативе пассажира (так называемый добровольный отказ). Пассажир воздушного судна имеет право отказаться от полета с уведомлением об этом перевозчика не позднее чем за 24 часа до отправки воздушного судна, если установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок не определен льготный срок, и получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму. При отказе пассажира воздушного судна от полета позднее установленного срока пассажир имеет право получить обратно уплаченную за воздушную перевозку сумму с удержанием сбора, размер которого не может превышать 25% суммы, уплаченной за воздушную перевозку.
В пути пассажир также может расторгнуть договор, возвратив приобретенный билет с получением его стоимости, за вычетом установленного сбора и части тарифа, соответствующей пройденному расстоянию. Вместе с тем остановку в пути следования пассажир вправе делать и без расторжения договора перевозки в пределах срока действия билета при условии, что она заранее согласована с перевозчиком, указана в билете, учтена при расчете стоимости перевозки, а также разрешена государственными органами той страны, на территории которой предполагается остановка. Пассажир по согласованию с перевозчиком может также прервать свою перевозку в аэропорту остановки, если время между прибытием и отправлением из него составляет более суток. Если же при бронировании перевозки пассажир не заявил об остановке в пункте по маршруту перевозки, но пожелал ее сделать, то такая остановка расценивается как добровольный отказ пассажира от перевозки и она может быть продолжена только после соответствующего изменения договора.
При вынужденном отказе пассажира от перевозки ему полностью возвращается уплаченная за воздушную перевозку сумма. Это происходит в случаях отмены, переноса, задержки рейса, на который у пассажира забронировано место, невыполнения рейса в соответствии с временем, указанным в расписании, отмены остановки по расписанию в пункте, который для пассажира является пунктом отправления, назначения или остановки в пути, невозможности предоставить пассажиру место в соответствии с бронированием, произведенным ранее, замены класса обслуживания или типа воздушного судна и невозможности перевозчика обеспечить стыковки рейсов в случае выполнения единой перевозки. К разряду вынужденного отказа от перевозки относится несостоявшаяся перевозка, вызванная задержкой пассажира в аэропорту из-за продолжительности проведения досмотра, если при досмотре багажа или личном досмотре пассажира не было обнаружено запрещенных к перевозке веществ и предметов.