Сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товаров когда контейнер с товаром находился в исправном состоянии с ненарушенными пломбами отправителя

При ввозе товара компании ОАО фирма ООО как ее экспедитор представило в таможенный орган необходимые сведения о товаре в соответствии с прилагающимися товаросопроводительными документами. В ходе проведения таможенного досмотра таможня установила, что фактический вес ввезенного товара превышает заявленный в транзитной декларации. По результатам проведенного таможенного досмотра составлен протокол об административном правонарушении на основании которого вынесено постановление о привлечении ООО к ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ. Правомерно ли это, в случае, если таможня не оспаривала, что непосредственно при пересечении таможенной границы контейнер с товаром находился в исправном состоянии с ненарушенными пломбами отправителя?

 

ООО незаконно и необоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение таможенному органу недостоверных сведений о весе товаров при прибытии на таможенную территорию РФ или при убытии с этой территории товаров и (или) транспортных средств влечет наложение административного штрафа в размере:

- от 1000 до 2500 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения - для граждан;

- от 5000 до 10000 руб. - для должностных лиц;

- от 50000 до 100000 руб. с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения - для юридических лиц.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Порядок выдачи разрешения на внутренний таможенный транзит определен в ст. 80 ТК РФ. Одним из обязательных условий для выдачи является представление транзитной декларации.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" (далее - Закон N 87-ФЗ) экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до предоставления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей. В случае если представлена неполная информация, экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

Согласно п. 5 ст. 3 Закона N 87-ФЗ экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом документов, а также информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иных сведений, необходимых для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции. При этом в силу п. 1 ст. 5 Закона N 87-ФЗ информация, предоставляемая клиентом, должна быть полной, точной и достоверной.

В силу пп. 5 п. 2 ст. 81 ТК РФ для получения разрешения на внутренний таможенный транзит перевозчик представляет в таможенный орган отправления сведения о видах или наименованиях, количестве, стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами, весе или объеме, кодах товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее чем первых четырех знаков.

В рассматриваемом случае ООО представило в таможенный орган те сведения о весе товара, которые указаны в товаросопроводительных документах. При этом таможня не оспаривает, что при пересечении таможенной границы контейнер с товаром находился в исправном состоянии с ненарушенными пломбами отправителя.

В соответствии с гл. 10 ТК РФ экспедитор не вправе и не обязан самостоятельно совершать какие-либо операции с товаром, включая его взвешивание. Обязанность запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции (п. 4 ст. 3 Закона N 87-ФЗ), возникает у экспедитора только в случае представления неполной информации о товаре.

Таким образом, ООО было необоснованно привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 03.02.2009 по делу N А32-15530/2008-57/153-15АЖ, от 02.02.2009 по делу N А32-11788/2008-23/190-35АЖ; Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2009 N 15АП-4034/2009).